Слайд 1Лекция
ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2 Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия
внешнего мира, переработки информации о нём и планирования поведения в этом мире. Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки.
Слайд 3Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все
это реализуется именно в левом полушарии.
В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга.
Слайд 4 Очень важно чтобы наши полушария работали одновременно, и тогда
мы сбалансированы, у нас нормальная координация, мы прекрасно воспринимаем музыку, у нас проявляются артистические и художественные способности.
Слайд 5 Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе детей школьного
возраста позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что должно эффективно сказаться на продуктивности мышления ребенка и на развитии его физических качеств.
Слайд 6Использование современных информационных технологий старшими школьниками является эффективным средством воспитания и
развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 7 Около 90% детей в возрасте от 5 до 17
лет используют компьютеры, а 49% из них пользуются INTERNETом.
Слайд 8Первый электронный цифровой компьютер
был создан в США в 1942 году.
В
СССР первая вычислительная машина
была изобретена в 1950 году.
В настоящее время, по данным исследователей компании
«Netcraft», в INTERNETе насчитывается 135166473 сайта.
Слайд 9Есть ли у вас дома компьютер?
Институт общественного мнения «Квалитас».
Опрос на улицах
города Воронежа.
Слайд 10Где вы обычно пользуетесь INTERNETом?
Слайд 11
Вначале был Ламер. Ламер родил Юзера. Юзер родил Хакера и брата
его Кракера. Хакер родил СисОпа. СисОп подрос и стал Сисадмином. Сисадмин родил Провайдера.
ВЕРСИЯ БИБЛЕЙСКАЯ
Слайд 12
Постулат первый: ламер знает очень мало.
Постулат второй: ламер уверен, что знает
очень много.
Постулат третий: втолковать ламеру верность первого постулата невозможно.
Постулат четвертый: если ламер смирился с постулатом первым, он уже не ламер.
Постулат последний: все открытия ламера происходят по недоразумению.
ВЕРСИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ
Слайд 13 Традиционно применяемые приёмы обучения недостаточно учитывают психолого –педагогические особенности
современных учащихся. У наших детей сегодня развито чувство самосознания и собственного достоинства. Процесс становления учащихся проходит в широком информационном поле, поэтому занятия, проводимые в контексте авторитарного подхода, на основе безапелляционных указаний и бездоказательных утверждений вызывают порой негативные эмоции. Все эти причины должны побудили учителя искать новые образовательные технологии, методы и средства обучения, способствующие реализации обновлённых целей в образовании, знакомиться и осваивать инновационные технологии.
Слайд 14 Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным
условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Технологическая цепочка педагогических действий должна выстраиваться строго в соответствии с поставленной целью, гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования.
Слайд 15 Интернет - технологии, технологии видео- и радиовещания позволяют расширить
спектр образовательных услуг и качественно изменить характер учебно-методического обеспечения.
Слайд 16 По данным современных исследований, в памяти человека остаётся ¼
часть услышанного материалам; часть увиденного; ½ часть услышанного и увиденного одновременно; ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.
Слайд 17Одним из главных преимуществ ИКТ - это изменение формы представления информации.
Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше его показать». Применение цвета,
графики, мультипликации, звука,
всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Слайд 18 Медиаурок может проходить в компьютерном классе или в классной комнате, оборудованной
мультимедийным проектором и помогает решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Слайд 19НА ДАННОМ УРОКЕ В ПЕРЕДАЧЕ И УСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ УЧАСТВУЮТ ДВА
НОВЫХ КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
Программные средства содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами, дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем.
При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
Слайд 20МЕДИАУРОК ИМЕЕТ СВОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА:
повышение эффективности образовательного процесса за
счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.;
возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
Слайд 21МЕДИАУРОК ИМЕЕТ СВОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА:
повышение мотивации к учению за
счет привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных эффектов;
развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), формирование информационной культуры школьников.
Слайд 22НА УРОКЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Использование мультимедиа учителем: отключить звук
и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Слайд 23ПРЕИМУЩЕСТВА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ, МНОГООБРАЗНЫ:
наглядное представление материала,
возможность
эффективной проверки знаний,
многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картины процессов и явлений, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процессы, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Слайд 24МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Анонсирование темы предполагает, что новая
тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Сопровождение объяснения учителя предполагает использование специально созданных для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.
Информационно-обучающее пособие предполагает самостоятельную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока, или пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.
Слайд 25Проведение урока с применением ресурсов сети Интернет
Развитие Интернета и его национальных
и региональных сегментов превращает сеть сегодня в один из основных источников информации, в том числе и учебной информации. Ресурсы сети Интернет в учебном процессе можно использовать:
для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, то есть интегрировать их в программу обучения;
для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена;
для систематического изучения определенного курса дистанционно под руководством преподавателя.
Слайд 26Определим основные мотивы использования Internetа школьниками:
получение информации по нескольким темам;
доступ
к информации, не отраженной в традиционных источниках;
постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, библиотекам, городам, другим странам;
участие в глобальных детских сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками.
Таким образом, Internet можно использовать и при организации уроков, и при повышении мотивации школьников к обучению, и для профессионального развития педагогов.
Слайд 27Работа учащихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет может быть
организована следующим образом:
фронтально (виртуальные путешествия, глобальный сетевой проект);
индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации);
в группах (выполнение общего учебного проекта);
работа в малых группах вне класса.
Слайд 28 Учеников привлекает новизна проведения таких уроков. В классе во
время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Слайд 29 Таким образом, конструирование урока с использованием информационных технологий и
ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических,
прогностических и проективных умений на этапе его подготовки и организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.
Слайд 30 Современный мультимедийный урок -это переходная форма от традиционного обучения
к открытому образованию.
Слайд 31 Информационно – коммуникационные технологии неизбежно несут в нашу жизнь
изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Каждый педагог для себя должен определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе.