Слайд 1«Различные формы и инструментарии контроля качества знаний
на уроках математики».
Подготовил:
учитель математики Талипова Зульфия Исаевна
МОБУ СОШ №2
Слайд 2Информация
используя различные формы и инструментарии контроля на уроках учитель
формирует творческое мышление;
различные формы контроля играют важную роль в усвоении математических знаний;
различные формы контроля способствуют развитию школьников.
Слайд 3Тест как инструмент
оценивания качества знаний
Создание системы
оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества- тестирование учебных достижений школьников .Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности.
Слайд 4
на уроках, на которых использовался такой вид
контроля, как тест влияет на повышение математических знаний учащихся.
учителями разработаны различные методы и способы применения тестов различной тематики, обусловленные местом каждого из них в разделе учебной программы с 5 по 11 класс.
Слайд 5Математический диктант
Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной
для повторения. Его продолжи-тельность обычно 10-20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.
Текст диктанта может быть:
1. Написан на плакате.
2. Спроецирован на доску.
3. Зачитан учителем.
Слайд 6Организация самостоятельных работ
При изучении математики важно, чтобы учащиеся не только знали
теоретический материал, но и умели применять его к решению задач и упражне-ний, обладали бы рядом навыков(вычислительны-ми навыками, умениями преобразовывать выра-жения и т.д.). Эти умения и навыки могут быть по настоящему проверены только в письменной ра-боте. Обычно самостоятельные работы провожу после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме.
Слайд 7Проверка домашнего задания
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их
проверка. Практикую разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.
Проверку домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространенные приемы проверки домашнего задания.
I прием.
У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.
II прием.
Отличается от первого тем, что к доске вызывается не один, а все учащиеся. Этот прием позволяет экономить время урока. Этот широко распространенный в школе прием называют уплотненным опросом.
Слайд 8Организация контрольных работ
Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.
1. Перед проведением
контрольной работы необходимо
определить объект контроля, цель предстоящей работы и
средства контроля.
Они должны быть сообщены учащимся.
2. В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким
образом ученик должен их оформить.
3. Учитель должен продумать что он отнесет к недочетам, а
что к ошибкам.
Слайд 9Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы
контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
1. Индивидуальный контроль.
При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
2. Групповой контроль.
При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.
Слайд 10Методы контроля
Среди методов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменно-графических работ и
проверку практических работ.
Устная проверка
Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.
Методика устной проверки включает в себя две основные части:
а) составление проверочных вопросов и их задавание
б) ответ учащихся на поставленные вопросы
Слайд 11Групповую форму контроля применяют:
а) При повторении с целью обобщения и систематизации
учебного материала.
б) При выделении приемов и методов решения задач
в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.
Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.
3. Фронтальный контроль.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
Слайд 12Проверка письменно – графических работ
Вторым широко применяемым методом контроля
в обучении математике является проверка письменно-графических работ. Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени. Применение письменных работ используется для:
1) Проверки знания теоретического материала.
2) Умения применять его к решению задач.
3) Контроля сформированных навыков.
Слайд 13Проверка практических работ
С помощью этого метода получают данные об умении учащихся
применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными инструментами, приборами.
Учитель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты. Это несколько затрудняет проверку и оценку каждого действия ученика. Поэтому на практике в проверочном задании приводиться алгоритм его выполнения, что позволяет осуществить такую проверку правильности действий ученика. Все работы проверяются, но оцениваются по-разному, по результатам обзорных работ оценки выставляются в журнал, по результатам тренировочных работ можно выставить лишь положительные оценки.
Слайд 14Машинные средства проверки
Для контроля знаний учащихся использую персональный компьютер. Для контроля
знаний учащихся удобно применять типо-вые расчеты, которые включают наиболее характерные задания базового курса мате-матики.
Слайд 15
Важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение
их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Слайд 16 Следующие условия формирования творческого мышления
учащихся при различных формах контроля:
- доминирование развивающих возможностей учебного материала
над его информационной насыщенностью;
- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками
его практического использования;
- доминирование собственной исследовательской практики над
репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия
«интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком
самостоятельности при решении разнообразных учебных и иссле-
довательских задач, стремление найти оригинальный, возможно
альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более
глубоком уровне либо с другой стороны;
Слайд 17 Математика начинается вовсе не со счета, что кажется
очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь челове-чества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Слайд 18Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И
цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
Слайд 19Существует две основные функции учебной проблемы:
1) определение направления умственного поиска, то есть
деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
2) формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
Слайд 20
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!
А. Нивен
Слайд 21 Различные формы контроля позволяют:
соотносить достигнутые результаты с запланированными целями обучения.
учителю оценивать полученные знания, умения и навыки.
вовремя оказать необходимую помощь.
стимулируют каждого ученика работать на максимум своих возможностей.
способствуют использованию в процессе обучения элементов соревнования.
обеспечивают каждому ученику позицию субъекта деятельности.
Итогом работы моей педагогической деятельности по внедрению различных форм контроля на уроках математики как фактора стимулирования познавательной деятельности учащихся являются результаты обучения. Они показывают уровень умений, навыков учащихся, динамику успеваемости, познавательной активности, творческой инициативы, развитие потребности в самообразовании.
Результативность
Слайд 22Инструментарий учителя математики
Методические и дидактические пособия, применяемые на уроках математики из
учительской копилки
Слайд 28Задачи на готовых чертежах по геометрии
Слайд 31
Работа ученика 6 класса
Бочкарева Романа