Слайд 1Формирование компетентностей учащихся через использование групповых форм работы
Из опыта работы учителя
математики МБОУ г.Керчи РК «Школа №10»
Куриловой Ирины Владиславовны
Слайд 2Групповая учебная деятельность
Это совокупная учебная деятельность небольших по
составу групп учащихся, которые функционируют в пределах одного класса. Непосредственное общение учащихся является одновременно и условием, и результатом его осуществления.
Слайд 3Роль учителя
Руководит опосредованно через задания, которые предлагает группе и которые регулируют
деятельность учащихся.
Отношения между учителем и учениками имеют характер сотрудничества.
Слайд 4Типологические группы
«А» - учащиеся, которым необходима помощь, имеют невысокий уровень развития
способностей и мышления, поэтому требуют значительной наглядности изучаемого материала.
«Б» - учащиеся, которые могут усвоить материал в рамках программы, работа с ними требует постоянной мотивации учебной деятельности.
«В» - учащиеся с высоким уровнем математических способностей, им подбираются более сложные задания, требующие умения проявить творчество, смекалку.
Слайд 5 Группы создаются в зависимости от задач урока
На основе типологических групп
создаются учебные гомогенные группы, в состав которых входят учащиеся из одной типологической группы, и группы гетерогенные, в состав которых входят учащиеся из рахных типологических групп.
Слайд 6Виды групповой работы
Недифференцированная работа, когда все группы получают одинаковые задания. Все
учащиеся группы могут выполнить задание в одинаковом объеме.
Дифференцированная работа, когда группы получают разноуровневые задания. Задание делится на меньшие по объему задания, и одно из таких заданий выполняет каждая группа.
Слайд 7Структура урока с использование групповой работы, продолжительность которой от 10 до
35 минут
Организационный этап
Формулировка цели. Актуализация опорных знаний.
Ознакомление учащихся с заданиями для каждой группы и временем работы.
Работа в группах. Наблюдение за работой групп, оказание в случае необходимости помощи.
Совместное обсуждение выполненных заданий.
Итог урока.
Слайд 8Всем группам дается одно задание
Формируются: социальная компетентность (надо сделать выбор, принять
решение);
Коммуникативная компетентность
( умение общаться бесконфликтно);
Личностная компетентность( умение оценить собственные слабые и сильные стороны).
Слайд 9Восприятие признаков возрастания и убывания функции
Каждая группа выполняет задание и выдвигает
свою гипотезу.
Задание 1. Проанализировать свойства функции, изображенной на рисунках. Дать ответы на вопросы:
1.Какой является функция в точке х0 , которая принадлежит промежутку (х1;х2)?
2. Геометрический смысл производной.
3. Каким является значение производной в точке х0?
4. Есть ли связь между значением производной и поведением функции? Какая именно?
После работы в группах обсуждаются результаты и формулируются достаточные признаки монотонности функции и алгоритм нахождения промежутков.
Слайд 10Разным группам разные задания
В основе такого способа осуществления групповой работы лежит
уровень сложности заданий. Происходит формирование личностной и коммуникативной компетентностей. В процессе решения требуется участие каждого: сообразительность одних, критика других, скорость перебора всех вариантов – у третьих, логическое мышление - у четвертых. Также можно использовать при проведении дидактических ролевых игр, что формирует социальную компетентность.
Слайд 11Исследование функции и построение ее графика.
Слайд 12Каждая группа работает над выполнением части общего для всего класса задания
Здесь
лучше создавать гетерогенные группы. Слабые учащиеся получают новую информацию и своевременно получают разъяснение. Средние – отрабатывают эффективные способы решения задач. Сильные, помогая другим, проверяют и укрепляют свои знания. Формируется личностная, самообразовательная и коммуникативная компетентность.
Слайд 13Приобретение навыков определения промежутков монотонности функции
Задание 2. Найти промежутки возрастания и
убывания
2.1 у=х³-27х
2.2 у=1/3 х³-0,5х²+х-5
2.3 у=(х²-2,5х): (х+2)
Работа завершается представлением и защитой выполненных заданий.
Слайд 14Парная учебная деятельность
Гомогенная группа «Ученик- ученик» с целью формирования умений решать
задачи среднего, достаточного или высокого уровня. Формируется коммуникативная, личностная, самообразовательная компетентности.
Слайд 15Задание для групп:
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на данном промежутке
f(х)
= 2х³ – 3х² – 36х, хЄ [– 2; 1]
f(х)=4х/(1+х²), хЄ [– 2; 4]
f(х)=√100-х², хЄ [– 6; 8]
Следующее задание решается коллективно:
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на данном промежутке.
f(х) = х²+16/х, хЄ (0; +∞)
Слайд 16Преимущества групповой учебной деятельности
Помогает создавать на уроке ситуацию успеха для каждого
ученика.
Дает возможность осуществлять дифференциацию обучения, создает условия для сознательного и самостоятельного выбора учащимся уровня усвоения материала в соответствии с Государственным стандартом.
Благоприятствует формированию умений сотрудничать с другими учащимися.
Обеспечивает активность всех учащихся.
Реализует естественное стремление учащихся к общению, сотрудничеству.
Повышает результативность обучения и развития школьников.
Способствует формированию ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной, личностной и самообразовательной.
Слайд 17Минусы и трудности групповой работы
Часто учащихся объединяют в группы по принципу
“сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу.
Объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех.
Слайд 18Когда применима групповая форма работы
Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают
в группе. Однако в классах основной школы имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.