Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ
Тросиненко Анна Федоровна,
учитель математики
МБОУ
СОШ №1
г.Александровск-Сахалинский
Слайд 2Введение
Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время
бурный научно-технический прогресс, который характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах. Они связаны с формированием прочных знаний основ наук, в том числе и математики, на уроках которой просто невозможно обойтись без устных вычислений.
Слайд 3 Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и
прочных математических знаний. Математические расчеты, основные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются составной частью трудовой деятельности рабочего, инженера, экономиста и других. Умение считать является непрерывным элементом политехнического образования. Существенным элементом образовательной подготовки учащихся являются вычисления.
« Формирование практических знаний и умений, так же как и приобретение базовой подготовки по математике являются основной целью обучения математике в 5-6 классах»- говорится в программе по математике. При изучении математики основное внимание уделяется формированию широкого круга практических навыков вычислений.
Слайд 4 Для выработки у учащихся вычислительных умений и навыков требуется
систематическая организация разнообразных видов работы, связанных с вычислениями. Большую роль играют устные и письменные вычисления. Устные вычисления являются одним из средств борьбы с формализмом знаний, так как их выполнение заставляет учащихся отступать от шаблонов, повторять раннее изученный материал. Проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, воспитывает у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. Существенную роль при письменных вычислениях играют записи выполняемой работы.
Слайд 5 Актуальность темы.
- математика относится к одному из предметов, который изучается
ребёнком с дошкольного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе;
- научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе;
- по математике обязательный экзамен в выпускных классах в форме ЕГЭ;
- во многих учебных заведениях после окончания школы математика - один из главных предметов;
- вычислительные навыки необходимы в практической жизни каждого человека, и в рыночных условиях математическая грамотность тоже необходима.
Слайд 6
М.А. Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приемами.
«Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».
Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм, прочность.
Слайд 7
Правильность - ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно
выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Осознанность - ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения.
Рациональность - ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнения которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.
Обобщенность - ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм - ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.
Прочность - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
Слайд 8Причины невысокой вычислительной культуры учащихся:
низкий уровень мыслительной деятельности;
отсутствие соответствующей подготовки и
воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
неразвитое внимание и память учащихся;
недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.
Слайд 9Цель работы:
– Выявление методических особенностей в формировании вычислительных навыков.
Объект: учебный процесс
Предмет:
формирование вычислительных навыков школьников
Задачи: 1. Охарактеризовать приемы организации вычислений на уроках математики в 5-6 классах с учетом психолого-педагогических особенностей школьников;
2. Описать деятельность учителя по формированию вычислительной культуры учащихся 5-6 классов;
3. Разработать модель деятельности учителей по формированию вычислительных навыков в 5 классах.
Слайд 10 Таким образом, после изучения теоретических основ вопроса нами была
выдвинута гипотеза: если учитель на уроках математики в 5-6 классах будет использовать различные виды вычислений (табличные, письменные, устные, цепочные), то уровень развития вычислительных навыков у учащихся существенно улучшится.
Слайд 11Формирование вычислительных навыков учащихся
Устный счет – первооснова любых вычислений.
Основная функция устных упражнений – актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений.
Слайд 12 Организация устных упражнений всегда была и остается «узким местом»
в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку», предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей. Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников в средних классах, наборы упражнений - таблицы. Они предназначены как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы ученика дома.
Слайд 13 Основное их назначение - формирование у обучающихся прочных
навыков вычислений, эффективно развивая при этом внимание и память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Обратим особое внимание на то, что все таблицы в течение учебного года можно использовать многократно.
Тематика таблиц (тренировочных заданий) для устных вычислений.
Сложение натуральных чисел.
Вычитание натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел.
Деление натуральных чисел.
Действия с десятичными дробями.
Сократите дробь.
Исключите целую часть из дроби.
Слайд 14Замените неправильной дробью.
Переведите в десятичную дробь.
Решите уравнения.
Выполните вычитание (100-; 200-; 300-;)
Выполните
умножение(2,3,4,5на числа).
Выполните деление(100:,600:,1000:)
Решите уравнения (продолжение№10)
Выразите каждую величину в см, в м, в дм.
Выразите каждую величину в кг, в ц, в т.
Золотая арифметика-1(набор примеров на все действия с натуральными числами)
Золотая арифметика-2 (набор примеров на все действия с положительными и отрицательными числами)
Золотая арифметика-3
Проценты.
Слайд 151.Этап вводного контроля
1. На этом этапе в начале
работы с классом проводится проверка знаний таблицы сложения, вычитания, умножения и деления. Форма проверки- устный счет по карточкам и таблицам. Задания из таблицы могут быть представлены на карточках. Учащимся, допустившим ошибки, предлагаются повторные задания для отработки навыков, а потом они повторно проверяются в ходе уроков или самостоятельных работ.
2. Далее на этом этапе проводится контроль знаний по всем темам математики в форме устного счета, небольших письменных работ, отдельных заданий при выполнении текущих самостоятельных работ. При этом особое внимание обращается на решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с натуральными числами.
При этом индивидуальная работа ведется как на уроке, так и вне уроков, учащимся выдаются на дом карточки для отработки навыков.
Слайд 162.Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков
К этому этапу готовятся таблицы,
цепочки действий, презентации следующих видов:
-Для отработки отдельного навыка .
-По отработке нескольких навыков.
На этом этапе используются следующие формы работы:
Слайд 171.Устный фронтальный опрос по карточкам, проводимый как учителем, так и учащимися.
2.Письменный
опрос (с записью ответа или записью ответов действий) по подготовленным таблицам и другим видам заданий.
3.Самостоятельная письменная работа (с записью ответа или ответов действий) по вариантам или по карточкам с последующим анализом и работой над ошибками.
Слайд 184.Решение у доски во время опроса.
5.Решение за первой партой.
6.Разбор образцов решений и их оформление.
7.Отработка алгоритмов вычислений.
8.Математические эстафеты.
9.Цепочные вычисления.
Работа в парах (по таблицам называют ответы).
11.Соревнование: «Кто быстрее?»
12.Математический диктант
Слайд 193.Этап итогового контроля
Итоговый контроль проводится в форме устной контрольной
работы или в форме устно - письменного зачета. 5 класс-2раза в год по темам: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», 6 класс-2раза в год по темам: «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа». Обычно они проводятся как нестандартные уроки (например «Урок 20 задач»).
Слайд 20Заключение
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
устный счет – первооснова
любых вычислений;
основная функция устных упражнений – актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений;
суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку»;
основное назначение таблиц, карточек, цепочек - формирование у обучающихся прочных навыков вычислений;
Слайд 21
система работы по формированию вычислительных навыков состоит из трех этапов: этапа
вводного контроля, этапа текущей работы и итогового контроля;
основные формы работы при формировании вычислительных навыков учащихся: устный фронтальный опрос, опрос по таблицам, самостоятельная работа, решение у доски во время опроса, решение за первой партой, разбор образцов решений и их оформление, отработка алгоритмов вычислений, математические эстафеты, цепочные вычисления, работа в парах соревнование, математический диктант, устная контрольная работа, урок « 20 задач», зачет.