Слайд 1
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ
Математика
6 класс
Слайд 2Должны знать и уметь:
- отличать положительные и отрицательные числа;
-
приводить примеры положительных и отрицательных чисел;
- определять их место на координатной прямой;
- приводить примеры противоположных чисел;
- применять их при решении задач различного характера.
Слайд 3ГЛОССАРИЙ:
Рациональные числа – это положительные числа, как натуральные, так и дробные,
противоположные им числа и число 0.
Координатная прямая- прямая, на которой отмечено начало отсчета, выбрано положительное направление и указан единичный отрезок.
Координата точки определяет ее положение на координатной прямой.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Противоположные числа – это два числа, отличающиеся друг от друга только знаками.
Целые числа – это натуральные числа, противоположные им числа и число 0.
Модуль числа- это расстояние на координатной прямой от начала отсчета до точки, которая соответствует данному числу. (Абсолютная величина) Обозначения: |-5|=5
Неотрицательные числа – это положительные числа и число 0.
Неположительные числа – это отрицательные числа и число 0.
Слайд 4Тема № 1 : Положительные и отрицательные числа. Число 0
Эпиграф:
«Высшая
мудрость - это наука о числе»
(древнегреческий философ и педагог Платон)
Слайд 5ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во
II веке до н. э.
Положительные числа тогда толковались как имущество , а отрицательные – как долг, недостача
Широко использовать отрицательные числа начали лишь в 7 веке в Индии, но относились к ним с недоверием.
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с 12-13 веков.
Отрицательные числа ввели в математический обиход
Михаэль Штифель (1487—1567) в книге «Полная арифметика» (1544),
и Никола Шюке (1445—1500)- его работа была обнаружена в 1848 году.
Признанию отрицательнх чисел способствовали работы французского математика Рене Декарта(1596-1650).
Слайд 6Изложение материала:
Возникнув в глубокой древности из практических
потребностей счёта и простейших измерений, математика развивалась в связи с усложнением хозяйственной деятельности и социальных отношений, денежными расчётами, задачами измерений расстояний, времени, площадей и требованиями, которые предъявляли к ней другие науки.
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми числами.
Однако окружающий мир настолько сложен и разнообразен. Натуральных и дробных чисел бывает недостаточно, чтобы измерить некоторые величины, описать многие события.
Все числа больше 0 записывают со знаком «+», а меньше 0 – со знаком «-». Числа со заком «+» называют положительными, а со знаком «-» – отрицательными.
Отрицательными числами обозначают не только температуру, но и положение любого места земной поверхности над уровнем океана.
Если представить это в виде вертикальной шкалы, то нулевая точка это и есть уровень воды океана. Высоту гор измеряют положительными числами, а глубины океана – отрицательными.Например, самая высокая гора на Земле - вершина Джомолунгма +8848 м. Самое глубокое место на Земле - Марианская впадина:
-11034 м .
Слайд 7Рассмотрите термометр. За начало отсчёта 0 принимают температуру замерзания воды.
Вы знаете
из жизненной практики, что десять градусов мороза – это
-10, а пять градусов тепла – это +5.
Слайд 8
0
0
20
20
10
10
10
10
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
50
50
20 C тепла
+ 20 C
о
о
60
60
50
50
Слайд 9
0
0
20
20
10
10
10
10
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
50
50
40 C тепла
+ 40 C
о
о
60
60
50
50
Слайд 10
0
0
20
20
10
10
10
10
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
50
50
10 C мороза
- 10 C
о
о
60
60
50
50
Слайд 11
0
0
20
20
10
10
10
10
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
50
50
30 C мороза
- 30 C
о
о
60
60
50
50
Слайд 12
0
0
20
20
10
10
10
10
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
50
50
0 C
о
60
60
50
50
Слайд 13
0
0
20
20
10
10
10
10
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
50
50
10 C тепла
+ 10 C
о
о
Положительная
температура
60
60
50
50
Слайд 14
0
0
20
20
10
10
10
10
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
50
50
20 C мороза
- 20 C
о
о
Отрицательная
температура
60
60
50
50
Слайд 15
Высота гор измеряется положительно
Слайд 16Глубина воды измеряется отрицательно
Слайд 17Примеры:
10; +50; 27; +35; 12
Положительные числа
-10; - 25; - 34; - 2; - 65 Отрицательные числа
Не является ни положительным,
ни отрицательным числом
0
Слайд 18Как расположить положительные и отрицательные числа на прямой?
Проведём
прямую и отметим на ней точку О. На прямой по разные стороны от точки О на расстоянии 3 см от неё отметим точки А и В. Чтобы отличить их положение относительно точки О, вместо слова «справа» будем писать знак «+», а вместо слова «слева» знак «-». Записывают: А (3), В (-3).
В О А
_____________|___|___|___|___|___|___|__________
- 3 0 3
Вывод: всем точкам на прямой, расположенным справа от точки О, соответствуют числа со знаком «+», а слева от неё – со знаком «-».
Слайд 19Неотрицательные и неположительные числа
Неотрицательные числа — это все положительные числа и
число 0.
Пример:
Выберите из чисел: −375; 0,48; 91,2; 0; −8,6; −0,0009; 27 неотрицательные.
Неотрицательные числа: 0,48; 91,2; 0;27
Неположительные числа — это все отрицательные числа и число 0.
Пример:
Выберите из чисел: −45; 10,1; −1,2; 0; 8,6; −0,0759; 4028 неположительные числа.
Неположительные числа: −45; −1,2; 0; −0,0759.
Слайд 20Переведите на язык математики:
1. Высота горы Говерлы 2061 м.
2. Высота
самого глубокое место Чёрного моря 2210 м.
3. 7000км выше уровня моря, 3000км ниже уровня моря.
4. За положительное направление – север, за отрицательное – юг. На юг прошли 17км, а на север прошли 23км.
5. Когда воздушный шар опускается – движется в положительном направлении, когда поднимается – в отрицательном направлении. Сначала шар поднялся на 35км, а потом опустился на 19км, затем снова поднялся на 7км.
6. Таня вошла в лифт на 6-м этаже, проехала три этажа и вышла из лифта. На каком этаже она вышла? Сколько имеется возможностей?
Слайд 21Постарайся ответить:
1. Какие числа называются положительными, отрицательными?
2. Что можно сказать о
числе 0 ?
3. Какие числа называют неположительными? Неотрицательными?
4. Каким числом является координата точки на горизонтальной прямой, расположенной справа от начала отсчёта? Слева?
Слайд 22Тесты для самоконтроля:
Каждый правильнй ответ в заданих 1 – 3 оценивается
0,5 балла.
Задание 4 оценивается – 2 балла. Задание 5 оценивается – 3 балла.
1. Напиши с помощью чисел со знаками «+» или «-»:
А) 21 градус тепла; Б) 8 градусов мороза;
В) 23 градуса мороза; Г) 30 градусов тепла.
2. Напиши кратко с помощью знаков «+» или «-» следующие утверждения:
А) у Кати еесть 8 гривен; Б) у Олега нет денег;
В) Витя отдал Саше 4 гривны; Г) Таня должна Егору 10 гривен.
3. Напиши с помощью чисел со знаками «+» или «-»:
А) наибольшая глубина Индийского океана 7450 м;
Б) высота горы Эверест 8848 м;
В) самая низкая температура воздуха, зарегистрированная на Земле, составляет 89,2°С;
Г) самая высокая температура воздуха, зарегистрированная на Земле, составляет 57,8 °С.
4. Подводная лодка плыла га глубине 400 м, потом опустилась ещё на 100 м, а затем поднялась на 300 м. На какой глубине оказалась лодка?
А) 300 м; Б) 500 м; В) 200 м; Г) 0 м.
5. На прямой отмечены точки О, Р, С.Точка С лежит правее точки О на 10 клеточек, а точка О – правее точки Р на 6 клеточек. Сколько клеточек содержит отрезок СР?
А) 4; Б) 16; В) 18; Г) 9.
Слайд 23Ответы на тест:
1. А) +21 ; Б)
8 ; В) - 23; Г) + 30 .
2. А) +8; Б) 0; В) - 4 ; Г) -10 .
3 А) - 7450; Б) + 8848; В) - 89,2; Г) + 57,8.
4. В
5. Б
Слайд 24Домашнее задание:
§ 21, упражнение № 926, 930, 933 (1 уровень),
№ 936 (2 уровень)
Слайд 25Спасибо за урок!
Числа отрицательные – новые для вас
Лишь совсем недавно их
узнал ваш класс.
Сразу прибавилось всем теперь мороки,
Учим, учим правила – готовимся к уроку.