Слайд 1Работа над текстовой задачей на уроках математики
Учитель математики
Павленко Е.Ю.
Слайд 2План
Понятие текстовой задачи.
Роль текстовых задач.
Этапы работы над текстовой задачей.
Виды работ
над текстовой задачей.
Приемы и способы решения текстовых задач.
Слайд 3Понятие текстовой задачи
Текстовой задачей называется описание реальной ситуации из жизни,
в которой есть числовые характеристики, с помощью которых нужно найти неизвестную величину.
Слайд 4Примеры текстовых задач:
На столе 3 груши и 4 яблока. Сколько
всего?.
На ветке 10 воробьев. 3 воробья улетело. Сколько воробьев осталось на ветке?
На столе лежало 12 книг, а тетрадей на 4 меньше. Сколько тетрадей лежало на столе?
Слайд 5Решение задач – это упражнение развивающее мышление.
Задачи способствуют воспитанию терпения,
настойчивости, воли, способствуют пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дают возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Слайд 6Умение решать задачи – это умение...
1. Анализировать объекты.
2. Сравнивать.
3.
Выделять общее и различное.
4. Классифицировать.
5. Устанавливать аналогии.
Обучающийся учится ориентироваться в
информации, выбирать, преобразовывать,
информацию из одного вида в другую.
Слайд 7Текстовая задача состоит из условия и вопроса (требования).
Задача:
На тарелке лежало
6 зеленых яблок и 5 красных яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?
Условие: - это то, что известно.
На тарелке лежало 6 зеленых яблок и 5 красных яблок. 3 яблока съели.
Вопрос (требование) задачи – это то, что нужно узнать.
Сколько яблок осталось?
Слайд 8Памятка для детей:
Задача состоит из:
Условие
Вопрос
Решение
Ответ
Прежде чем решить задачу, ее нужно
ПРОЧИТАТЬ!
Слайд 9Этапы решения задачи:
Ознакомление с содержанием задачи, первичный анализ.
Поиск решения задачи,
составление плана.
Выполнение решения задачи и получение ответа на вопрос задачи.
Проверка решения задачи.
Слайд 10Работа с текстом задачи:
Прочитай условие.
Прочитай вопрос.
Что показывает каждое число в задаче.
Может
ли быть такая ситуация в жизни.
Нарисуй схему или чертеж (модель) к задаче.
По рисунку повтори задачу.
Расскажите, что нужно сделать, для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос.
Реши задачу и напиши ответ, при формулировке ответа перечитай вопрос задачи.
Слайд 11Алгоритм разбора задачи:
Прочитай …
Что известно ...
Что нужно узнать ...
Можем
ли мы … Почему?
Какие главные слова …
Реши …
Проверь ответ …
Какой тип задачи …
Слайд 12Виды работ над текстовой задачей:
Составление условий к данному вопросу.
Постановка вопроса
к данному условию.
Решение задач с лишними данными.
Использование задач с недостающими данными.
Составление задач обратных данной.
Решение нестандартных задач.
Слайд 13Способы решения текстовых задач:
Арифметический способ
Решения задач состоит в том, чтобы
найти неизвестную величину составлением числовых выражений (числовых формул) и подсчета результата.
Слайд 14Способы решения текстовых задач:
2. Алгебраический способ
решения задач основан на использовании уравнений
и систем уравнений при решении текстовых задач.
Слайд 15Способы решения текстовых задач:
3. Графический способ
решения задач представляет собой получение результата
путем применения различных схем и геометрической интерпретации задачи.
Слайд 16Способы решения текстовых задач:
4. Практический способ
решения задач предусматривает манипуляции с предметами,
о которых говорится в задаче или с их изображениями и позволяет дать ответ на вопрос задачи, не выполняя при этом арифметических действий.
Слайд 17Способы решения текстовых задач:
5. Логический способ
решения задач – это значит найти
ответ на требование задачи, как правило не выполняя вычислений, а только выполняя логические рассуждения.
Слайд 18Работа над задачей
после ее решения:
Решение обратной задачи.
Решение задачи другим способом.
Изменение
условия или вопроса задачи и определение его влияния на решение задачи и т.д.
Слайд 19Задача:
В одной коробке носки голубые, а в другой белые. Голубых ноской
на 20 пар больше, чем белых. А всего в двух коробках 84 пары носков.
Сколько пар носков каждого цвета в
коробках?
Слайд 20Решение задачи:
Способ (алгебраический):
Пусть х (п.) – белых
Тогда х+20 (п.) – голубых
Составим и решим уравнение:
х + х + 20 = 84
2х + 20 = 84
2х = 84 - 20
2х = 64
х = 64:2
х = 32 (п.) - белых
32 + 20 = 52 (п.) – голубых
Проверка: 32 + 52 = 84 (п.)
84 п.
Слайд 21Решение задачи:
2. Способ (арифметический):
84 – 20 = 64 (п.) - в
двух коробках, если их было поровну.
64 : 2 = 32 (п.) – носков белых.
32 + 20 = 52 (п.) – носков голубых.
Ответ : 32 пары, 52 пары.
Слайд 22Задача№ 1643 (5 класс):
Рабочий должен изготовить 450 деталей. В первый
день он изготовил 60 % деталей, а остальные – во второй день. Сколько деталей изготовил рабочий во второй день?
Выполните модель задачи.
Слайд 23М/д по задаче 1643.
1) Сколько деталей составляют 100 % (норму)?
2) Сколько
% изготовил рабочий во второй день?
3) Сколько деталей составляют 1 %?
4) Сколько деталей изготовил в 1 день?
5) Сколько деталей – во 2 день?
6) Найдите 10 % от всех деталей.
7) Найдите 50 % всех деталей.
8) Найдите 200% всех деталей.
450 дет.
40 %
4,5 дет.
270 дет.
180 дет.
45 дет.
225 дет.
900 дет.
Слайд 25М/д по задаче № 1460 (1)
Какую часть картофеля привезли в 1
магазин?
Какую часть картофеля привезли во 2 магазин?
Какую часть картофеля привезли в 1 и 2 магазины вместе?
Какую часть картофеля привезли в 3 магазин?
Сколько тонн картофеля составляет 1/8 часть?
Сколько тонн картофеля было привезено?
Сколько тонн картофеля получил 1 магазин?
Сколько тонн картофеля получил 2 магазин?
Сколько тонн картофеля получили 1 и2 магазины вместе?
Найдите ½ часть всего картофеля.
3/8
¼ или 2/8
5/8
3/8
7 т
56 т
21 т
14 т
35 т
28 т
Слайд 26Заключение
Решение текстовых задач и нахождение разных способов из решения на
уроках математики способствует развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, умения четко, кратко и правильно излагать свои мысли.
Слайд 27Заключение
Работу над текстовыми задачами можно использовать на различных этапах уроках
(проверка домашнего задания, устный счет, при работе над задачей на основном этапе урока).
Задачи с многоспособовыми решениями помогают дифференцировать результаты каждого ученика и сделать их обучение более успешным.