Слайд 1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тёткинская средняя общеобразовательная школа №1 им.Бочарникова»
Глушковского
района Курской области
Решение составных задач на части, на уравнивание,
на движение
учитель начальных классов: Малютина Л.Д.
Слайд 4Катя, Вовка и Шурик играют в песочнице. Вовка слепил на 5
куличей больше, чем Катя, а Шурик на 5 куличей больше, чем Вовка. Сколько куличей сделал каждый, если всего ребята слепили 24 кулича?
Слайд 5Катя, Вовка и Шурик играют в песочнице. Вовка слепил на 5
куличей больше, чем Катя, а Шурик на 5 куличей больше, чем Вовка. Сколько куличей сделал каждый, если всего ребята слепили 24 кулича?
5 + 10 = 15 (к.)
24 – 15 = 9 (к.)
9 : 3 = 3 (к.) – количество куличей у Кати
3 + 5 = 8 (к.) – количество куличей у Вовки
8 + 5 = 13 (к.) – количество куличей у Шурика
Ответ: у Катя 3 кулича, у Шурика 8 куличей, у Вовка 13 куличей.
Слайд 16Петя и Вова решали одинаковое количество примеров, причем Вова решил в
5 раз меньше, чем Петя и ему осталось решить 20 примеров.
Сколько примеров должны были решить Петя и Вова?
Слайд 17
П. I-----I-----I-----I-----I-----I
B. I-----I
Слайд 18Митя с Кириллом хотели купить мяч. У Мити не хватило 20р,
у Кирилла не хватило 30р.
Когда они сложили деньги и купили мяч, 60р.осталось. Сколько стоит мяч?
Слайд 19Митя с Кириллом хотели купить мяч. У Мити не хватило 20р,
у Кирилла не хватило 30р.
Когда они сложили деньги и купили мяч, 60р.осталось. Сколько стоит мяч?
20 + 30 = 50 (руб.) - не хватит денег на 2 мяча, если объединить деньги М и К
50 + 60 = 110 (руб.) стоит мяч
Слайд 20Задача 1: Хозяйка развела кур и кроликов. Всего у них 35
голов и 94 ноги. Сколько у хозяйки кур и сколько кроликов?
Слайд 211 способ:
1) 35 ⋅ 2 = 70 (ног) - если бы все
были куры.
2) 94 – 70 = 24 (ноги) - у кроликов.
3) 4 – 2 = 2 (ноги) - на столько ног больше у кролика, чем у курицы.
4) 24 : 2 = 12 (кр.)
5) 35 – 12 = 23 (кур.)
Ответ: 12 кроликов, 23 курицы.
Слайд 222 способ:
1) 35 ⋅ 4 = 140 (ног) - если бы все
были кролики.
2) 140 – 94 = 46 (ноги) - у кур.
3) 4 – 2 = 2 (ноги) - на столько ног меньше у курицы, чем у кролика.
4) 46 : 2 = 23 (кур.)
5) 35 – 23 = 12 (кр.)
Ответ: 12 кроликов, 23 курицы.
Слайд 23Для похода 46 школьников приготовили шестиместные и четырёхместные лодки. Сколько было
тех и других лодок, если все ребята разместились в 10 лодках, и свободных мест не осталось?
Слайд 24Арифметический способ решения:
1) 4 ∙ 10 = 40 (чел.) – поместилось бы
в лодки, если бы они все были четырехместными.
2) 46 – 40 = 6 (чел.) – не поместились бы в лодки, если бы они все были четырехместными.
3) 6 : 2 = 3 (л.) - шестиместные.
4) 10 – 3 = 7 (л.) - четырёхместных.
Ответ: 3 лодки, 7 лодок.
Слайд 25Двухколесные и трехколесные велосипеды имеют 12 рулей и 27 колес.
Найти
число двухколесных и трехколесных велосипедов.
Слайд 26В саду было 4248 яблонь и груш. На каждые 7 яблонь
приходилось 5 груш. Сколько в саду было яблонь и сколько груш?
Слайд 27
Арифметический способ решения:
1) 7 + 5 = 12 (д.)
2) 4248 : 12 =
354 (раза) - содержится по 12 в 4248.
3) 7 ⋅ 354 = 2478 (яб.)
4) 5 ⋅ 354 = 1770 (гр.)
Ответ: 2478 яблонь, 1770 груш.
Слайд 29Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два поезда и
встретились через 18 ч. Определи скорость каждого поезда, если расстояние между городами 1620 км и скорость одного поезда на 10 км/ч больше скорости другого.
Слайд 30
1) 10 ⋅ 18=180 (км) - проедет первый поезд больше второго до
встречи.
2) 1620 – 180 = 1440 (км) - проехали бы оба поезда до встречи за 18 часов с одинаковой скоростью.
3) 1440 : 18 = 80 (км/ч) - сближение поездов за 1 час с одинаковой скоростью.
4) 80 : 2 = 40 (км/ч) - скорость первого поезда.
5) 40 + 10 = 50 (км/ч) - скорость второго поезда.
Ответ: 40 км/ч, 50 км/ч.
Слайд 31Из города А по направлению к городу Б вышел поезд со
скоростью 50 км/ч. Через 12 ч из того же города вылетел самолет со скоростью, в 7 раз большей скорости поезда, и нагнал поезд на половине пути от А до Б.
Определи расстояние между городами.
Слайд 321 СПОСОБ :
1) 50 ⋅ 12 = 600 (км) —
расстояние, пройденное поездом до вылета самолета.
2) 50 ⋅ 7 = 350 (км/ч) --скорость самолета.
3) 350 — 50 = 300 (км/ч) — скорость сближения.
4) 600 : 300 = 2 (ч) — время, за которое самолет догонит поезд.
5) 350 ⋅ 2 = 700 (км) — половина расстояния от А до Б.
6) 700 ⋅ 2 = 1400 (км) — расстояние от А до Б.
Ответ : 1400 км.
Слайд 332 СПОСОБ :
1) 50 ⋅ 12 = 600 (км) —
расстояние, пройденное поездом до вылета самолета.
2) 7 — 1 = 6 (ч) — столько частей содержится в 600 км.
3) 600 : 6 = 100 (км) — длина одной части всего расстояния.
4) 100 ⋅ 7 = 700 (км) — половина расстояния от А до Б.
5) 700 ⋅ 2 = 1400 (км) — расстояние от А до
Ответ: 1400 км.
Слайд 41В клетке сидят фазаны и кролики.
У них 19 голов
и
62 ноги.
Старинная задача.
Сколько фазанов и сколько кроликов в клетке?
Слайд 4219–х
x
2
4
голов
фазаны
кролики
ног
всего ног
4(19–х)
2х
В клетке сидят фазаны и кролики. У них 19
голов
и 62 ноги. Сколько фазанов и сколько кроликов в клетке?
Старинная задача.
Слайд 43
Поезд длиной 400 м пошел мимо неподвижного наблюдателя
за 20 с. За сколько времени он проедет тоннель длиной 400 м?
Мимо наблюдателя
Тоннель (2)
400 м
400 м
Слайд 44
а) Поезд длиной 400 м прошел мимо неподвижного наблюдателя за 20
сек.
За сколько времени он проедет тоннель длиной 400 м?
б) Поезд проехал мимо столба за 7 сек., а вдоль платформы длиной 378 м - за 25 сек. Какова скорость и длина поезда?
Слайд 45
а) 20 м/с - скорость поезда
Для полного выезда из тунеля
последняя точка поезда должна проделать путь 800 метров,
800 : 20 = 40 (сек)
Слайд 46
Трамвай проехал мимо светофора за 2 с,
а
по мосту длиной 175 м – за 16 с.
Какова длина трамвая?
По мосту
Мимо светофора
Слайд 47
16 - 2 = 14 (с) - проходит трамвай 175м (
из 16с он 2с протягивает самого себя
1750 : 14 = 125 (дм/с) - скорость трамвая
125 ⋅ 2 = 250 (дм) = 25 (м) - длина трамвая
Ответ: длина трамвая 25 м
Слайд 48Миша заметил, что поезд из 78 вагонов прошел мимо него за
48 с. Какое расстояние пройдёт поезд за 1 мин, если длина одного вагона 8 м?
( Ответ нужен 780 м)