Презентация, доклад к уроку наглядной геометрии по теме Параллельность и перпендикулярность

Содержание

Параллельные и перпендикулярные прямые играют очень большую роль в жизни человека: особенности их взаимного расположения используют в строительстве, технике, искусстве. Теория параллельных занимает одно из центральных мест в науке «геометрия».Именно свойства параллельных прямых определяют основные свойства

Слайд 1Параллельность и перпендикулярность

Параллельность  и перпендикулярность

Слайд 2Параллельные и перпендикулярные прямые играют очень большую роль в жизни человека:

особенности их взаимного расположения используют в строительстве, технике, искусстве.

Теория параллельных занимает одно из центральных мест в науке «геометрия».

Именно свойства параллельных прямых определяют основные свойства изучаемого нами пространства.
Параллельные и перпендикулярные прямые играют очень большую роль в жизни человека: особенности их взаимного расположения используют в

Слайд 3Рассматривая основные геометрические фигуры, среди всех углов мы выделили прямой угол,

равный 90 градусов.
Изобразим прямой угол и продолжим его стороны за вершину.



O

В

А

a

b

Мы получили две прямые,
пересекающиеся
под прямым углом.

Две прямые,
пересекающиеся
под прямым углом (90°),
называются
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫМИ.

Рассматривая основные геометрические фигуры, среди всех углов мы выделили прямой угол, равный 90 градусов.Изобразим прямой угол и

Слайд 4Перпендикулярные прямые обладают интересными свойствами.
1. Через точку вне данной прямой можно

провести только одну прямую, перпендикулярную этой прямой и пересекающую ее.

2. Если точку взять на самой прямой, то через эту точку проходит бесконечное число прямых, перпендикулярных данной прямой.
Перпендикулярные прямые обладают интересными свойствами.1. Через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, перпендикулярную этой

Слайд 5Если начертить прямую
в тетради,
то одна из прямых, перпендикулярных ей,


будет лежать в плоскости тетради, а все остальные прокалывать тетрадь
в данной точке.

Они будут находиться
в пространстве
(вне плоскости листа);
это похоже на дорожный столб, стоящий на перекрестке дорог:
столб перпендикулярен каждой дороге (рис. 2).

Рис. 2 Рис. 3

3. Две прямые на плоскости, перпендикулярные третьей прямой, не могут пересечься одна с другой (рис. 3).
Если бы они пересеклись, например, в точке С, то мы получили бы треугольник ABC,
у которого два прямых угла,
что невозможно.
На плоскости такого
не может быть.

Если начертить прямую 	в тетради, 	то одна из прямых, перпендикулярных ей, 	будет лежать в плоскости тетради, а

Слайд 6А вот на сфере перпендикуляры
ведут себя иначе.
Вспомните экватор и меридианы.


Они перпендикулярны друг к другу,
но все меридианы пересекаются
в одной точке — на ПОЛЮСЕ.
Однако вернемся к плоскости.
Итак, свойство 3 говорит о том,
что на плоскости существуют непересекающиеся прямые.

Две прямые на плоскости называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ,
если они не пересекаются.

a

b

А вот на сфере перпендикуляры 	ведут себя иначе.Вспомните экватор и меридианы. Они перпендикулярны друг к другу, 	но

Слайд 7Передвигая, как показано на рисунке, треугольник вдоль неподвижной линейки, получаем множество

параллельных между собой прямых.
На рисунке 4-в прямые m и n параллельны.
Этот факт записывается так: m║n
Читаем: прямая m параллельна прямой n
Выбор именно такого знака достаточно понятен,
не так ли?

Рис. 4

а б

Используя линейку и
чертежный угольник,
можно без труда
вычерчивать
параллельные прямые

Передвигая, как показано на рисунке, треугольник вдоль неподвижной линейки, получаем множество параллельных между собой прямых. На рисунке

Слайд 8У обычного чертежного угольника
один угол прямой.
В этом случае с

его помощью можно проводить прямые, перпендикулярные данной прямой (рис. 5).
Или, как говорят, опускать на данную прямую перпендикуляры или восставлять к ней перпендикуляры.
То, что прямые m и n перпендикулярны, записывается так: m n.


С помощью циркуля и линейки также можно строить параллельные и перпендикулярные прямые.
Предлагаемые ниже способы построения интересны и тем,
что число проводимых при построении линий будет
наименьшим из возможных.

Рис. 5

У обычного чертежного угольника 	один угол прямой. В этом случае с его помощью можно проводить прямые, перпендикулярные

Слайд 9Проведение параллельных прямых

Пусть проведена прямая ℓ и
дана точка А вне

этой прямой (рис. 6).
Проведем через точку А любую окружность, пересекающую прямую ℓ (рис. 6).
Возьмем одну из точек пересечения окружности с прямой — точку В, измерим циркулем отрезок АВ и проведем окружность радиусом, равным АВ, с центром в точке В1. Появится точка А1.


Прямая, проходящая через точки А и А1,
параллельна прямой ℓ.

Рис. 6

Проведение параллельных прямых	Пусть проведена прямая ℓ и 	дана точка А вне этой прямой (рис. 6). Проведем через

Слайд 10II способ

II способ

Слайд 11Проведение перпендикуляра к прямой
Пусть проведена прямая ℓ и дана точка А

вне этой прямой.

Для построения перпендикуляра достаточно с помощью
циркуля провести через А две произвольные окружности с
центрами на прямой ℓ (рис.7).
Вторая точка пересечения этих окружностей (точка А1)
и даст нам вторую точку на перпендикуляре.
Подумайте, как провести перпендикуляр (с помощью циркуля и линейки), если точка А лежит на прямой ℓ…

Поэтапное построение

Проведение перпендикуляра к прямойПусть проведена прямая ℓ и дана точка А вне этой прямой.

Слайд 12Следует запомнить еще одно важное свойство перпендикуляра.
Если А — точка на

прямой ℓ,
а В — точка пересечения перпендикулярных прямых ℓ и m (рис. 8), то,
отрезок АВ есть кратчайшее расстояние
от точки А до прямой m


m


A

B

Рис. 8

Итак,
если мы хотим из точки А
по кратчайшему пути попасть на прямую m, то двигаться надо по перпендикуляру
к прямой m

Следует запомнить еще одно важное свойство перпендикуляра.Если А — точка на прямой ℓ, 	а В — точка

Слайд 13Мы все время говорили: «параллельные прямые», «перпендикулярные прямые».

Понятно, что на

практике мы имеем дело не с прямыми, а лишь с их частями — отрезками, лежащими на этих прямых.

Отрезки, лежащие на параллельных прямых, также называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ, а
на перпендикулярных - ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫМИ.
Мы все время говорили: «параллельные прямые», «перпендикулярные прямые». Понятно, что на практике мы имеем дело не с

Слайд 14Среди ребер куба можно указать пары параллельных и перпендикулярных ребер.
На рисунке

9 изображен куб.

Рис. 9

С

Три четверки его ребер параллельны между собой.

Вот одна из них: АВ || DC || АХВХ || DXCX.

1. Назовите еще две четверки параллельных между собой ребер куба.

Ребро АА1 перпендикулярно ребрам АВ, А1В1, AD и A1D1.
Угол между ребром АА1 и каждым из этих ребер равен 90°.
2. Назовите ребра, перпендикулярные:
а) ребру СС1; б) ребру DC.

Среди ребер куба можно указать пары параллельных и перпендикулярных ребер.На рисунке 9 изображен куб. Рис. 9СТри четверки

Слайд 15Ребра АА1 и ВВ1 куба лежат в одной плоскости — в

плоскости передней грани;
в этой же плоскости лежат и плоскости передней грани;
в этой же плоскости лежат и ребра А1В1 и АВ.

Рис. 9

С

Через ребра АА1 и СС1
также можно провести
плоскость — АА1С1С
(диагональное сечение куба).

Ребра АА1 и ВВ1 куба лежат в одной плоскости — в плоскости передней грани; в этой же

Слайд 16А вот пара ребер АА1 и D1C1 особенная.

Не существует плоскости,

которая бы проходила через оба эти отрезка
(а также через прямые АА1 и D1C1).

Такие отрезки и прямые называются СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ.

Какую бы плоскость мы ни провели через АА1, обязательно прямая D1C1 либо пересечет ее в какой-либо одной точке,
либо не пересечет никогда.

3. Найдите еще несколько пар скрещивающихся ребер куба AC1.

С

Обозначение:

a

b


Читают:
прямые
a и b - скрещивающиеся

А вот пара ребер АА1 и D1C1 особенная. Не существует плоскости, которая бы проходила через оба эти

Слайд 17За 5 мин привести как можно больше примеров:
1) параллельных прямых
2)

перпендикулярных прямых, встречающихся в окружающем нас мире.

Участники поочередно называют примеры таких прямых.
Игра заканчивается, как только в течение минуты никто не может придумать новый пример.
Побеждает тот, чей пример был последним.
За 5 мин привести как можно больше примеров: 1) параллельных прямых2) перпендикулярных прямых, встречающихся в окружающем нас

Слайд 18Найдите на рисунке 9
какие-либо отрезки
с концами в вершинах куба


(не являющиеся его ребрами),
такие, чтобы они были:
а) параллельными;
б) перпендикулярными;
в) скрещивающимися.

С

Найдите на рисунке 9 	какие-либо отрезки 	с концами в вершинах куба 	(не являющиеся его ребрами), 	такие, чтобы

Слайд 19Домашнее задание
Выполнить все построения,
которые выполняли на уроке,
выделяя цветом
главные

этапы и линии,
на альбомном листе А-4.

Домашнее заданиеВыполнить все построения, 	которые выполняли на уроке, 	выделяя цветом 	главные этапы и линии,	на альбомном листе А-4.

Слайд 20Спасибо за внимание!
Желаю
удачных построений
параллельных и
перпендикулярных прямых!

Спасибо  за  внимание!Желаю удачных построенийпараллельных и перпендикулярных прямых!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть