Слайд 1Учебный проект по математике
«ПОЧЕМУ ПОЯВИЛИСЬ
ДРОБНЫЕ ЧИСЛА?»
МБОУ «Ершичская средняя школа»
Работу выполнили:
учащиеся 10 класса Руководитель: Астапенко Н.И
2016 год
Слайд 2Аннотация проекта
В основе проекта лежит интегрированное исследование в области нескольких предметов,
таких как математика, история, экономика, технология и др. Работа над проектом позволяет развивать у его участников аналитическое и творческое мышление, специальные (математические) и общеучебные умения.
Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявлять себя. Учащиеся выбирают нужную часть информации в ее большом потоке, планируют и проводят математическое исследование, по ходу дела разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов, их осмысление и презентация.
Слайд 3Основной вопрос: ПОЧЕМУ ПОЯВИЛИСЬ ДРОБНЫЕ ЧИСЛА?
Вопрос учебной темы: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Учебные
предметы: МАТЕМАТИКА
ИСТОРИЯ
ИНФОРМАТИКА
Участники: УЧАЩИЕСЯ 10 КЛАССа
Сроки проведения: 1 месяц
Слайд 4Методические рекомендации : освоить представление о
дробных числах ,
научить пользоваться PowerPoint для оформления результатов,научить кратко излагать свои мысли устно и письменно
Дидактические цели : формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и наметить пути её решения.
Слайд 5Вопросы для самостоятельных исследований учащихся :
Что представляют из себя дробные
числа?
А как появились дробные числа?
Немного из истории дробных чисел...
Результаты представления исследований :Презентация
Слайд 6Этапы и сроки проведения проекта
«Мозговой штурм»(формулирование тем исследований учеников)
Формирование групп для
проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Выбор творческого названия проекта совместно с учащимися.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе.
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
Подготовка школьниками презентаций по отчёту проделанной работы.
Защита полученных результатов и выводов.
Слайд 7ТЕМА: Обыкновенные дроби.
1 группа
Никитина Мария
Побокин Никита
Корчевая Анна
Слайд 8ТЕМА: Десятичные дроби.
2 группа
Даваян Милена
Турпакова Алина
Палакян Артур
Слайд 9ТЕМА: Дроби в жизни.
3 группа
Ровкина Анастасия
Веремьёв Николай
Потапенков Николай
Слайд 10Полезные ресурсы
Википедия Десятичные дроби
Википедия Египетские дроби
Электронный учебник по
математике
Слайд 11ТЕМА:
ОБЫКНОВЕННЫЕ
ДРОБИ.
1 группа
Слайд 12ТЕМА: ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ.
Необходимость в дробных числах возникла у человека на
весьма ранней стадии развития. Уже дележ добычи, состоявший из нескольких убитых животных, между участниками охоты, когда число животных оказывалось не кратным числу охотников, могло привести первобытного человека к понятию о дробном числе.
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удаётся выразить натуральным числом, приходится учитывать и части употребляемой меры. Исторически дроби возникли в процессе измерения.
Потребность в более точных измерениях привела к тому, что начальные единицы меры начали дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой единице меры, которую получали как следствие раздробления, давали индивидуальное название, и величины измеряли уже этой более мелкой единицей.
В связи с этой необходимой работой люди стали употреблять выражения: половина, треть, два с половиной шага. Откуда можно было сделать вывод, что дробные числа возникли как результат измерения величин. Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи.
Слайд 13ДРОБИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
В Древнем Египте архитектура достигла высокого развития.
Для того, чтобы строить грандиозные пирамиды и храмы, чтобы вычислять длины, площади и объемы фигур, необходимо было знать арифметику.
Из расшифрованных сведений на папирусах ученые узнали, что египтяне 4 000 лет назад имели десятичную (но не позиционную) систему счисления, умели решать многие задачи, связанные с потребностями строительства, торговли и военного дела.
В Древнем Египте некоторые дроби имели свои особые названия – а именно, часто возникающие на практике 1/2, 1/3, 2/3, 1/4, 3/4, 1/6 и 1/8. Кроме того, египтяне умели оперировать с так называемыми аликвотными дробями (от лат. aliquot – несколько) типа 1/n – их поэтому иногда также называют «египетскими»; эти дроби имели свое написание: вытянутый горизонтальный овальчик и под ним обозначение знаменателя. Что касается остальных дробей, то их следовало раскладывать в сумму египетских. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа - 2/3 - у них был специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица - все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби). Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. Умели египтяне также умножать и делить дроби. Но для умножения приходилось умножать доли на доли, а потом, быть может, снова использовать таблицу. Ещё сложнее обстояло с делением. Важную работу по исследованию египетских дробей провёл математик XIII века Фибоначчи.
Слайд 14ДРОБИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Египетские дроби продолжались использоваться в древней
Греции и впоследствии математиками всего мира до средних веков, несмотря на имеющиеся к ним замечания древних математиков (к примеру, Клавдий Птолемей говорил о неудобстве использования египетских дробей по сравнению с Вавилонской системой). Максим Плануд греческий монах, ученый, математик в 13 веке ввел название числителя и знаменателя
В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные
дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним – числитель дроби. Например, означало три пятых. Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.
Слайд 15ДРОБИ В ИНДИИ.
Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там
писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. Зато вся дробь помещалась в прямоугольную рамку. Иногда использовалось и «трехэтажное» выражение с тремя числами в одной рамке; в зависимости от контекста это могло обозначать неправильную дробь (a + b/c) или деление целого числа a на дробь b/c. Правила действий над дробями почти не отличались от современных.
Слайд 16ДРОБИ У АРАБОВ.
Записывать дроби как сейчас стали арабы. Средневековые арабы пользовались
тремя системами записи дробей. Во-первых, на индийский манер записывая знаменатель под числителем; дробная черта появилась в конце XII – начале XIII в. Во-вторых, чиновники, землемеры, торговцы пользовались исчислением аликвотных дробей, похожим на египетское, при этом применялись дроби со знаменателями, не превышающими 10 (только для таких дробей арабский язык имеет специальные термины); часто использовались приближенные значения; арабские ученые работали над усовершенствованием этого исчисления. В-третьих, арабские ученые унаследовали вавилонско-греческую шестидесятеричную систему, в которой, как и греки, применяли алфавитную запись, распространив ее и на целые части.
Слайд 17ДРОБИ В ВАВИЛОНЕ
Вавилоняне пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну
единицу, а угол из двух лежащих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что вавилоняне писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.
В древнем Вавилоне предпочитали постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Исследователи по-разному объясняют появление у вавилонян шестидесятеричной системы счисления. Скорее всего здесь учитывалось основание 60, которое кратно 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30 и 60, что значительно облегчает всякие расчеты. Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.
Слайд 18ДРОБИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой
мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дробь вида 2,135436 выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок. Так записывались дроби на протяжении двух веков, а в V веке китайский ученый Цзу-Чун-Чжи принял за единицу не чи, а чжан = 10 чи, тогда эта дробь выглядела так: 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок.
Слайд 19ДРОБИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она
основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь шла не о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.
Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулёзно изучил этот вопрос." Это значит, что вопрос изучен до конца, что не одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулёзно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус". В ходу были и такие названия: "семис"- половина асса, "секстанс"- шестая его доля, "семиунция"- половина унции, т.е. 1/24 асса и т.д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было помнить для этих дробей таблицу сложения и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твёрдо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию (2/3 унции, т.е.1/8 асса) получается унция. Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из которых дошли до нас.
Слайд 20ДРОБИ НА РУСИ
В русском языке слово "дробь" появилось
лишь в VIII веке. Происходит слово "дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать", "разбивать", "раздроблять". В первых учебниках дроби назывались "ломанные числа". В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:
– половина, полтина, – треть,
– четь, – полтреть,
– полчеть, – полполтреть,
– полполчеть, – полполполтреть (малая треть),
– полполполчеть (малая четь), – пятина,
– седьмина, – десятина.
Древние математики 100/11 не считали дробью. Остаток от деления 1 фунт предлагается поменять на яйца, которых можно было купить 91 штуки. Если 91:11 то получится по 8 яиц и 3 яйца в остатке. Автор рекомендует отдать их тому, кто делил, или же поменять на соль, чтобы посолить яйца.
Слайд 22ТЕМА: Десятичные дроби.
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а
вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
Почему же люди перешли от обыкновенных дробей к десятичным? Да потому, что действия с ними более простые, особенно сложение и вычитание.
Появились десятичные дроби в трудах арабских математиков в Средние века и независимо от них в древнем Китае. Но и раньше, в древнем Вавилоне, использовали дроби такого же типа, только шестидесятеричные.
Слайд 23ТЕМА: Десятичные дроби.
Позднее учёный Гартман Бейер (1563-1625) выпустил сочинение “Десятичная логистика”,
где писал: “…я обратил внимание на то, что техники и ремесленники, когда измеряют какую-нибудь длину, то очень редко и лишь в исключительных случаях выражают её в целых числах одного наименования; обыкновенно им приходится или брать мелкие меры, или обращаться к дробям. Точно так же астрономы измеряют величины не только в градусах, но и в долях градуса, т.е. минутах, секундах и т.п. Их деление на 60 частей не так удобно, как деление на 10, на 100 частей и т.д., потому что в последнем случае гораздо легче складывать, вычитать и вообще производить арифметические действия; мне кажется, что десятичные доли, если бы ввести вместо шестидесятеричных, пригодились бы не только для астрономии, но и для всякого рода вычислений”.
Слайд 24ТЕМА: Десятичные дроби.
Сегодня мы пользуемся десятичными дробями естественно и свободно. Однако
то, что кажется естественным нам, служило настоящим камнем преткновения для учёных Средневековья. В Западной Европе 16 в. вместе с широко распространённой десятичной системой представления целых чисел в расчётах повсюду применялись шестидесятеричные дроби, восходящие ещё к древней традиции вавилонян. Понадобился светлый ум нидерландского математика Симона Стевина, чтобы привести запись и целых, и дробных чисел в единую систему. По-видимому, толчком создания десятичных дробей послужили составленные им таблицы сложных процентов. В 1585 г. он опубликовал книгу “Десятина”, в которой объяснил десятичные дроби.
С начала XVII века начинается интенсивное проникновение десятичных дробей в науку и практику. В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1617 году математиком Непером.
Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид – проценты – применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.
Слайд 25ТЕМА: Десятичные дроби.
Источники информации:.
1. http://www.referat-web.ru/content/referat/mathematics/mathematics49.php
2. http://otherreferats.allbest.ru/mathematics/00007546_0.html
3. Путешествие в историю математики или Как люди учились
считать: Книга для тех, кто учит и учится. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 168 с.
4. Депман И.Я. История арифметики. М.: Просвещение, 1965
5. http://tolian1999.narod.ru/mywork.html
Слайд 26Применение дробей в повседневной жизни.
«Математика и музыка
требуют единого мыслительного процесса»
(А. Энштейн)
Слайд 27Сравнения длительности
нот и дробей
1
1/2 1/4 1/8 1/16
Слайд 28Нотные равенства
Действия с дробями
=
=
От целой ноты
уберем
получится
1/8 + 1/8 = 1/4
1/4 + 1/4 = 1/2
1 - 1/2 = 1/2
Слайд 29Золотым сечением называли математики древности и средневековья деление отрезка при кот
ором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Это отношение приближённо равно 0,618 . Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, встречается в природе.
Окружающие нас предметы также часто дают примеры золотого сечения. Например, переплёты многих книг имеют отношение ширины и длины, близкое к значению 0,618.
Красивейшее произведение древнегреческой архитектуры – Парфенон – построено вV в. до н.э. отношение высоты здания к его длине равно 0,618
Золотое сечение.
Слайд 30География , Промышленность
Участки земной поверхности изображаются на карте в уменьшенном виде, для
этого используется понятие масштаба: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. Используется и в чертежах.
Например: масштаб карты означает, что 1см на карте соответствует 10000см на местности.
Слайд 31В строительстве.
Фасад здания Первой клинической больницы им. Н.И. Пирогова (Москва) построен
так, что если разделить высоту здания так, как показано на рисунке , т.е. по золотому сечению, то получим те или иные выступы, карнизы и т.д. Например, равны отношения
.
Слайд 32В ходе написания проекта среди взрослого населения было проведено анкетирование по
следующим вопросам:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Профессия.
3. Используете ли Вы дроби в своей профессиональной деятельности?
4. Используете ли Вы дроби в повседневной жизни?
Среди опрошенных были люди следующих профессий: учитель, воспитатель, бухгалтер, водитель, слесарь, кочегар, тракторист, медсестра, продавец, электросварщик, завхоз, почтальон и др.
Слайд 33 применяют дроби в повседневной жизни и в профессии
30 человек
60%
Применяют дроби
в профессии
10 человек
20%
Применяют дроби в повседневной жизни
10 человек
20%
Результаты анкетирования
Слайд 341. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://mathege.ru/or/ege/Main
3. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
4.
Школьные учебники по математике
Использованы материалы
Слайд 35Вывод
Теперь мы не можем представить себе нашу жизнь без десятичных дробей.
Они вместе с нами повсюду, в разных жизненных ситуациях.
ДРОБИ СОПРОВОЖДАЮТ НАС ВЕЗДЕ,ОБОЙТИСЬ БЕЗ НИХ НИКАК НЕЛЬЗЯ.
Человек подобен дроби: числитель - это он сам,
а знаменатель то, что он о себе думает.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
(Л.Н. Толстой)