Презентация, доклад Групповая работа как средство формирования коммуникативных учебных действий на уроках математики в 1 классе

Содержание

«В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться» В.Э.Мейерхольд

Слайд 1Групповая работа как средство формирования коммуникативных учебных действий на уроках математики

в 1 классе

Выполнила Курбанова Е.В.

Групповая работа как средство формирования коммуникативных учебных действий на уроках математики в 1 классеВыполнила Курбанова Е.В.

Слайд 2 «В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться»

В.Э.Мейерхольд
«В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться»

Слайд 3Актуальность
Современная жизнь с ее высокими скоростями, напряженным темпом, быстро меняющимися условиями

требует от человека уметь быстро ориентироваться в окружающей обстановке, налаживать контакт с представителями разных сторон, уметь отстаивать свою точку зрения, находить творческое решения поставленной задачи.

Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии с ФГОС НОО.

АктуальностьСовременная жизнь с ее высокими скоростями, напряженным темпом, быстро меняющимися условиями требует от человека уметь быстро ориентироваться

Слайд 4 Цель: рассмотреть особенности формирования УУД у младших школьников на

уроках математики в 1 классе через технологию учебного сотрудничества.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме учебного сотрудничества.
Познакомиться с педагогическим опытом по внедрению технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе 
Подобрать систему заданий, вопросов и учебных ситуаций способствующих формированию коммуникативных УУД. 
Определить формы контроля, позволяющие проверить сформированность коммуникативных УУД у младших школьников на данном этапе обучения.

Цель: рассмотреть особенности формирования УУД у младших школьников на уроках математики в 1 классе через

Слайд 5К коммуникативным действиям относятся:  — Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  — Постановка

вопросов  — Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  — Разрешение конфликтов  – Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  — Управление поведением партнера  — Контроль, коррекция, оценка его действий;  — Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
К коммуникативным действиям относятся:  — Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  — Постановка вопросов  — Инициативное сотрудничество

Слайд 6Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся

из педагогики сотрудничества. Идея гуманного подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагогики.
Сухомлинский В.А. считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитанников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания».
Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмосфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед».
Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассматривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки».

Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманного подхода

Слайд 7Сотрудничество
Развитие самостоятельности
Формирование познавательных интересов
Формирование межличностных отношений
Повышение качества обученности
Личностное развитие
Повышение предметной
мотивации

СотрудничествоРазвитие самостоятельностиФормирование познавательных интересовФормирование межличностных отношенийПовышение качества обученностиЛичностное развитиеПовышение предметной мотивации

Слайд 8Планируемые результаты:
У младших школьников существенно повысятся: 1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности,

2) успешность решения учебных задач, 3) уровень развития межличностных взаимоотношений.
Планируемые результаты:  У младших школьников существенно повысятся: 1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности,   2)

Слайд 9Этапы организации учебного сотрудничества

Этапы организации учебного сотрудничества

Слайд 10Работа в парах
Статическая пара

Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой
Партнеры постоянные
Формируется

по желанию учащихся.
Режим взаимообучения, взаимоконтроля


Динамическая пара

Малая группа из 4 человек. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнера
Постоянная смена партнеров, пары
гетерогенные, гомогенные, произвольные.
 Режим взаимообучения, взаимоконтроля


Вариационная пара

Малая группа из 4 человек. Обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Постоянная смена партнеров, обмен карточками, пары
гетерогенные, гомогенные, произвольные.
 Режим взаимообучения, взаимоконтроля

Работа в парахСтатическая параСовместно работают учащиеся, сидящие за одной партойПартнеры постоянныеФормируется по желанию учащихся.Режим взаимообучения, взаимоконтроляДинамическая параМалая

Слайд 11 Правила при работе в парах:
1) Поворачивайтесь лицом к соседу, смотрите на

него и слушайте его.
2) Договаривайтесь, не перебивайте.
3) Старайтесь понять, выражайте согласие или несогласие.
4) Обосновывайте свое мнение.
5) Благодарите за сотрудничество.
Правила при работе в парах: 1) Поворачивайтесь лицом к соседу, смотрите на него и слушайте его.2)

Слайд 12 Главное условие качественной работы группы
Наличие взаимопонимания между
членами группы,

умение разрешать
конфликты и вести грамотный, культурный
диалог.
Главное условие качественной работы группы Наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный,

Слайд 13Варианты комплектования групп

Варианты комплектования групп

Слайд 14Этапы групповой работы:
1. Подготовка к выполнению группового задания: -постановка познавательной задачи

(проблемной ситуации); -инструктаж о последовательности работы; -раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: -знакомство с материалом, планирование работы в группе; -распределение заданий внутри группы; -индивидуальное выполнение задания; -обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); -подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть. -сообщение о результатах работы в группах; -анализ познавательной задачи, рефлексия; -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Этапы групповой работы: 1. Подготовка к выполнению группового задания:  -постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);  -инструктаж

Слайд 15 Правила совместной работы
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми,

не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности

Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние

Слайд 16Виды и способы учебного сотрудничества

Виды и способы учебного сотрудничества

Слайд 17Виды и способы учебного сотрудничества

Виды и способы учебного сотрудничества

Слайд 18Учитель может:

Учитель может:

Слайд 19Требования к организации учебного сотрудничества
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые

не хотят вместе работать
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

Требования к организации учебного сотрудничестваНельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работатьСледует разрешить отсесть

Слайд 20Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности

учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе

Минусы

Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Плюсы и минусы групповой работыПлюсыПовышается учебная и познавательная мотивацияСнижается уровень тревожности учащихсяВ группе выше обучаемость, эффективность усвоения

Слайд 21Возможности УМК «Школа России» для организации учебного сотрудничества

Уже в первом классе школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, рассуждать но и фиксировать результаты этих действий разными способами.
Большая часть заданий учебника для 1 класса выполняются под руководством учителя.
В учебниках работа в группе не заявлена, предусмотрена лишь в проектах.

Возможности УМК «Школа России» для организации учебного сотрудничества    Уже в первом классе школьники учатся

Слайд 22Анализ УМК «Планета знаний»
В учебнике по математике УМК

«Планета знаний» более разнообразные задания для работы в паре. Такие как разнообразные игры, составление равенств, чтение таблиц
Анализ УМК «Планета знаний»   В учебнике по математике УМК «Планета знаний» более разнообразные задания для

Слайд 23Интегрированный урок математики и технологии
Тема: Классификация геометрических фигур
Цель: Знакомство детей с

разнообразными геометрическими фигурами и выделение основных их свойств через групповую работу.




В результате дети всех групп смогли принять задание, распределить обязанности и достичь положительного результата
Интегрированный урок математики и технологииТема: Классификация геометрических фигурЦель: Знакомство детей с разнообразными геометрическими фигурами и выделение основных

Слайд 24Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках

математики
Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках математики

Слайд 25Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках

математики
Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках математики

Слайд 26Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках

математики
Система упражнений и приемов направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках математики

Слайд 27Диагностика коммуникативных УУД
Цель: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в

процессе организации и осуществления сотрудничества
Диагностика коммуникативных УУДЦель: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Слайд 28 Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.
Возрастает объем усваиваемого

материала и глубина его понимания; 
Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; 
Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность; 
Формируется коммуникативная компетентность.  Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя; 
Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе. Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его

Слайд 29Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как

проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.  2. Данилов. М.А., 1966. С. 184. Урок в восьмилетней школе.  3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.  4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004г.  5. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Начальная школа. – 2008. - №1  6. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. – 2007. - № 2  7. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.  8. Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий - Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12.  9. Мкртчян М.А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.  10. Ривин А.Г.Сотрудничество в обучении. -М.: Просвещение,1991.  11. Савенков А. Как провести самостоятельное исследование? // Педагогика. 2001, № 8.  12. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М.: Просвещение, 1993  13. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.  14. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.
Список литературы1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть