Слайд 1Методика обучения решению уравнений, неравенств и их систем в старшей профильной
школе
Выполнила: Уварова Н.И.
Научный руководитель: Середа Т.Ю.
Слайд 2
Цель работы – совершенствование методики обучения решению уравнений, неравенств и их
систем учащихся старшей профильной школы
Слайд 3В соответствии с целью поставлены следующие задачи :
оценка математических аспектов обучения
решению уравнений, неравенств и их систем в научной литературе;
определение методов обучения решению уравнений, неравенств и их систем в научной литературе;
организация и проведение экспериментального исследования;
формирование рекомендаций по результатам экспериментального исследования
Слайд 4Объект - процесс обучения учащихся школьному курсу алгебры и начал анализа
Предмет - учебные исследования и их дидактические возможности при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем в частности с параметрами
Слайд 5Гипотеза : если выделить основные виды учебных исследований, их функции, структуру
и место в процессе обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами, то это позволит сформировать познавательные универсальные учебные действия у учащихся старшей профильной школы
Слайд 6Введение
1. Теоретические аспекты методики обучения решению уравнений, неравенств и их систем
учащихся старшей профильной школы
1.1 Оценка проблем обучения решению уравнений, неравенств и их систем в научной литературе
1.2 Математические аспекты обучения решению уравнений, неравенств и их систем в научной литературе
1.3 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшей профильной школы
1.3.1 Особенности памяти и мышления старшеклассников
1.3.2 Мотивы учебной деятельности учащихся
2. Педагогические аспекты обучения решению уравнений, неравенств и их систем в научной литературе
2.1 Методы обучения решению уравнений, неравенств и их систем в научной литературе
2.2 Компьютерные технологии обучения решению уравнений, неравенств и их систем в научной литературе
3. Экспериментальное исследование методики обучения решению уравнений, неравенств и их систем учащихся старшей профильной школы
3.1 Организация и методы экспериментального исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Рекомендации по результатам экспериментального исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Слайд 7Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет
изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования
Правительство России в «Концепции модернизации российского
образования на период до 2013 года»
Слайд 8Требования к уровню подготовки выпускников, среди которых указывается готовность использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
интерпретации графиков реальных процессов; для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков
Слайд 10должна быть направлена на достижение цели (формирование понятий, систематизация, усвоение знаний,
умений, навыков)
должно предусматривать определенную последовательность задач, причем число однотипных упражнений не должно превышать трех;
предупреждать появление ложных ассоциаций; включать задания на прямые и обратные операции, применение принципа единственного различия в сходных упражнениях;
содержать упражнения на систематизацию материала;
отличаться разнообразием формулировок задач
Основные требования к системе задач и упражнений по Г.И. Саранцеву
Слайд 11доступности
однотипности
разнообразия
противопоставления
полноты
усложнения
методической ориентации
В исследовании выделены следующие требования
к системе задач:
Слайд 12На первом этапе надо стремиться к тому, чтобы обучающиеся знали приём
и умели бы выполнять умственную деятельность этим приемом
Второй этап заключается в обучении учащихся переносу (специально объяснять способы переноса и закреплять их при решении задач; давать упражнения, требующие использования данного приема без его объяснения)
Третий этап — подведение к обобщающим приёмам
В формировании приёмов учебной деятельности особое значение имеют три этапа обучения
Слайд 13Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
Экономию времени при объяснении нового
материала;
Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
Вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения
Слайд 14В обучении учащихся функционально-графическому методу решения уравнений, неравенств и их систем
выделяются два аспекта
Первый (содержательный) — формирование знаний математических основ метода (гносеологического компонента) и методики формирования математических понятий, работы с теоремой, обучения доказательству, обучения методам решения задач, организации работы с задачей
Второй - обучение приёмам решения уравнений, неравенств и их систем функционально-графическим методом
Владение компьютерными программами позволяет решить уравнение, неравенство или их системы быстро, наглядно, при этом применение компьютерной графики наводит учащихся на способ решения, в случае необходимости дать аналитическое обоснование
Слайд 15Экспериментальная работа проводилась в старших классах МАОУ Лицей №21 г. Химки
Слайд 16Цель эксперимента: установить уровень владения учащимися понятиями «уравнение» и «неравенство», «система
уравнений и неравенств» и свойствами этих понятий при решении задач
В ходе констатирующего эксперимента предполагалось проверить:
умение решать неравенство (уравнение) с помощью графической интерпретации;
умение решать систему уравнений;
умение решать уравнение с применением указанного свойства.
В исследовании приняли участие 57 учащихся
Слайд 17Результаты выполнения диагностической работы
Слайд 19Решение уравнений и неравенств с применением отдельных свойств функций
Формирующий эксперимент
Слайд 21
Контролирующий эксперимент
Сводная таблица результатов решения задач уравнений и неравенств функционально-графическим методом
экспериментальных и контрольных групп
Слайд 22В условиях проведенного эксперимента использовался критерий Стьюдента
Нулевая гипотеза - отсутствие различий
в состоянии проверяемых знаний и умений учащихся контрольной и экспериментальной групп в решении уравнений и неравенств функционально-графическим методом
Альтернативная гипотеза – наличие различий в состоянии проверяемых знаний и умений учащихся контрольной и экспериментальной групп в решении уравнений и неравенств функционально-графическим методом
Слайд 23Средний балл, равный у экспериментальной группы (37,42), оказался выше среднего балла
контрольной группы (23,44). Это ещё раз свидетельствует о том, что предложенная методика проведения занятий способствует повышению качества знаний и умений учащихся по решению уравнений и неравенств функционально-графическим методом