Слайд 1
Формирование ключевых компетенций на уроках математики через решение контекстных задач
Васильева В.
М. – учитель математики
МКОУ Джогинская СОШ
2017 г
Слайд 2
Используя компетентностный подход, наполнить
математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Цели
Слайд 3Задачи
Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
Учить добывать нужную
информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.
Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
Слайд 4 Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
Вносить посильный вклад в
достижение общего результата.
Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
Учить грамотно использовать в речи математические термины.
Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Слайд 5
Компетенции
Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания,
учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Слайд 6Ключевые компетенции
Общекультурные
Информационные
Коммуникативные
Ценностно-смысловые
Личностного самосовершенствования
Социально-трудовые
Слайд 7Контекстная задача
- это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная
жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом ее решения - встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости
Слайд 8Контекстная задача - эффективный мотиватор учебно-познавательной деятельности учащихся
Слайд 9I. Анализ текста задачи;
II. Перевод научного языка на
язык математический;
III. Составление
плана решения;
IV. Осуществление решения;
V. Проверка решения.
Основные этапы решения контекстной задачи
Слайд 10Задача I типа
Условие задачи оформляется как
определенная проблема. В её решении необходимо использовать знания и из
самих разделов математики, и из других предметов или из жизни, на которые нет определенного указания в тексте задачи (I тип).
Слайд 11Планируемый результат: умение решать контекстные задачи I типа, имея
базовые знания о процентах.
Развиваемые познавательные УУД: учащиеся ищут и выделяют необходимую информацию, создают алгоритм решения данной проблемы, строят логическую цепь рассуждений, дока зывают её правильность, творчески подходят к её решению.
Слайд 12Задача
Клиент взял в банке 12 000 000 рублей кредит
под 20 % годовых. По истечении каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 20 %), затем клиент переводит в банк определённую сумму ежегодного платежа. Какой должна быть сумма платежа, чтобы клиент выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?
Слайд 13Задача II типа
К задачам II типа относятся задачи, в которых данные и
информация представимы в различных формах: схема, таблица, рисунок, график, диаграмма и т.д., что требует распознавания объектов.
Слайд 14Планируемый результат: умение решать контекстные задачи II типа, пользуясь дан ными,
представленными в различных фор мах.
Развиваемые познавательные УУД: учащиеся выделяют и формулируют цель, оценивают процесс и результат деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений, доказывают их правоту и формулируют проблему, самостоятельно создавая способ её решения.
Слайд 15№4.
В таблице представлены налоговые ставки на автомобили в Москве.
Сколько рублей должен
заплатить владелец автомобиля мощностью 217 л. с. в качестве налога за один год?
Слайд 16Задачи III типа
Задачи III тип могут иметь явное или неявное
указание.
Пример:
Придумайте задачу на процент, чтобы искомое число было 54,5% на тему «Материки».
Слайд 17Планируемый результат: умение решать контекстные задачи III типа, с
использова нием данного указания.
Развиваемые познавательные УУД: учащие ся ищут информацию самостоятельно, обду мывают каждый ход решения задачи, осоз нанно строят её формулировку, создают схему решения задачи, возможно, с помощью таблиц, диаграмм, графиков, выделяют су щественные и несущественные признаки, при этом учащиеся должны владеть общим приемом решения учебных задач.
Слайд 18Задача. Бактерии. ( 9 класс)
№ 1.
Известно, что бактерии размножаются делением: одна
бактерия делится на две за 1 секунду; каждая и этих двух в свою очередь тоже делится на две, и получаются четыре бактерии; и этих четырёх в результате деления получаются восемь бактерий и так далее. Результат каждого удвоения называют поколением.
1 вопрос. Какова будет численность бактерий через 5 минут? 1 час?
2 вопрос. Бактерии, размножаясь, образуют последовательность. Назовите закономерность, по которой образуется данная последовательность.
3 вопрос. В лабораторном опыте численность первого поколения бактерий равнялась 1000. Какой будет численность колонии бактерий в 10-м поколении?
4 вопрос. Численность шестого поколения бактерий составила 12800 единиц. Какова численность колонии бактерий первого поколения?
5 вопрос. В емкость объема V поместили одну бактерию, через минуту бактерии полностью заполнили объем V. Сколько времени потребуется для заполнения объема V, если изначально в емкость поместили 2 бактерии?
Слайд 19ГИА 9 класс
№ 2. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со
стороной 20 см , чтобы облицовать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3,4 м и 4,8 м?
Слайд 20№ 3.
Человек, рост которого равен 1,8 м, стоит на расстоянии 16 м от
уличного фонаря.
При этом длина тени человека равна 9 м. Определите высоту фонаря (в метрах).
Слайд 21№ 4. На графиках показано, как во время телевизионных дебатов между
кандидатами А и Б телезрители голосовали за каждого из них. Сколько всего тысяч телезрителей проголосовало за первые 20 минут дебатов?
Слайд 22№ 5. Для того, чтобы связать свитер, хозяйке нужно 400 граммов
шерстяной пряжи синего цвета. Можно купить синюю пряжу по цене 60 рублей за 50 граммов, а можно купить неокрашенную пряжу по цене 50 рублей за 50 граммов и окрасить её. Один пакетик краски стоит 10 рублей и рассчитан на окраску 200 граммов пряжи. Какой вариант покупки дешевле?
Слайд 23ЕГЭ 11 класс
№ 1. Теплоход рассчитан на 100 пассажиров и 16
членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 36 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Слайд 24№ 2. Цена холодильника в магазине ежегодно уменьшается на одно и
то же число процентов от предыдущей цены. Определите, на сколько процентов каждый год уменьшалась цена холодильника, если, выставленный на продажу за 20900 рублей, через два года был продан за 16929 рублей.
Слайд 25№ 3. При оплате услуг через платежный терминал взимается комиссия 3%.
Терминал принимает суммы, кратные 10 рублям. Месячная плата за интернет составляет 350 рублей. Какую минимальную сумму положить в приемное устройство терминала, чтобы на счету фирмы, предоставляющей интернет-услуги, оказалась сумма, не меньшая 350 рублей?
Слайд 26№4. На рисунке жирными точками показан курс доллара, установленный Центробанком РФ,
во все рабочие дни с 22 сентября по 22 октября 2010 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена доллара в рублях. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку наименьший курс доллара за указанный период. Ответ дайте в рублях.
Слайд 27
Заключение:
Формирование ключевых компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс,
способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.