Слайд 1Групповая работа как средство формирования коммуникативных учебных действий на уроках математики
в 1 классе
Выполнила Курбанова Е.В.
Слайд 2 «В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться»
В.Э.Мейерхольд
Слайд 3Актуальность
Современная жизнь с ее высокими скоростями, напряженным темпом, быстро меняющимися условиями
требует от человека уметь быстро ориентироваться в окружающей обстановке, налаживать контакт с представителями разных сторон, уметь отстаивать свою точку зрения, находить творческое решения поставленной задачи.
Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии с ФГОС НОО.
Слайд 4 Цель: рассмотреть особенности формирования УУД у младших школьников на
уроках математики в 1 классе через технологию учебного сотрудничества.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме учебного сотрудничества.
Познакомиться с педагогическим опытом по внедрению технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе
Подобрать систему заданий, вопросов и учебных ситуаций способствующих формированию коммуникативных УУД.
Определить формы контроля, позволяющие проверить сформированность коммуникативных УУД у младших школьников на данном этапе обучения.
Слайд 5К коммуникативным действиям относятся:
— Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— Постановка
вопросов
— Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— Разрешение конфликтов
– Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— Управление поведением партнера
— Контроль, коррекция, оценка его действий;
— Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 6Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся
из педагогики сотрудничества. Идея гуманного подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагогики.
Сухомлинский В.А. считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитанников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания».
Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмосфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед».
Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассматривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки».
Слайд 7Сотрудничество
Развитие самостоятельности
Формирование познавательных интересов
Формирование межличностных отношений
Повышение качества обученности
Личностное развитие
Повышение предметной
мотивации
Слайд 8Планируемые результаты:
У младших школьников существенно повысятся:
1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности,
2) успешность решения учебных задач,
3) уровень развития межличностных взаимоотношений.
Слайд 9Этапы организации учебного сотрудничества
Слайд 10Работа в парах
Статическая пара
Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой
Партнеры постоянные
Формируется
по желанию учащихся.
Режим взаимообучения, взаимоконтроля
Динамическая пара
Малая группа из 4 человек. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнера
Постоянная смена партнеров, пары
гетерогенные, гомогенные, произвольные.
Режим взаимообучения, взаимоконтроля
Вариационная пара
Малая группа из 4 человек. Обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Постоянная смена партнеров, обмен карточками, пары
гетерогенные, гомогенные, произвольные.
Режим взаимообучения, взаимоконтроля
Слайд 11
Правила при работе в парах:
1) Поворачивайтесь лицом к соседу, смотрите на
него и слушайте его.
2) Договаривайтесь, не перебивайте.
3) Старайтесь понять, выражайте согласие или несогласие.
4) Обосновывайте свое мнение.
5) Благодарите за сотрудничество.
Слайд 12 Главное условие качественной работы группы
Наличие взаимопонимания между
членами группы,
умение разрешать
конфликты и вести грамотный, культурный
диалог.
Слайд 14Этапы групповой работы:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи
(проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Слайд 15
Правила совместной работы
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми,
не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
Слайд 16Виды и способы учебного сотрудничества
Слайд 17Виды и способы учебного сотрудничества
Слайд 19Требования к организации учебного сотрудничества
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые
не хотят вместе работать
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Слайд 20Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности
учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Минусы
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Слайд 21Возможности УМК «Школа России» для организации учебного сотрудничества
Уже в первом классе школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, рассуждать но и фиксировать результаты этих действий разными способами.
Большая часть заданий учебника для 1 класса выполняются под руководством учителя.
В учебниках работа в группе не заявлена, предусмотрена лишь в проектах.
Слайд 22Анализ УМК «Планета знаний»
В учебнике по математике УМК
«Планета знаний» более разнообразные задания для работы в паре. Такие как разнообразные игры, составление равенств, чтение таблиц
Слайд 23Интегрированный урок математики и технологии
Тема: Классификация геометрических фигур
Цель: Знакомство детей с
разнообразными геометрическими фигурами и выделение основных их свойств через групповую работу.
В результате дети всех групп смогли принять задание, распределить обязанности и достичь положительного результата
Слайд 24Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках
математики
Слайд 25Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках
математики
Слайд 26Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках
математики
Слайд 27Диагностика коммуникативных УУД
Цель: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в
процессе организации и осуществления сотрудничества
Слайд 28
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.
Возрастает объем усваиваемого
материала и глубина его понимания;
Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
Формируется коммуникативная компетентность.
Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
Слайд 29Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Данилов. М.А., 1966. С. 184. Урок в восьмилетней школе.
3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004г.
5. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Начальная школа. – 2008. - №1
6. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. – 2007. - № 2
7. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
8. Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий - Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12.
9. Мкртчян М.А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.
10. Ривин А.Г.Сотрудничество в обучении. -М.: Просвещение,1991.
11. Савенков А. Как провести самостоятельное исследование? // Педагогика. 2001, № 8.
12. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М.: Просвещение, 1993
13. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.
14. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.