Слайд 1Патриотическое воспитание
на уроках
математики.
МАОУ «Школа №47»
Учитель математики Федько О.С.
Слайд 2Цель:
Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
Развитие и углубление знаний об истории и культуре России
Слайд 3Задачи:
сообщение исторических данных, показывающих роль ученых математиков;
использование эпиграфов к уроку;
тщательный
подбор математических задач.
Слайд 4Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние
и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков.
Слайд 5
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими –
достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
Слайд 6
2."... мы проиграли русским за школьной партой".
Дж. Кеннеди.
3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».
Платон.
Слайд 7Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем
как бы стать участником былых событий учащимся помогут задачи.
Слайд 8Схема Московского Кремля XI века
Задача . Московский Кремль XI в. занимал
1,5 га. Площадь Кремля , построенного при Юрии Долгоруком, была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.
Слайд 9Галовеевские часы были большие и массивные. Их циферблат массой 400 кг
был собран из тяжелых дубовых бревен. Они служили москвичам весь XVII век.
Задача . Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м, что составляет 43/53 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.
Слайд 10Царь-колокол
Задача . Масса третьего Царь-колокола 144 т. Это составляет 0,72 массы
Царь-колокола, который сейчас стоит в Кремле. Какова масса современного Царь-колокола?
Задача . Царь-колокол имеет массу 200 т. Масса осколка составляет 0,0575 массы колокола. Какова масса осколка?
Слайд 11Задачи военно-прикладного характера
Вклад ученых математиков в оборонную мощь страны во время
Великой Отечественной войны.
Слайд 12Замечательный квадрат.
Задача. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать,
сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Слайд 14Самолетостроение.
В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали
немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
Слайд 15Решение задачи
1)720-120=600 км/ч –скорость «Мессершмидт-109»
2)600-30=570 км./ч- скорость Фокке-Вульф-190-А”.
Слайд 16Самолетостроение.
Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “Ла-7”
- 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей.
В увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как М. В. Келдыш, С. А. Християнович, Н. Е. Когин, А. А. Дорошницин, Н. Т. Четаев.
Слайд 18В таблице дано соотношение сил СССР и германскими войсками.
Самыми страшными были
первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную “Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен.
Слайд 19По данным таблицы составить диаграмму.
Слайд 21Роль математики в военном деле.
Еще в древности математические знания использовались в
военном деле. В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.
Слайд 22Оборона.
С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела
тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
Слайд 23Решение задачи
1)450000х0,75=337500 женщин участвовало в обороне Москвы.
Слайд 24Оборона Москвы – противотанковые «Ежи»
Слайд 25Оборона.
В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В
этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Слайд 26Решение задачи.
1)2000-278=1722 самолета прорывались.
2)1722-72=1650 самолетов не прорвались к Москве.
Слайд 27Оборона.
В результате упорной обороны и контрударов в
конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
Слайд 28Решение задачи.
1)1708 000 – 608 000=1 100 000 человек имела Красная
армия.
2)13500:2=6750 орудий и минометов.
3)1170-395=775 танков.
4)615+385=1000 самолетов.
Слайд 29Оборона.
На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение:
из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Слайд 30Роль ученых в деле победы.
Давая оценку вклада советских ученых в военное
дело президент АН СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки” (“Вестник Академии наук СССР”, 1947, №11).
Слайд 32Роль математики в военном деле.
Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности
огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров.
Слайд 34Роль математики в военном деле.
Во время Великой Отечественной войны появилась еще
одна проблема – обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете
Слайд 36Роль математики в военном деле.
Математический институт академии наук СССР в 1943
году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
Слайд 37Роль математики в военном деле.
Война требует от авиации больших скоростей самолетов.
Но, при освоении больших скоростей, авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода – флаттера. За решение этой задачи берется группа ученых во главе с Келдышем. Она разработали сложную математическую теорию флаттера.
Слайд 39Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на
“хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.