Слайд 1Методическая разработка
раздела образовательной программы
по математике «Умножение многозначных чисел» .
4
класс УМК «Гармония»
Тема: «Развитие коммуникативных УУД»
Выполнила : Емашова Татьяна Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№4» г.Балахна.
Образование высшее.
г.Балахна
2014г
Слайд 2Актуальность
В настоящее время перед школой стоит социальный
заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться и сформироваться в процессе обучения начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.
Слайд 3Анализ
психолого-педагогической и методической литературы
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность
и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов
— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов
– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера
— контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 4Коммуникация
Взаимодействие
(Учет позиции собеседника
по деятельности)
Кооперация
(действия, направленные на
сотрудничество)
Условие интериоризации
(средство
передачи
информации другим людям)
Слайд 5Методическая концепция
курса математики
находит выражение:
в логике построения курса,
в методическом
подходе,
в системе учебных заданий,
в методике обучения решению текстовых задач,
в методике использования калькулятора
в организации дифференцированного обучения.
Слайд 6
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится
ведущей
деятельностью.
Завершается переход от наглядно- образного к словесно-логическому мышлению.
3. Мотивация достижения становится доминирующей.
4. Происходит смена распорядка дня.
5. Укрепляется новая внутренняя позиция.
6. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Слайд 7Новизна методической разработки:
Совершенствование содержания раздела программы по математике «Умножение многозначных чисел»
Разработка
технологии подготовки и проведения урока в сотрудничестве.
Разработка системы заданий к разделу «Умножение многозначных чисел»
Слайд 8Цель разработки: развитие коммуникативных УУД учащихся 4 класса при изучении раздела
учебной программы по математике «Умножение многозначных чисел»
Задачи:
научить детей планировать свою учебную деятельность с учителем и со сверстниками;
развитие умения определять цели сотрудничества, функций каждого участника, способов взаимодействия;
тренироваться в умении правильно и чётко задавать вопросы;
учиться управлять своим поведением, поведением партнёра, разрешать возникшие конфликты;
создание положительного отношения к совместной деятельности.
Слайд 9Планируемые результаты:
Большинство детей научатся:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения)
выражать в речи свои мысли и действия;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что – нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего поведения;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.
Слайд 10Все учащиеся получат возможность научиться:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своего действия;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнерами о способах решения возникающих проблем;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Слайд 11Обобщение и анализ собственного педагогического опыта
Сотрудничество - это
совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
При изучении тем из раздела «Умножение многозначных чисел» я старалась организовать сотрудничество на уроках таким образом, что ученики:
Соревнуются друг с другом за право называться лучшими;
Приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой свои цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;
Работают, объединившись в небольшие группы.
Слайд 12Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать
на основе:
-единой цели, которую можно достичь только сообща;
-распределенных внутригрупповых ролей, функций;
-единого учебного материала;
-общих ресурсов;
-одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Слайд 13При обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху
всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой, подлежащей изучению.
Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Слайд 14варианты организации обучения в сотрудничестве.
1. Обучение в малых группах.
Слайд 152. Обучение в команде на основе турнира
Слайд 16Система упражнений для развития коммуникативных УУД
собери алгоритм
Слайд 18Блоки заданий по темам (для отработки способов действий)
1. Ученикам предварительно было
дано задание подготовить карточки с примерами или задачей для отработки знаний, полученных на уроке. Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий на одной карточке - 1 или 2.
Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнёру. Второй слушает, осмысливает, задаёт вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнёра, затем они меняются ролями.
2. Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно.
3. Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идёт повторное объяснение.
4. После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу.
5. После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идёт объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги.
Слайд 19Технология подготовки и проведения урока в сотрудничестве
1 этап. Выбрать тему, цель и
задачи урока.
2 этап. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
3 этап. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.
4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.
5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.
6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы
7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.
Слайд 20Заключение
Итак, обучение в
сотрудничестве помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Дело в том, что, предлагая новый материал, учитель старается излагать его хотя и доступно, но на достаточно научном уровне, а не все учащиеся воспринимают, осмысливают его объяснения. Кроме того, различные способности школьников, различный темп обучаемости приводят к тому, что некоторые из учеников испытывают большие затруднения при изучении нового материала. Обучение в сотрудничестве дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.
Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. На это и направлены те принципы оценивания групповой работы, которые были приведены выше.
При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
Слайд 21Список литературы
Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе.
[Текст] / Л.В. Байбородова. - Ярославль, 2001
Белова, Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач. [Текст] // Вопросы психологии, №2.- 2001.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
Носова, И.В.. Особенности работы в малых группах. [Текст] // –«Начальная школа плюс до и после», №6 – 2004.
Панюшкин, В. П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся. [Текст] // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников/ Под ред. Л.М.Фридмана. - М.,2002.
Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. [Текст] / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 2009.
Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению. [Текст] // Вопросы психологии №2, 2003
Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. [Текст] // Исследовательская работа школьников, 2003.