Слайд 1Формирование УУД на уроках биологии в рамках ФГОС
Презентация
Учителя биологии
Кневицкой
основной школы
Балалайкиной Натальи Александровны
Слайд 2 Переход на федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование у
учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые являются фундаментом для ориентирования в современном информационном обществе.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Термин «универсальные учебные действия» предполагает комплекс разнообразных способов действия учеников, а также навыки учебной работы, которые обеспечивают его способность самостоятельно усваивать новые знания и умения.
Умение – это усвоенный способ осуществления действия с применением конкретных знаний под управлением сознания. Учебное умение предполагает осуществление определенного количества целенаправленных действий, которые выполняются в определенном порядке. В основе формирования умения лежат учебные приемы.
Слайд 4личностные УУД
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия
смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .
Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.
Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .
Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Слайд 5Приемы формирования личностных УУД
Приѐмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся.
Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования.
Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
Слайд 61.Выдвижение проблемного вопроса
9класс
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые
цепи не бывают очень длинными?
Слайд 7 2.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого
9класс
Как вы
объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?
Слайд 83.Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному
и тому же факту
9класс
Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют:
а) как результат создания видов творцом (К.Линней);
б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк);
в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?
Слайд 94. Сообщение парадоксального факта
6класс
Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение
воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
Слайд 105. Выполнение творческих заданий
9класс
Подготовка и защита творческих работ по
теме :
«Экологические кризисы»
(в виде презентаций, сообщений, рисунков.)
9класс
Подготовка теста по теме :
«Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1задание: 3 вопроса с выбором одного правильного ответа.
2задание: из 6 утверждений выбрать три верных.
3задание : на соответствие
Слайд 11 Регулятивные УУД предполагают:
самостоятельное выявление и формулирование учебной проблемы, определение цели учебной
деятельности, выбор темы проекта;
выдвижение вариантов решения проблемы, осознание конечного результата, выбор средств для достижения цели;
составление плана по решению проблемы или выполнения проекта;
сравнение своих действий с целью и, если необходимо, самостоятельное исправление ошибок;
самостоятельное определение критериев оценки.
Для формирования регулятивных УУД при изучении нового материала можно применять технологию проблемного диалога и технологию оценивания образовательных достижений.
Регулятивные УУД
Слайд 12Формирование Регулятивных УУД
Для формирования регуляторных УУД предлагаю следующие виды заданий.
1.Поиск
информации в предложенных источниках.
2. Взаимоконтроль.
3. «Ищу ошибки»
Слайд 13Познавательные УУД
В блоке познавательных УУД выделяют:
Обще-учебные действия, включая знаково-символические;
Логические действия,
действия постановки и решения проблем
.
Слайд 141. Общеучебные действия,
включая знаково-символические.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и
выделение необходимой информации
Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Знаково-символические действия, включая моделирование;
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
Определение основной и второстепенной информации;
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и делового стилей;
Понимание и адекватная оценка языка СМИ;
Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
Слайд 152. Универсальные логические действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 16Формирование познавательных УУД
Формирование познавательных УУД происходит через изучение учебного материала, в
основном за счет продуктивных заданий учебника.
В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.
Слайд 171.Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам,
разрядам в зависимости от их общих признаков.
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.
А – дождевой червь
Б - клевер
В – заяц-беляк
Г – голубь
Д– мукор
Е– бактерии
Ж – волк
З – хламидомонада
И– пшеница
3. Найдите соответствие: А – Неклеточные формы Б – Прокариоты В – Эукариоты
1. Простейшие 2. Цианобактерии 3. Вирусы 4. Бактерии 5.Грибы 6. Животные 7. Растения 8. Фаги.
Слайд 182.Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении,
делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
6класс :
Что является лишним в данном перечне: растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
8класс :
Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость фибриноген – гемоглобин
ДНК – РНК митохондрии – рибосомы
6класс :
Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
Слайд 193.Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо
отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров
9класс .
Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
Целлюлоза – глюкоза = белок - ?
А – нуклеотиды
Б – аминокислота
В – глицерин
Г – липид
Д – углевод
Слайд 204.Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия
(противопоставлять).
Работа с рисунками
9класс :
Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении
6класс :
Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
9класс :
В чем сходство и различие митоза и мейоза?
Слайд 237.Умение составлением тематических синквейнов,
текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:
1 строка – 1 существительное (тема),
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),
3 строка – 3 глагола (описание действий),
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Слайд 24Коммуникативные УУД
В блоке коммуникативных УУД выделяют социальную компетентность и учёт
позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Соответственно в состав коммуникативных действий входят:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, Коммуникативные УУД предполагают самостоятельную организацию учебного взаимодействия в группе (определение общих целей, распределение ролей, сотрудничество друг с другом, изложение личного мнения в доступной форме).
Для формирования коммуникативных УУД на уроках можно применять технологию проблемного диалога (побуждающего и подводящего), организацию групповой работы
Слайд 25Приемы формирования Комуникативных УУД
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий
является работа учеников в группе она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Слайд 26Организация групповой работы
Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания
на микро-группы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека.
Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности.
Во время работы учеников по группам учитель может быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.
Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, которые могут выполнять дети в группе;
Обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе.
Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы, его партнёрами:
1) внимательно выслушать ответ товарища,
2) обрати внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа.
Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.
Слайд 27Вывод
УУД
Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать
и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Слайд 28Используемая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
А.Г.
Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010
Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011