Слайд 1Авторы учебников математики – участники великой отечественной войны
И их заслуги .
. .
Слайд 2
Тема: Авторы учебников математики-участники Великой отечественной войны.
Автор :
Фендик Дмитрий, ученик 7б класса
НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Руководитель:
Борисова Наталья Николаевна
Учитель математики
НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Слайд 3
Цель:
изучить заслуги перед Отечеством математиков, авторов школьных учебников математики, в
Великой отечественной войне.
Слайд 4Задачи:
изучить информацию об авторах школьных учебников по математике послевоенного времени
;
Выяснить, кто из авторов школьных учебников по математике принимал участие в ВОВ, в боевых действиях, в научных или трудовых делах;
уточнить, какие задачи приходилось им решать в годы Великой Отечественной войны;
создать презентацию по теме исследования.
Слайд 5Гипотеза:
предположим, что Авторы учебников по математике 2 половины 20
века были участниками Великой Отечественной войны и внесли свой вклад в победу советского народа над фашизмом.
Объект исследования:
авторы учебников по математике
Предмет исследования:
вклад математиков в победу над фашизмом
Слайд 6На защите отечества
Актуальность темы исследования:
70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. В
канун такой знаменательной даты, изучая математику, решая задачи и упражнения, вспоминая исторические факты, попробуем изучить, какой вклад в победу внесли авторы школьных учебников по математике.
В начале Великой Отечественной войны плечом к плечу с рабочими, крестьянами, инженерами вставали на защиту Родины и педагоги и учёные. Одним из многих факторов, способствовавших победе, с полным основанием следует считать то, что примерно за 15 лет до начала Великой Отечественной войны в наше стране началась ликвидация безграмотности среди населения, а в 30-х гг. уже была создана стройная система народного образования. Она позволила с первых ж месяцев войны быстро организовать подготовку большого числа военных специалистов.
Слайд 7
Н.Е.Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов
самолетов на малой высоте.
В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».
Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию управления артиллерийским огнем.
Слайд 8Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет
до начала войны . Требовалось «размагнитить» корабли.
Труды одного из ведущих ученых математиков позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.
От ученых требовали твердое знание предмета, владение основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, необходимыми в армии, для обороны нашей страны. Требовалось создание современной техники, оружия и боевой техники. Она рождалась на прочной основе теоретических исследований ученых- математиков.
Анатолий Петрович Александров.
Слайд 9Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и
педагог, член-корреспондент АН А.А.Ляпунов, стал артиллерийским офицером. Он не только храбро воевал, но и вносил много ценного в правила стрельбы.
А.А.Ляпунов
С.Н. Бернштейн
В 1942 году коллектив математиков, руководимым
С.Н. Бернштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз.
Слайд 10Для нынешних школьников представляется интересной история преподавания арифметики, алгебры, геометрии. Удивление
вызывает тот факт , что их родители учились по учебниках тех же авторских групп, что и ныне, однако сейчас есть и новые фамилии. Хорошо известны более старшему поколению Н.А. Колмогоров, А.В. Погорелов, А.П. Киселев, Р.С. Черкасов, Я. И. Перельман, Ю. Н. Макарычев.
Моя мама училась по учебникам Колмогорова Н.А и Погорелова А.В.
Слайд 11Идет жестокая война
Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы.
Эту важную проблему успешно решает академик А.Н.Колмогоров. Он выполнил работу о наиболее выгодном рассеивании снарядов при стрельбе по площадям. Эта работа оказала серьезную помощь в повышении эффективности огня советской артиллерии.
А.Н.Колмогоров
Слайд 12А.Н.Колмогоров
Автор учебников по алгебре и началам анализа в 10-11 классах, по
геометрии.
Андрей Николаевич Колмогоров
(1903-1987 г.г.) разработал новую современную аксиоматику теории вероятностей, новые методы теории вероятностей, проложил новые пути применения теории вероятностей в области естествознания, техники, механики, минералогии и др.
Слайд 13Во время боевых операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов
патронов для пулеметов и многие миллионы артиллерийских снарядов. Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским. Активное участие в этой работе принял, академик А.Н. Колмогоров и его ученики.
Колмогоров А.Н. награжден медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Слайд 14Лев Семёнович Понтря́гин
Уделял большое внимание вопросам преподавания математики в советской средней
школе. Он написал цикл книг по математике для школьников, не ставших, однако, популярными.
Слайд 15Антон Иванович Фетисов
Родился в г. Одоеве Тульской губернии 12 ноября
1891 г.
Во время Великой Отечественной войны Фетисов А.И. преподавал математику в артиллерийском училище. Сразу по окончании войны Антон Иванович перешел на работу в Академию педагогических наук и спустя год в возрасте 55 лет защитил кандидатскую дессертацию.
В возрасте за 70 он еще преподавал.
«Забавный дед, приходивший в класс в сапогах, галифе и гимнастерке с портупеей через плечо»
Слайд 16Перельман Яков Исидорович
Во время блокады Ленинграда немецко-фашистскими войсками, несмотря на голод
и тяжелые условия жизни Яков Перельман продолжал работать над статьями и книгами, читал лекции по ориентированию на местности без приборов бойцам Ленинградского и Краснознаменного Балтийского флота.. К несчастью, ему не довелось пережить блокаду - 16 марта 1942 года Яков Исидорович Перельман скончался от общего истощения, вызванного голодом
Российский, советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы и основоположник занимательной науки.
Его перу принадлежат более 1000 статей и заметок, 47 научно – популярных и 40 научно – занимательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.
Слайд 17Наум Яковлевич Виленкин
Виленкин много внимания уделяет постановке школьного математического образования в
нашей стране. Соавтор школьных учебников по математике для 5 -го и 6-го классов, по алгебре для 9-10-го классов с математической специализацией.
Премия им. К.Д.Ушинского 1-й степени, 2-я премия за научно-популярные книги (1976).
Слайд 18Семён Шварцбурд
Семён Шварцбурд родился в Рыбнице, Балтский уезд, Подольская губерния
в 1918 году. В детстве переболел полиомиелитом и всю жизнь передвигался на костылях.
В 1940 году окончил физико-математический факультет Одесского университета и был оставлен преподавателем на кафедре теоретической механики.
В годы Великой Отечественной войны в эвакуации, после войны в Москве работал учителем математики в средней школе.
Учебники С. И. Шварцбурда с соавторами в стереотипном виде переиздаются до сих пор.
Первый лауреат премии имени К. Д. Ушинского АПН РСФСР. Заслуженный учитель школы РСФСР (1962).
Слайд 19Борис Ефимович Вейц
Профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, ветеран Великой
Отечественной войны , отдавший 50 лет делу народного образования.
Участвовал в боях на Южном, а позднее — на Брянском фронтах. Начав войну рядовым роты связи и был демобилизован в 1945 году, Борис Ефимович был затем зам. политрука, зам. командира в воинском звании младший лейтенант. Награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, «Медалью за победу над Германией» и другими медалями.
Слайд 20 Алексей Васильевич Погорелов
Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не
раз принимал участие в боевых
действиях авиации выдающийся геометр
академик АН А.В.Погорелов.
Одним из хорошо известных результатов его педагогической деятельности стал учебник геометрии для —10 классов средней школы, впервые опубликованный в 1982 году и неоднократно издававшийся с того времени.
Слайд 21Юрий Николаевич Макарычев
Ю.Н. Макарычев был участником Великой Отечественной войны. С
1942 г. он защищал нашу Родину в рядах Советской Армии.
Проявленные им мужество и самоотверженность
отмечены правительственными наградами.
Важнейшим делом его жизни было создание учебно-методических комплектов по алгебре для 7–9-х классов. Он был неизменным руководителем авторского коллектива, подготовившего учебники алгебры для 7, 8 и 9-го классов под редакцией С.А.Теляковского. Юрий Николаевич принимал активное участие в совершенствовании математического образования, начиная с реформы 60-х годов до наших дней.
Слайд 22Черкасов Ростислав Семёнович
В октябре 1941 г. Р.С. Черкасов был мобилизован и
направлен для прохождения службы в отдельный саперный батальон. Во время одного из заданий он обморозился, и весной 1942 года его демобилизовали. Работал на оборонном предприятии, а после возобновления в Москве работы школ стал преподавать в средней школе, после войны работал в Министерстве просвещения РСФСР.
Слайд 23Руководитель авторского коллектива учебно-методического комплекта (УМК) «Математика 5-6», «Алгебра 7-9», «Алгебра
и начала анализа 10-11», выпущенного издательством «Мнемозина». Учебники этого комплекта любят учителя и школьники.
Родился 23 июля 1940 г. в Москве. Когда началась война в 1941 году Алексею Григорьевичу исполнилось ровно один год.
Мордкович А.Г. – автор более 300 публикаций, среди которых свыше 100 книг по математике для школьников, абитуриентов, студентов педвузов, учителей математики. Многие школы России сейчас работают по учебникам А.Г.Мордковича: Математика 5-6 в соавторстве с И.И.Зубаревой, Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11.
В настоящее время в школы России внедряются новые учебники, созданные под руководством А.Г.Мордковича Алгебра и начала анализа 10-11 для профильной школы, Алгебра 8-9 для классов с углубленным изучением математики.
Мордкович Александр Григорьевич
Слайд 24 С мая 1943 года он стал курсантом Омского военно-пехотного училища,
а затем служил в Барнаульском пехотном училище командиром учебного взвода, готовя офицеров для фронта. В 1946 году
Л. С. Атанасян был демобилизован и поступил в аспирантуру на кафедру геометрии МГПИ имени
В. И. Ленина. Как военнослужащий, служивший в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Атанасян Л.С. Был награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Лево́н Серге́евич Атанася́н
Слайд 25
Поколение, учившееся по учебникам А. П. Киселева, вышло в жизнь уважающим
знания и умеющим их добиваться. Советский народ, получивший разностороннее и глубокое образование, превратил СССР в могучую индустриальную державу, победил в Великой Отечественной войне, запустил первый искусственный спутник Земли, обеспечил полет Ю. А. Гагарина в космос и прославился еще многими, многими делами.
Хармац А.Г. “Hа защите отечества (К 60-летию победы в
Великой Отечественной войне) “ Математика в школе №4 2005г.
Именно таким должен быть школьный учебник математики в ближайшем будущем. Математика должна продолжать приводить ум в порядок, как это было завещано
М. В. Ломоносовым.
Слайд 26В результате работы я изучил литературу по теме, изучил
заслуги
перед Отечеством математиков, авторов школьных учебников математики, в Великой отечественной войне. Создана таблица , из 22 авторов 1 1– принимали участие в боевых действиях , 6 –преподавали, работали в вузах, занимались научной работай. 4 – не принимали участия в ВОВ по причине возраста или состояния здоровья. Есть авторы учебников, о которых пока ничего не известно об участие в ВОВ.
Создана презентация по работе. В кабинете математики создается выставка учебников с краткой информацией о вкладе в Великую победу. Мне кажется, что участие автора в ВОВ надо отмечать символом на учебнике. Например ,звездой.
Я благодарю библиотекарей поселка, учителей математики, которые работают в нашей школе и пенсионеров -учителей , учащихся 7,10 классов и их родителей за оказанную помощь в сборе информации.
Ясно, что обучаясь даже по хорошему учебнику математики, ученик должен текст воспринимать и понимать его смысл, надо учащимся читать учебник.
Слайд 27Гипотеза подтвердилась: авторы учебников по математике 2 половины 20 века были
участниками Великой Отечественной войны и внесли свой вклад в победу советского народа над фашизмом.
Слайд 28Вклад математиков и математики в победу в Великой Отечественной войне
огромен:
Подготовка боевых операций нуждалась в большом количестве расчётов, которые требовали хорошего знания математики.
Учёные приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.
Развитие математики тесно связано с историей нашей страны.
Советский народ, получивший разностороннее и глубокое образование, превратил СССР в могучую индустриальную державу, победил в Великой Отечественной войне.