Слайд 1Научно –методические основы организации
проектно-исследовательской деятельности
на уроках математики
«Скажи мне, и я
забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, И я научусь.»
Конфуций
Слайд 2Преимущества проектно-исследовательского метода
Творческое и личностное развитие ученика. Возможность самореализации
у
обучащихся повышается интерес к получению знаний, растет уверенность в своих силах, развиваются способности к самообразованию;
появляется возможность развивать мышление, память, а так же коммуникабельность, креативность, что находит абсолютное отражение в современной жизни.
- профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя
Слайд 3Трудности при организации исследовательской деятельности
Отсутствие у учителя свободного времени
Большая загруженность учеников
Недостаточная
мотивация
Недостаток знаний по организации исследовательской деятельности
Боязнь, что ученик (да и сам учитель) не справятся с научной работой.
Слайд 4ПРОЕКТ ( 5 П +)
Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Шестое "П"
проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Слайд 6Условия эффективности исследовательской работы:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен
хотеть и учитель
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.
Слайд 7Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока.
Краткосрочные проекты
- требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
Слайд 8Виды
исследовательской деятельности учащихся на уроках математики
Исследовательский подход к введению математических
понятий
Исследовательские работы (мини-проекты), проводимые на уроках математики
Исследовательские задачи
Слайд 9Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным
руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Темы проектов «Влияние чисел на человека», «Теория графов»
Слайд 117 класс. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема проектной работы совпадает
с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта..
Слайд 12 Проект представленный на конференции, с использованием компьютерной версии презентации .
На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике . Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на более высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление.
Слайд 14«Равнобедренная трапеция»
Назвать основные элементы трапеции: стороны, углы, диагонали.
Сегодня мы изучим
этот четырехугольник. Что интересует геометров при изучении фигур в первую очередь?
(Соотношения между сторонами и углами)
Какова цель нашего исследования?
(Выявить соотношения между элементами трапеции, изучить другие особенности этой фигуры)
Возьмите инструменты, измерьте стороны, углы, диагонали.
Сформулируйте гипотезы о свойствах этих элементов
Сформулируем другие особенности трапеции.
(Высоты, проведенные из вершин меньшего основания, отсекают от нее равные прямоугольные треугольники)
(Диагонали разбивают трапецию на два равных и два равнобедренных треугольника)
Можно ли считать, что мы изучили фигуру?
Нет. У нас только гипотезы.
Сформулируем и докажем теоремы.
Слайд 15В трапеции с равными боковыми сторонами
углы при основании равны
диагонали равны
высоты,
проведенные из вершин меньшего основания, отсекают от нее равные прямоугольные треугольники.
Слайд 16Применение понятия
Задача 1. В равнобедренной трапеции основания равны 4 и
6 диагональ равна √73. Найти боковую сторону.
Задача 2. В равнобедренной трапеции с углом 600, разность оснований равна 5 см. Найти боковую сторону трапеции.
Задача 3. Диагонали равнобедренной трапеции перпендикулярны и равны12√2 , а ее меньшее основание 5 см. Найти большее основание трапеции.
Слайд 17Периметр прямоугольника 24 см, а его основание х см. Задайте формулой
зависимость площади S от x. Заполните таблицу:
при каком значении x получился прямоугольник
наибольшей площади S;
каково наибольшее значение S;
выбрать два значения x и вычислить S,
удалось ли получить значение S, большее, чем ранее?
какую гипотезу можно высказать о форме прямоугольника
наибольшей S, имеющего данный периметр.
Слайд 18Исследование зависимости между отрезками пересекающихся хорд
Построить окружность радиуса 50 мм.
Отметить точку K на расстояние 40 мм от центра. Обозначив длину одного из отрезков хорды, проходящей через точку K, через
x (мм), а другого – y (мм), построить хорды, для которых в таблице указано значение:
вычислите произведение xy в каждом случае;
есть ли какая-нибудь закономерность?
сформулируйте гипотезу;
какую длину имеет наименьшая из хорд?
каковы длины отрезков этой хорды?
постройте график зависимости y(x).
Слайд 19Конструкции-подсказки
почему…;
какова причина…;
в чем суть явления…;
что изменилось бы,
если…;
чем отличается…
и т.д.
Слайд 20Тема – визитная карточка исследования
Тема интересна, не только ученику, но и
учителю
Тема понятна не только учителю, но и ученику
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях (доступные оборудование и литература)
Формулировки темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного(развитие научного познания)
Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер, в конце работы тема может поменяться
Тема интересна ученику не только в данный момент, но и имеет отношение к выбранной им будущей специальности
Слайд 21 Продукт
проектной деятельности
Выступление
Реферат
Компьютерная презентация
Рисунок или поделка
Плакат, газета, буклет
Видеофильм
Сценарий, спектакль
Заочная экскурсия
Слайд 22Алгоритм создания проекта
Проблема
Тема проекта
Основополагающий вопрос
Проблемный вопрос
Проблемный
вопрос
Проблемный вопрос
Гипотезы решения проблемы
Цель исследования
Проведение исследования
Составление плана
Выбор методов
Оформление результатов
Защита проекта
Слайд 23Выводы.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать
интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.