Слайд 1Педагогический проект:
Развитие мелкой моторики младших школьников посредством формирования элементарных графических навыков
на занятиях детского объединения «Математическая шкатулка»
Автор: педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД
Г. Тамбов
Фёдорова Татьяна Викторовна
Слайд 2 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их
пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… »
В. А. Сухомлинский
Слайд 5Актуальность
Развитие мелкой моторики в настоящее время становится актуальным аспектом образования в
связи с качественными изменениями контингента обучающихся и увеличением доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения
Слайд 6Новизна
Новизна проекта заключается в том, что для развития мелкой моторики младших
школьников используются такие приемы работы, как: выполнение штриховки, обводка линий, графические диктанты
Слайд 7Методологической основой проекта явились следующие положения:
исследования о связи интеллектуального
развития и моторики пальцев (М. М. Кольцова, Б.И. Пинской, Л.В. Антакова-Фомина);
о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.)
Слайд 9Цель проекта
Развитие мелкой моторики рук у обучающихся детского объединения «Математическая шкатулка»
посредством формирования элементарных графических навыков
Слайд 10Задачи
упражнять обучающихся в различных видах штриховки;
учить ориентироваться на листе в клетку;
формировать
навыки при обращении с карандашом, линейкой;
формировать элементарные навыки черчения;
развивать пространственное воображение, устойчивое внимание, глазомер
Слайд 11Характеристики проекта
исследовательский;
межпредметный;
внутренний;
долгосрочный (1 учебный год);
участники проекта - учащиеся детского объединения «Математическая
шкатулка» 1 года обучения
Слайд 12Объект исследования
учащиеся 1 года обучения детского объединения «Математическая шкатулка» (возраст –
7 лет)
Предмет исследования
процесс развития мелкой моторики ребенка через формирование элементарных графических навыков
База исследования
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова, детское объединение «Математическая шкатулка»
Слайд 13Этапы реализации проекта
1.Организационно-диагностический
(сентябрь-октябрь 2014 года)
2.Практический
(ноябрь-апрель 2014-2015 года)
3. Обобщающий
(май 2015 года)
Слайд 141. Организационно – диагностический:
определение основных идей проекта, его целей, задач, ожидаемых
результатов;
изучение литературы по данной теме;
подбор методик выявления уровня развития мелкой моторики у младших школьников;
разработка диагностического инструментария;
проведение диагностики развития мелкой моторики;
определение средств и методов работы по формированию элементарных графических навыков у младших школьников
Слайд 152. Практический:
использование на каждом занятии заданий на выполнение различных видов штриховки;
выполнение учащимися графических диктантов как под диктовку педагога, так и по схемам;
выполнение простейших чертежей (прямые, лучи, отрезки, геометрические фигуры);
промежуточная диагностика уровня развития мелкой моторики учащихся;
коррекция методов и приемов работы с детьми по формированию элементарных графических навыков
Слайд 163. Обобщающий:
обобщение итогов работы с детьми, выявление положительных и отрицательных результатов;
итоговая
диагностика уровня развития мелкой моторики у обучающихся;
подготовка отчета о проделанной работе;
трансляция опыта
Слайд 18Принципы и методы используемые при реализации педагогического проекта:
Принципы:
личностно-ориентированный подход;
деятельностный подход;
принцип развивающей,
стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий;
принцип нарастания самостоятельности и активности обучающихся
Методы:
педагогического наблюдения;
наглядности
Слайд 19Критерии оценки результативности проекта:
Для оценки результативности проекта использую:
Количественный анализ:
посещаемость;
отслеживание результата (наблюдение,
диагностика);
практические материалы
Качественный анализ:
формирование новых навыков и умений;
анализ успешности деятельности и достижение целей;
анализ диагностического материала
Слайд 20В результате повышения уровня развития мелкой моторики обучающихся детского объединения «Математическая
шкатулка» отмечается:
положительная динамика развития мыслительных процессов, познавательных способностей, логического мышления;
улучшение координации движений пальцев рук;
улучшение письма;
развитие устной речи;
улучшение внимания, памяти.
Слайд 23Динамика развития мелкой моторики у обучающихся
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Слайд 24Уровни освоения программы
«Математическая шкатулка»
Слайд 25Развитие мелкой моторики учащихся объединения «Математическая шкатулка»
Начало учебного года
Конец учебного года
Слайд 26Начало учебного года
Конец учебного года
Слайд 27Начало учебного года
Конец учебного года
Слайд 28Вывод
Использование в процессе обучения системы заданий на формирование графических навыков способствует
развитию мелкой моторики рук ребенка
Слайд 29Педагогический проект:
Развитие мелкой моторики младших школьников посредством формирования элементарных графических навыков
на занятиях детского объединения «Математическая шкатулка»
Автор: педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД
Г. Тамбов
Фёдорова Татьяна Викторовна