Слайд 1 Чугунова Т.Н., учитель математики ГБОУ СОШ с.Троицкое
м.р.Сызранский
Формирование познавательной активности на
уроках в свете требований ФГОС ОО
Слайд 2Человек и общество
Метод решения хорош, если с самого
начала мы можем предвидеть – и далее
подтвердить это, -что, следуя этому методу,
мы достигнем цели.
Г. Лейбниц
Сегодня к школе приковано особое внимание, так как обществу нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа.
Слайд 3Цель российского школьного образования
Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в
рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Поэтому цель российского школьного образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
Слайд 4Роль математики в развитии личности
В настоящее время математике отводится ответственная
роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.
Слайд 5Требования ФГОС ООО к современному уроку
Концепция ФГОС, вышеизложенные принципы, позиции системно-деятельностного
и компетентностного подхода определяют систему требований уроку:
Целеполагание (Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сфомулированной, желательно – обучающимися, проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и способы деятельности они освоят в процессе деятельности на уроке и знать план достижения поставленных задач)
Мотивация (учитель должен сформировать интерес, как самый действенный мотив, к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания)
Практическая значимость знаний и способов деятельности. (учитель должен показать обучающимся возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности)
Отбор содержания (на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю)
Слайд 6Требования ФГОС ООО к современному уроку
Необходимость использования разнообразных эффективных приёмов организации
результативной образовательной деятельности обучающихся (с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей)
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока (Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения)
Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися ( в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет)
Организация парной и групповой работы ( что позволяет каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе)
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля (как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности)
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности
Качественная положительная оценка деятельности обучающихся (способствующая формированию положительной учебной мотивации)
Минимализация и вариативность домашнего задания
Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке
Слайд 7Познавательный интерес для познавательной активности
Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся предполагает
учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно яснее объяснять материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой и будет происходить познание, т.е. будут формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.
Слайд 9Источники стимуляции познавательных процессов учащихся и их активного проявления на уроке
Содержание
учебного материала;
Характер и уровень познавательной деятельности;
Отношения учителя и учащихся.
Слайд 10Технологии, Методы и приемы обучения
Современные педагогические технологии-
Технология развивающего обучения
Проектная технология
Научно-исследовательская технология
Личностно-ориентированный
подход
ИКТ-технологии
Мониторинг и др.
Методы и приемы обучения
Создание проблемной ситуации
Условия мотивации
Ситуация успеха
Занимательность, игра
Творческие упражнения в практической деятельности
Слайд 11Построение этапов урока по схеме
Слайд 12Основные Принципы приемов педагогической техники
1. Принцип свободы выбора.
В любом
обучающем или управляющем действии предоставляется ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. 2.Принцип открытости
Необходимо не только давать знания, но и показывать их «границы», сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
3. Принцип деятельности
на каждом уроке ученик должен заниматься практической деятельностью, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.
4. Принцип активности и сознательности:
постоянное внимание к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.
Слайд 13Приемы педагогической техники
Прием «Настроение» Необычное начало урока – музыка, показ
слайдов с изображениями по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.
Прием «Удивляй!» Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Можно заставить сразу в начале урока ребят удивиться
Прием «Ручеек»
После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме и что хотели бы узнать
Прием «Ассоциативное солнышко» На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося
Прием «А знаете ли вы что…» Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков
Слайд 14Прием «Я утверждаю, что…»
Прием «Паутина»
Прием «Перевод с русского на русский»
Прием «Урок
без правил»
Прием «Закончи предложение»
Прием «Лесенка успеха»
Прием «Идеальное задание»
Прием «Творчество работает на будущее»
Слайд 15Формы обучения
Индивидуальная работа
Групповая работа
Парная работа
Фронтальная работа
Дифференцированная работа
Слайд 16, чтобы учащиеся испытывали интерес к активной познавательной деятельности, учитель должен:
Использовать
и реализовывать на каждом уроке элемент новизны и оригинальной подачи учебного материала;
Учитывать возрастные особенности школьников, индивидуальные особенности классного коллектива и отдельных учащихся в проявлении познавательного интереса;
Создавать условия для открытия учащимися неизвестного в уже известном учебном материале;
Средствами учебного материала обосновывать практическую значимость знаний для человека;
Использовать различные методы и приемы для стимулирования внимания и внимательности учащихся на уроке;
Использовать проблемно-поисковый метод подачи учебного материала как один из главных методов творчества учащихся на уроке;
Организовать системную исследовательскую и поисковую работу в рамках изучаемого учебного материала;
Решать с учащимися творческие задачи, предлагать им самим стать создателями учебных творческих задач;
Обеспечивать доброжелательные и ровные отношения со всеми учащимися класса;
Использовать возможности внеклассной работы для развития познавательного интереса и творчества школьников.
Слайд 17Для стимулирования познавательного интереса учитель должен использовать следующие виды самостоятельных работ:
Самостоятельные
работы реконструирующего характера (некоторое изменение известного способа в необычную ситуацию);
Самостоятельные работы поискового характера (перенос известных способов в необычную и нестандартную ситуацию);
Самостоятельные работы исследовательского характера (создание нового способа действия).
Слайд 18Залог успеха
Развитие и совершенствование познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти,
мышления
Активность в сотрудничестве
Спасибо за внимание!