Презентация, доклад к методическому семинару Проблемное обучение и имитационная технология как средство формирования УУД

Содержание

Предпосылки возникновения и становления опыта Требования государства к системе образованияРеальная ситуацияФГОС ОООКонцепция развития математического образования в РФСнижение успеваемости и качества знаний по предметуНизкий уровень учебной мотивации и самостоятельности обучающихся

Слайд 1Муниципальный конкурс «Педагог – мастер» 2016
Конкурсное задание «Методический семинар»

«Проблемное обучение и

имитационная технология как средство формирования универсальных учебных действий.»






Н.М.Ермакова
Учитель математики
МБОУ
«гимназия им. А.Н. Островского»
Муниципальный конкурс «Педагог – мастер» 2016Конкурсное задание «Методический семинар»«Проблемное обучение и имитационная технология как средство формирования универсальных

Слайд 2Предпосылки возникновения и становления опыта


Требования государства к системе образования

Реальная ситуация

ФГОС ООО
Концепция развития математического образования в РФ

Снижение успеваемости и качества знаний по предмету
Низкий уровень учебной мотивации и самостоятельности обучающихся

Предпосылки возникновения и становления опыта        Требования государства к системе образованияРеальная

Слайд 3Технология проблемного обучения и имитационная технология. Цели:
активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся;
формирование новых

знаний и умений путем создания проблемных ситуаций;
повышение интереса к предмету;
воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним;
создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков;
формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся.
 
Технология проблемного обучения и имитационная технология. Цели:активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся;формирование новых знаний и умений путем создания

Слайд 4История развития проблемного обучения
Дж. Дьюи
С.Л. Рубинштейн
Сократ
И. Песталоцци
Я.А.Коменский
Ф.А. Дистервег
К.Д. Ушинский
В.Оконь
А.М. Матюшкин
И.Я. Лернер
Т.В.

Кудрявцев

А.В. Брушлинский

В.А. Крутецкий

М.И. Махмутов

История развития проблемного обученияДж. ДьюиС.Л. РубинштейнСократИ. ПесталоцциЯ.А.КоменскийФ.А. ДистервегК.Д. УшинскийВ.ОконьА.М. МатюшкинИ.Я. ЛернерТ.В. КудрявцевА.В. БрушлинскийВ.А. КрутецкийМ.И. Махмутов

Слайд 5Определение проблемного обучения
Проблемное обучение - это особый вид взаимодействия педагога и

обучающихся, который характеризуется созданием педагогом проблемных ситуаций, подведением обучающихся к желанию разрешить поставленные проблемы (психологическая проблемная ситуация), активной самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по их разрешению, умелом руководстве этой деятельностью педагога, в результате чего и происходит усвоение новых знаний и способов действий.
Определение проблемного обученияПроблемное обучение - это особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется созданием педагогом проблемных

Слайд 6Проблемное обучение
Проблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций,

а также психолого-педагогическом управлении их разрешением со стороны учащихся.

Проблемное учение может быть рассмотрено как полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, в которой представлен анализ задачи-ситуации с позиции информационного состава, целей и условий для решения, заканчивающийся формулировкой проблемы, выдвижением гипотезы и ее обоснованием, принятием решения и рабочей программы действий, исполнительской деятельностью и анализом полученных результатов.

Проблемное обучениеПроблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций, а также психолого-педагогическом управлении их разрешением

Слайд 8Основные понятия проблемного обучения



Проблемная (педагогическая) ситуация создается педагогом с помощью

проблемных вопросов, проблемных заданий, проблемных задач.

Проблемная (психологическая) ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у обучаемого, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Проблема - это некое препятствие, затруднение, мешающее нам добиться желаемого. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением на практике. Проблема содержит проблемную ситуацию

Проблемная задача служит способом решения (преодоление, избегание) проблемы..

Основные понятия проблемного обучения Проблемная (педагогическая) ситуация создается педагогом с помощью проблемных вопросов, проблемных заданий, проблемных задач.Проблемная

Слайд 9Типы проблемных ситуаций

Типы проблемных ситуаций

Слайд 10Требования к постановке проблемы
1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.
2. Посильность

выдвигаемой проблемы.
3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся.
4. Естественная постановка проблемы..
Требования к постановке проблемы1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.2. Посильность выдвигаемой проблемы.3. Формулировка проблемы должна заинтересовать

Слайд 11Структура урока
1. Актуализация знаний.
2. Проблемная ситуация педагогическая.
3. Проблемная ситуация психологическая
4. Постановка

учебной проблемы (осознание, формулировка)
5. Поиск способов решения проблемы (гипотезы)
6.Доказательство гипотезы.
7. Решение учебной проблемы
8. Рефлексия: проверка решения на практике
Структура урока1. Актуализация знаний.2. Проблемная ситуация педагогическая.3. Проблемная ситуация психологическая4. Постановка учебной проблемы (осознание, формулировка)5. Поиск способов

Слайд 12Уровни проблемного обучения
уровень обычной активности (обусловливающий репродуктивную деятельность ученика (действия по

образцу) – самую низкую степень познавательной самостоятельности);
уровень полусамостоятельный (обеспечивающий применения прежних знаний в новой ситуации);
самостоятельный (продуктивный)
уровень творческой активности.


Уровни проблемного обученияуровень обычной активности (обусловливающий репродуктивную деятельность ученика (действия по образцу) – самую низкую степень познавательной

Слайд 13Условия достижения максимального эффекта при использовании технологии проблемном обучении:
Системно-деятельностный подход к

организации урока;
Отбор педагогом наиболее актуальных и сущностных задач, подготовку проблемных вопросов и ситуаций, предварительное прохождение всех этапов урока и предвидение различных вариантов его хода;
Педагогическая проблемная ситуация должна обязательно «породить» психологическую проблемную ситуацию, т.е. поставленная проблема должна стать значимой для обучающихся; удивить их своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью, содержать посильное познавательное затруднение;
Главное - это не сам факт получение нового знания или способа решения, а путь их получения и действия обучающихся на протяжении «этого пути»;
Все учащиеся должны испытать радость открытия новых знаний или способов решения, для этого проблемные задачи должны содержать различные уровни подсказки для слабых учащихся.
Условия достижения максимального эффекта  при использовании технологии проблемном обучении: Системно-деятельностный подход к организации урока; Отбор педагогом

Слайд 14Имитационные технологии кейс -метод
Техника обучения, использующая описание социальных ситуаций (от англ.

case — «случай»).
Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Имитационные технологии кейс -методТехника обучения, использующая описание социальных ситуаций (от англ. case — «случай»).Под ситуацией (кейсом) понимается

Слайд 15Условия создания кейса
1) Кейс должен содержать необходимую достоверную актуальную информацию (отрывки из

литературных произведений, статистические данные, таблицы, прайс-листы и т.п.); возможность привлечения дополнительной или справочной литературы должна быть сведена к минимуму;
2) Кейс должен быть ориентирован на возраст обучающихся и реальные временные рамки (не более 45 минут);
3) К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа;
4) Кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.

Условия создания кейса1)	Кейс должен содержать необходимую достоверную актуальную информацию (отрывки из литературных произведений, статистические данные, таблицы, прайс-листы

Слайд 16Проблемное обучение и кейс метод:
Реализуют системно- деятельностный подход в обучении математике.
Развивают:
личностные

действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция;
познавательные универсальные действия:
общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);
логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство);
коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проблемное обучение и кейс метод:Реализуют системно- деятельностный подход в обучении математике.Развивают:личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;регулятивные действия: целеполагание, планирование,

Слайд 17Результаты опроса учащихся 5,6,8 классов «Понравился ли вам урок»

Результаты опроса учащихся 5,6,8 классов «Понравился ли вам урок»

Слайд 18Проверка прочности усвоения понятий

Проверка прочности усвоения понятий

Слайд 19Анализ показателей качества знаний учащихся 5, 6, 8 классов

Анализ показателей качества знаний учащихся 5, 6, 8 классов

Слайд 20Трансляция опыта
1. ШМО, ГМО учителей математики. 2016г.

2. Городской практико-ориентированный семинар «Конструирование

учебного занятия в условиях внедрения ФГОС ООО». 2015г.

3. Сеансы видеоконференцсвязи в рамках «Гимназического союза России», проводившихся на базе гимназии( Бинарный сеанс: Методы, эффективные приемы и средства (межпредметные) формирования УУД в ООО) 2015г.







Трансляция опыта1. ШМО, ГМО учителей математики. 2016г.2. Городской практико-ориентированный семинар «Конструирование учебного занятия в условиях внедрения ФГОС

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть