Презентация, доклад на тему Операционно-познавательный этап организации усвоения теорем

Содержание

В работах Г. И. Саранцева показана роль упражнений в реализации каждого этапа. Мы же остановимся более детально на содержа –тельном и рефлексивно-оценочном этапах и опишем, как можно организовать деятельность школьников с тем, чтобы они усваивали не

Слайд 1 2.2. Операционно-познавательный этап организации усвоения теорем.
Игнатьева Елена Сергеевна

2.2. Операционно-познавательный этап организации усвоения теорем.  Игнатьева Елена Сергеевна

Слайд 3В работах Г. И. Саранцева показана роль упражнений в реализации каждого

этапа. Мы же остановимся более детально на содержа –тельном и рефлексивно-оценочном этапах и опишем, как можно организовать деятельность школьников с тем, чтобы они усваивали не только информационный компонент, но и овладевали познавательными средствами
В работах Г. И. Саранцева показана роль упражнений в реализации каждого этапа. Мы же остановимся более детально

Слайд 4Это возможно лишь в том случае, если учитель организует учебно-познавательную деятельность

школьника адекватно тому, как шел процесс познания в математике. Следовательно, при изучении теорем школьники должны включаться в деятельность по «открытию» закономерности, отражаемой в изучаемой теореме, выдвижению гипотез, в поиск доказательства их истинности или опровержения, а также осознавать способы, методы и приемы, с помощью которых реализуется эта деятельность.

Это возможно лишь в том случае, если учитель организует учебно-познавательную деятельность школьника адекватно тому, как шел процесс

Слайд 6«Открытие теоремы»

Так, теорему Виета учащиеся могут «открыть» путем правильно

направленных учителем вычислений; измерением целесообразно воспользоваться в теме «признаки равенства треугольников», чтобы помочь учащимся сформулировать соответствующую гипотезу; моделированием можно установить, что сумма углов треугольника равна 180 ; то, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, ребята могут увидеть на чертеже.

«Открытие теоремы» Так, теорему Виета учащиеся могут «открыть» путем правильно направленных учителем вычислений; измерением целесообразно воспользоваться в

Слайд 7«Открытие теоремы»
Неполная индукция – это умозаключение, которое делается на основе

рассмотрения некоторых частных случаев, причем число этих случаев не охватывает всего их множества. Естественно, что полученное таким образом умозаключение может быть только гипотезой. В курсе математики деятельность учащихся по выдвижению гипотез на основе неполной индукции организуется через моделирование, измерение, вычисление, построение и анализ хорошо выполненных рисунков.
«Открытие теоремы» Неполная индукция – это умозаключение, которое делается на основе рассмотрения некоторых частных случаев, причем число

Слайд 8Формулирование теоремы
Вида формулирования теоремы
Условная
Категорическая
Всегда можно из одного вида формулирования теоремы

перейти в другой. Если теорема сформулирована в условной форме, то в ней должно быть ясно указан при каких условиях рассматривается в ней тот или иной объект (условие) и что в этом объекте утверждается (заключение теоремы).

Формулирование теоремы Вида формулирования теоремыУсловнаяКатегорическаяВсегда можно из одного вида формулирования теоремы перейти в другой. Если теорема сформулирована

Слайд 9Формулирование теоремы
Пример:
Теорема: В параллелограмме диагонали, пересекаясь, делятся пополам.
Если четырехугольник –

параллелограмм, то…
Условие Р четырехугольник – параллелограмм, диагонали его пересекаются
Заключение G точка пересечения диагоналей делит каждую из них пополам.
Доказательство теоремы состоит в том, чтобы показать, что если выполняется условие, то из него логически следует заключение, т.е., приняв, что Р истинно, соответствии с правилами вывода показать, что G истинно, и тем самым получить возможность утвердить, что данное высказывание (теорема) истинно целом.

Формулирование теоремы Пример:Теорема: В параллелограмме диагонали, пересекаясь, делятся пополам.Если четырехугольник – параллелограмм, то…Условие Р четырехугольник – параллелограмм,

Слайд 10Доказательство включает в себя
три основных элемента:
Тезис (Главная цель доказательства –

установить истинность тезиса). Форма выражения тезиса суждение.
Аргументы (основание) доказательства – положения на которые опирается доказательство и из которых при условии их истинности необходимо следует истинность доказываемого тезиса. Форма выражения аргументов - суждения. Связывая аргументы, приходим к умозаключению, которые строятся по определенным правилам. Аргументы, на которые можно опереться при доказательстве: аксиомы, определения, ранее доказанные теоремы.
Демонстрация – логический процесс взаимосвязи суждений, в результате которого осуществляется переход от аргументов к тезису.
При изучении теорем школьного курса математики учитель придерживается следующей последовательности:
Постановка вопроса (создание проблемной ситуации)
Обращение к опыту учащихся
Высказывание предположения

Доказательство включает в себя три основных элемента:Тезис (Главная цель доказательства – установить истинность тезиса). Форма выражения тезиса

Слайд 11Поиск возможных путей решения

Доказательство найденного факта
Проведение доказательства в максимальной форме
Установление

зависимости доказанной теоремы от ранее известных.
Процесс изучения школьниками теоремы включает этапы:
Мотивация изучения теоремы
Ознакомление с фактом, отраженным в теореме
Формулировка теоремы и выяснение смысла каждого слова в формулировке теоремы
Усвоение содержания теоремы
Запоминание формулировки теоремы
Ознакомление со способом доказательства
Доказательство теоремы
Применение теоремы
Установление связей теоремы с ранее изученными теоремами

Поиск возможных путей решенияДоказательство найденного фактаПроведение доказательства в максимальной форме Установление зависимости доказанной теоремы от ранее известных.Процесс

Слайд 12ИЛИ ДРУГОЙ
Этапы изучение теоремы
Раскрытие ее содержания (формулировка теоремы)
Работа над структурой
Построение чертежа,

краткая запись содержания теоремы
Поиск доказательства, доказательство и ее запись
Закрепление теоремы
Применение теоремы

ИЛИ ДРУГОЙЭтапы изучение теоремыРаскрытие ее содержания (формулировка теоремы)Работа над структуройПостроение чертежа, краткая запись содержания теоремы Поиск доказательства,

Слайд 13Поиск доказательств
Метода доказательства:
По пути обоснования тезиса (прямое и косвенное)
По математическому

аппарату, используемое в доказательстве.
К прямым приемам доказательства относят приемы:
Преобразования условия суждения (синтетический).
Преобразования заключения суждения:
Отыскание достаточных оснований справедливости заключения (восходящий анализ)
Отыскание необходимых признаков справедливости суждения с последующей проверкой обратимости рассуждений (нисходящий анализ).
Последовательного преобразования то условия, то заключения суждения.
Поиск доказательств Метода доказательства:По пути обоснования тезиса (прямое и косвенное)По математическому аппарату, используемое в доказательстве.К прямым приемам

Слайд 14К косвенным приемам поиска доказательства относят:
Метод от противного (истинность доказываемого тезиса

устанавливается посредством опровержения противоречащего ему суждению).
Разделенный метод, или метод разделения условий (тезис рассматривается как один из возможных вариантов предположений, когда все предположения отвергаются, кроме одного), иначе это метод называют методом исключения.

К косвенным приемам поиска доказательства относят:Метод от противного (истинность доказываемого тезиса устанавливается посредством опровержения противоречащего ему суждению).Разделенный

Слайд 15Прямое
Синтетическое - Исходным моментом являлся условие теоремы. На основе предыдущих

и законов логики условие теоремы преобразуют по не приходят к заключению.
Достоинства: полнота, сжатость, краткость.
Минусы: мало способствует самостоятельному открытию доказательства; идея, план рассуждения остаются скрытыми от учащихся.
Аналитическое:
Восходящий анализ – Отталкивается от заключения теоремы и подбираются для него достаточные условия.
Нисходящий анализ – Рассуждения начинаются с заключения теоремы, подбирают необходимые условия.

Прямое Синтетическое - Исходным моментом являлся условие теоремы. На основе предыдущих и законов логики условие теоремы преобразуют

Слайд 16Ученые
В. А. Гусев предлагает следующие требования к проведению доказательств, которых

надо придерживаться при доказательстве теорем.
Прежде всего, должно быть совершенно ясно, что дано и что требуется доказательство.
Очень велика роль чертежа, причем сопровождают весь ход доказательства, в динамике, а не как обычно – на одном чертеже сразу все.
Ученые В. А. Гусев предлагает следующие требования к проведению доказательств, которых надо придерживаться при доказательстве теорем.Прежде всего,

Слайд 17Главное - постоянно формировать потребность у учащихся в проведении доказательств, общая

стратегия доказательства и любого его этапа должны быть с мотивированы, обсуждены, самостоятельно осмыслены, только после этого есть смысл проведении этих док-в.
Все основные этапы доказательства нумеруются, при этом, во-первых, их удобно видеть, а во-вторых, на них удобно ссылаться.
Очень важно, что в конце каждого пункта доказательства в скобках даны основания сделанных выводов – это либо определения, либо доказанные ранее теоремы, либо ссылки на предыдущие этапы доказательства.
В учебнике Л. С. Атанасяна в основном используется прямой и косвенный виды доказательства . При доказательстве сперва формулируется теорема, потом сразу доказательства . После теорем нет задач в виде закрепления.


Главное - постоянно формировать потребность у учащихся в проведении доказательств, общая стратегия доказательства и любого его этапа

Слайд 18
У А. В. Погорелова после теорем нет задач для закрепления. Док-во

теорем предлагается в алгоритмической деятельности, но не оговариваются. Не ясны использование свойств, аксиом, нет обоснованных выводов. Учебник Погорелова скорее рассчитан на учителя, чем на ученика, поэтому самостоятельное изучение учащимися теорем затруднительно.
В учебнике А. Н. Колмогорова рассуждения при доказательстве теорем, связанные с использованием некоторых свойств, аксиом для учащихся не ясны.
В учебнике Валерия Александровича Гусева док-во приводится очень подробно, алгоритм оговаривается, каждый шаг и каждый этап подробно описан. У учащихся не возникает трудностей при самостоятельном изучении теорем. Учащиеся учатся алгоритмически думать.

У А. В. Погорелова после теорем нет задач для закрепления. Док-во теорем предлагается в алгоритмической деятельности, но

Слайд 19
Для развития гибкости и критичности мышления важно уже на этом этапе

варьировать ситуации, проводить их сравнение. Например, после того, как учащиеся на основе построения, измерения или моделирования (перегибания) «откроют» свойство высоты равнобедренного треугольника, проведенной из его вершины, целесообразно сразу же построить высоту к боковой стороне и показать, что она найденным для первой высоты свойством не обладает. И лишь после этого формулировать соответствующую теорему в форме гипотезы.

Для развития гибкости и критичности мышления важно уже на этом этапе варьировать ситуации, проводить их сравнение. Например,

Слайд 20«Открытие теоремы»

Так, теорему Виета учащиеся могут «открыть» путем правильно

направленных учителем вычислений; измерением целесообразно воспользоваться в теме «признаки равенства треугольников», чтобы помочь учащимся сформулировать соответствующую гипотезу; моделированием можно установить, что сумма углов треугольника равна 180 ; то, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, ребята могут увидеть на чертеже.

«Открытие теоремы» Так, теорему Виета учащиеся могут «открыть» путем правильно направленных учителем вычислений; измерением целесообразно воспользоваться в

Слайд 212.3. Рефлексивно-оценочный этап организации усвоения теорем.

Особого внимания требует рефлексивно-оценочный этап.

Управление этим этапом со стороны учителя осуществляется посредством специально сконструированной системы упражнений и заданий. Они должны носить как репродуктивный, так и развивающий характер.


2.3. Рефлексивно-оценочный этап организации усвоения теорем.  Особого внимания требует рефлексивно-оценочный этап. Управление этим этапом со стороны

Слайд 22 Возможные типы заданий на данном этапе

Возможные типы заданий на данном этапе

Слайд 27Описанная технология работы с теоремой не может применяться при изучении каждой

теоремы. Но она может служить основой для конструирования системы уроков с позиций развивающего обучения.



Описанная технология работы с теоремой не может применяться при изучении каждой теоремы. Но она может служить основой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть