Презентация, доклад Формирование УУД на уроках биологии в рамках ФГОС

Содержание

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые являются фундаментом для ориентирования в современном информационном обществе. Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 1Формирование УУД на уроках биологии в рамках ФГОС
Презентация
Учителя биологии
Кневицкой

основной школы
Балалайкиной Натальи Александровны
Формирование УУД на уроках биологии в рамках ФГОС Презентация Учителя биологии Кневицкой основной школы Балалайкиной Натальи Александровны

Слайд 2 Переход на федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование у

учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые являются фундаментом для ориентирования в современном информационном обществе.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Термин «универсальные учебные действия» предполагает комплекс разнообразных способов действия учеников, а также навыки учебной работы, которые обеспечивают его способность самостоятельно усваивать новые знания и умения.
Умение – это усвоенный способ осуществления действия с применением конкретных знаний под управлением сознания. Учебное умение предполагает осуществление определенного количества целенаправленных действий, которые выполняются в определенном порядке. В основе формирования умения лежат учебные приемы.
Переход на федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые

Слайд 3Блоки УУД

Блоки УУД

Слайд 4личностные УУД
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия

смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .
Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.
Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .
Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

личностные УУД	В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на

Слайд 5Приемы формирования личностных УУД
Приѐмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую

ориентацию учащихся.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся.
Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования.
Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
Приемы формирования личностных УУД	Приѐмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. 	Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена

Слайд 61.Выдвижение проблемного вопроса
9класс
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые

цепи не бывают очень длинными?

1.Выдвижение проблемного вопроса 9класс 	Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?

Слайд 7 2.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого
9класс
Как вы

объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?

2.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого  9класс 	Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о

Слайд 83.Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному

и тому же факту

9класс
Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют:
а) как результат создания видов творцом (К.Линней);
б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк);
в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?

3.Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту 9класс	Приспособленность живых

Слайд 94. Сообщение парадоксального факта
6класс
Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение

воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

4. Сообщение парадоксального факта 6класс 	Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей –

Слайд 105. Выполнение творческих заданий
9класс
Подготовка и защита творческих работ по

теме :
«Экологические кризисы»
(в виде презентаций, сообщений, рисунков.)
9класс
Подготовка теста по теме :
«Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1задание: 3 вопроса с выбором одного правильного ответа.
2задание: из 6 утверждений выбрать три верных.
3задание : на соответствие

5. Выполнение творческих заданий 9класс 	Подготовка и защита творческих работ по теме :	«Экологические кризисы»	(в виде презентаций, сообщений,

Слайд 11 Регулятивные УУД предполагают:
самостоятельное выявление и формулирование учебной проблемы, определение цели учебной

деятельности, выбор темы проекта;
выдвижение вариантов решения проблемы, осознание конечного результата, выбор средств для достижения цели;
составление плана по решению проблемы или выполнения проекта;
сравнение своих действий с целью и, если необходимо, самостоятельное исправление ошибок;
самостоятельное определение критериев оценки.
Для формирования регулятивных УУД при изучении нового материала можно применять технологию проблемного диалога и технологию оценивания образовательных достижений.

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД предполагают:самостоятельное выявление и формулирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, выбор темы проекта;выдвижение вариантов решения

Слайд 12Формирование Регулятивных УУД
Для формирования регуляторных УУД предлагаю следующие виды заданий.
1.Поиск

информации в предложенных источниках.
2. Взаимоконтроль.
3. «Ищу ошибки»
Формирование Регулятивных УУД	Для формирования регуляторных УУД предлагаю следующие виды заданий. 1.Поиск информации в предложенных источниках.2. Взаимоконтроль.3. «Ищу

Слайд 13Познавательные УУД
В блоке познавательных УУД выделяют:
Обще-учебные действия, включая знаково-символические;
Логические действия,

действия постановки и решения проблем




.

Познавательные УУДВ блоке познавательных УУД выделяют: Обще-учебные действия, включая знаково-символические;Логические действия, действия постановки и решения проблем	.

Слайд 141. Общеучебные действия, включая знаково-символические.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и

выделение необходимой информации
Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Знаково-символические действия, включая моделирование;
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
Определение основной и второстепенной информации;
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и делового стилей;
Понимание и адекватная оценка языка СМИ;
Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

1. Общеучебные действия,  включая знаково-символические.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;Поиск и выделение необходимой информацииПрименение методов информационного

Слайд 152. Универсальные логические действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);


синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
2. Универсальные логические действияанализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей,

Слайд 16Формирование познавательных УУД
Формирование познавательных УУД происходит через изучение учебного материала, в

основном за счет продуктивных заданий учебника.
В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.

Формирование познавательных УУДФормирование познавательных УУД происходит через изучение учебного материала, в основном за счет продуктивных заданий учебника.

Слайд 171.Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам,

разрядам в зависимости от их общих признаков.

1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.
А – дождевой червь
Б - клевер
В – заяц-беляк
Г – голубь
Д– мукор
Е– бактерии
Ж – волк
З – хламидомонада
И– пшеница
3. Найдите соответствие: А – Неклеточные формы Б – Прокариоты В – Эукариоты
1. Простейшие 2. Цианобактерии 3. Вирусы 4. Бактерии 5.Грибы 6. Животные 7. Растения 8. Фаги.

1.Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих

Слайд 182.Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении,

делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

6класс :
Что является лишним в данном перечне: растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
8класс :
Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость фибриноген – гемоглобин
ДНК – РНК митохондрии – рибосомы
6класс :
Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

2.Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо.

Слайд 193.Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо

отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров

9класс .
Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
Целлюлоза – глюкоза = белок - ?
А – нуклеотиды
Б – аминокислота
В – глицерин
Г – липид
Д – углевод

3.Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.

Слайд 204.Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия

(противопоставлять).

Работа с рисунками
9класс :
Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении
6класс :
Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
9класс :
В чем сходство и различие митоза и мейоза?

4.Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).  Работа с рисунками 9класс

Слайд 215. Умение заполнения таблиц
 
 
 
 
 

5. Умение заполнения таблиц      

Слайд 226. Умение составлять схемы

6. Умение составлять схемы

Слайд 237.Умение составлением тематических синквейнов,

текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

7.Умение составлением тематических синквейнов,

Слайд 24Коммуникативные УУД
В блоке коммуникативных УУД выделяют социальную компетентность и учёт

позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Соответственно в состав коммуникативных действий входят:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Таким образом, Коммуникативные УУД предполагают самостоятельную организацию учебного взаимодействия в группе (определение общих целей, распределение ролей, сотрудничество друг с другом, изложение личного мнения в доступной форме).

Для формирования коммуникативных УУД на уроках можно применять технологию проблемного диалога (побуждающего и подводящего), организацию групповой работы
Коммуникативные УУД	В блоке  коммуникативных УУД выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению

Слайд 25Приемы формирования Комуникативных УУД
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий

является работа учеников в группе она помогает созданию учебной мо­тивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоя­тельной оценке своей работы, формированию умения общать­ся и взаимодействовать с другими детьми.
Приемы формирования Комуникативных УУДОдной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий является работа учеников в группе она

Слайд 26Организация групповой работы
Для организации групповой работы класс делится при вы­полнении задания

на микро-группы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека.
Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности.
Во время работы учеников по группам учитель может быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.
Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, которые могут выполнять дети в группе;
Обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе.
Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы, его партнёрами:
1) внимательно выслушать ответ товарища,
2) обрати внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа.
Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.

Организация групповой работыДля организации групповой работы класс делится при вы­полнении задания на микро-группы, например по 3—6 человек,

Слайд 27Вывод
УУД
Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать

и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.


Вывод	УУДОбеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы

Слайд 28Используемая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
А.Г.

Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010
Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

Используемая литература  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть