Презентация, доклад на тему Методика обучения арифметическим действиям

Содержание

План: 1. Общие вопросы обучения арифметическим действиям.2. Сложение и вычитание в пределах двадцати.3. Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20.4. Таблица умножения.5. Арифметические действия в пределах 1000.6. Арифметические действия над многозначными числами.

Слайд 1МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АРИФМЕТЧЕСКИМ ДЕЙСТВИИЯМ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АРИФМЕТЧЕСКИМ ДЕЙСТВИИЯМ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Слайд 2План:
1. Общие вопросы обучения арифметическим действиям.
2. Сложение и вычитание в пределах

двадцати.
3. Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20.
4. Таблица умножения.
5. Арифметические действия в пределах 1000.
6. Арифметические действия над многозначными числами.
План: 1. Общие вопросы обучения арифметическим действиям.2. Сложение и вычитание в пределах двадцати.3. Сложение, вычитание, умножение и

Слайд 3Вопросы для самоконтроля.
1.Трудности обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков, пути

их преодоления.
2. Практическая работа при обучении арифметическим действиям.
Вопросы для самоконтроля. 1.Трудности обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков, пути их преодоления.2. Практическая работа при

Слайд 4Ключевые понятия.
– Последовательность изучения действий - устные вычисления,
- вычисления без

перехода через разряд, вычисления с переходом через разряд.
– Нахождение неизвестных компонентов действий – слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, множителя, делимого, делителя, суммы, разности, произведения, частного.
Ключевые понятия. – Последовательность изучения действий - устные вычисления, - вычисления без перехода через разряд, вычисления с

Слайд 5Обучение сложению и вычитанию в пределах 10.
С арифметическими действиями учащиеся знакомятся

сразу же после изучения числа 2.
Изучение каждого из чисел первого десятка (кроме 1), завершается изучением действий сложения и вычитания в пределах этого числа. Действие сложение и вычитание изучаются параллельно.
Учащиеся знакомятся со знаками сложения - плюсом (+), вычитания- минусом (-) и знаком равенства - равно (=).
Обучение сложению и вычитанию в пределах 10. С арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа

Слайд 6При изучении данной темы учащиеся должны овладеть приемами
вычисления,
получить прочные

вычислительные навыки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 10, а также
состав чисел первого 10,
узнавать и показывать компоненты и результаты двух арифметических действий и понимать их названия в речи учителя.
При изучении данной темы учащиеся должны овладеть приемами вычисления, получить прочные вычислительные навыки, заучить результаты сложения и

Слайд 7По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойством этого ряда
нужно

знакомить и с приемами сложения и вычитания, опирающимся на это свойство натурального ряда чисел.
Дети учатся этим приемам прибавлять и вычитать единицу из числа, т.е. присчитывать и отсчитывать по 1.
Когда учащиеся научились прибавлять и вычитать по одному, надо учить их прибавлять по два.
По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойством этого ряданужно знакомить и с приемами сложения и

Слайд 8Когда учащиеся овладели приемами присчитывания, учитель знакомит их с приемами отсчитывания.
Если

приемами присчитывания ученики первого класса овладевают довольно быстро, то приемами отсчитывания - намного медленнее.
Трудность состоит в том, что прием отсчитывания основан на хорошем знании обратного счета, а обратный счет для многих учащихся первого класса труден. Кроме того, ученики плохо запоминают - сколько нужно отнять, сколько уже отняли, сколько ещё надо отнять.
Когда учащиеся овладели приемами присчитывания, учитель знакомит их с приемами отсчитывания. Если приемами присчитывания ученики первого класса

Слайд 9При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представление и о

составе этих чисел.
В начале необходимо давать такие упражнения, в которых одно из слагаемых воспринимаются детьми наглядно, а второе они отыскивают по представлению.
При выполнении действий сложения и вычитания в пределах данного числа вводятся решение примеров с отсутствующим компонентом.
При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представление и о составе этих чисел.В начале необходимо давать

Слайд 10Его обозначают точками, рамками, знаками вопросов и т.д., например:
[] + I

– 3, 4 +... = 6,
? – 2 = 4.
б - ? = 2.
Запишем 1-1=0
(отсутствие предметов обозначают цифры О) Решаются еще примеры, когда разность равна нулю.
Нуль сравнивается с единицей.
Устанавливается, что ноль меньше единицы, единица больше нуля, поэтому ноль должен стоять перед единицей. Однако учитель должен помнить, что ноль не относится к натуральным числам.
Его обозначают точками, рамками, знаками вопросов и т.д., например:[] + I – 3, 4 +... = 6,

Слайд 11Поэтому ряд натуральных чисел должен начинаться с единицы.
Вводить число ноль

в качестве вычитаемого, а потом и слагаемого следует на большом числе упражнений.
Смысл действий с нулем будет лучше понят учащимися, если ноль в качестве вычитаемого и ноль в качестве слагаемого будет вводиться не одновременно.
Затем проводятся упражнения на дифференциацию примеров, в которых ноль будет слагаемым и вычитаемым.
Поэтому ряд натуральных чисел должен начинаться с единицы.  Вводить число ноль в качестве вычитаемого, а потом

Слайд 12Полезно показать учащимся и зависимость изменения суммы от применения слагаемых, а

также изменения остатка от изменения уменьшаемого.
Учитель первого класса должен обращать внимание учащихся на то, что сумма всегда больше каждого из слагаемых, а остаток всегда меньше уменьшаемых.
Уменьшаемое больше или равно вычитаемому, в противном случае вычитание произвести нельзя.
Полезно показать учащимся и зависимость изменения суммы от применения слагаемых, а также изменения остатка от изменения уменьшаемого.Учитель

Слайд 13Уже с первого класса ученики должны быть приучены к проверке правильности

решения примеров.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10,
знание нумерации и состава чисел в пределах 20.
Уже с первого класса ученики должны быть приучены к проверке правильности решения примеров.Сложение и вычитание в пределах

Слайд 14При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20,
как и

при изучении соответствующих действий в пределах 10,
большое значение имеет наглядность и практическая деятельность с пособиями самих учащихся.
Поэтому все виды наглядных пособий, используемых при изучении нумерации, найдут применение и при изучении арифметических действий.
При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах

Слайд 15Действия сложения и вычитания целесообразнее изучать параллельно
после знакомства с определенным

случаем сложения изучать
соответствующий случай вычитания - сопоставления со сложением.
Во втором классе учащиеся должны знать название компонентов действий сложения и вычитания.
Действия сложения и вычитания целесообразнее изучать параллельно после знакомства с определенным случаем сложения изучать соответствующий случай вычитания

Слайд 161. Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава чисел.
2.

Сложение и вычитание без перехода через десяток:
а) к двухзначному числу прибавляется однозначное число.
Из двухзначного числа вычитается однозначное число;
б) получение суммы 20 и вычитание однозначного числа из 20;
в) вычитание из двухзначного числа двухзначного: 15-12, 20-15.
1. Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава чисел.2. Сложение и вычитание без перехода через

Слайд 17вычитание с переходом через десяток тоже требует ряд операций;
- уменьшаемое разложить

на десяток и единицы
- вычитаемое разложить на два числа, одно из которых равно числу единиц уменьшаемого
- вычесть единицы
- вычесть из десятка оставшееся число единиц
вычитание с переходом через десяток тоже требует ряд операций; - уменьшаемое разложить на десяток и единицы- вычитаемое

Слайд 18Решение примеров такого вида можно объяснить разными приемами:
1. Разложить уменьшаемое и

вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, единицы из единиц.
2. Разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из уменьшаемого десятки, а из полученного числа - единицы.
3. Сложение и вычитание с переходом через ряд представляет наибольшие трудности для учащихся, с психофизическими нарушениями.
Решение примеров такого вида можно объяснить разными приемами:1. Разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и

Слайд 19Подготовительная работа должна заключаться в повторении:
а) таблица сложения и вычитания в

пределах 10,
б) состава чисел первого десятка (всех возможных вариантов из двух чисел)
в) дополнение чисел до 10
г) разложение двухзначного числа на десятки и единицы
д) вычитание из десяти однозначных чисел
е) рассмотрение случаев вида 17-7, 15-5.
Подготовительная работа должна заключаться в повторении: а) таблица сложения и вычитания в пределах 10, б) состава чисел

Слайд 20Сложение и вычитание в пределах 100.
При обучении сложению и вычитанию в

пределах 100 соблюдаются все требования, которые предъявляются к обучению выполнению действий в пределах 20.
Многие трудности, которые испытывают дети при выполнении действий сложения и вычитания в пределах 20, не снимаются и при выполнении этих же действий в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100. При обучении сложению и вычитанию в пределах 100 соблюдаются все требования,

Слайд 21Как показывают опыт и специальные исследования, по-прежнему большие затруднения учащиеся испытывают

при выполнении действия вычитания.

Наибольшее количество ошибок возникает при решении примеров на сложение и вычитание: из единиц вычитаемого единицы уменьшаемого.
Как показывают опыт и специальные исследования, по-прежнему большие затруднения учащиеся испытывают при выполнении действия вычитания. Наибольшее количество

Слайд 22Последовательность изучения действий сложения и вычитания обусловлено нарастанием ступени
трудности при рассмотрении

различных случаев. Различают:
1. Сложение и вычитание круглых десятков (30 + 20, 50-20, решение основано на знании нумерации круглых десятков)
2. Сложение и вычитание без перехода через разряд.
3. Сложение двухзначного числа с однозначным числом, когда в сумме получается круглые десятки. Вычитание из круглых десятков однозначного и двухзначного числа.
4. Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Последовательность изучения действий сложения и вычитания обусловлено нарастанием ступенитрудности при рассмотрении различных случаев. Различают:1. Сложение и вычитание

Слайд 23Все действия с примерами 1,2, выполняются приемами устных вычислений, то есть

вычисления надо начинать
с единиц высших разрядов.

Запись примеров производится в нумерации
десятичного состава чисел,
таблиц сложения и вычитания в пределах 10.
Действия сложения и вычитания изучаются параллельно.
Все действия с примерами 1,2, выполняются приемами устных вычислений, то есть вычисления надо начинать с единиц высших

Слайд 24Методика изучения табличного умножения и деления.
В практике работы школы в начальных

классах получила рассмотрение следующая система изучения действий умножения и деления:
1. Введение понятия об умножении как сумм одинаковых слагаемых.
2. Составление таблицы умножения числа 2.
3. Понятие деления на равные части.
4. Составление таблицы деления на 2.

Методика изучения табличного умножения и деления. В практике работы школы в начальных классах получила рассмотрение следующая система

Слайд 255. Составление таблицы умножения в пределах 20.
6. Составление таблицы деления

в пределах 20.
7. Деление по содержанию.
8.Сопоставление умножения и деления как взаимообратных действий.
9. Изучение умножения в пределах 100. Составление таблиц умножения и деления. Практическое знакомство с переместительным законом умножения.

5. Составление таблицы умножения в пределах 20. 6. Составление таблицы деления в пределах 20. 7. Деление по

Слайд 26 10. Деление с остатками
 11. Умножение на 1 и единицы. Деление на

1.
Ноль как компонент умножения. Ноль как делимое.
При обучении умножению и делению перед учителем стоит сложная задача - раскрыть смысл каждого арифметического действия на конкретном материале.


 10. Деление с остатками 11. Умножение на 1 и единицы. Деление на 1. Ноль как компонент умножения. Ноль

Слайд 27Обучение табличному умножению и делению в пределах 20.
В 2 классе учащиеся

получают понятие об умножении и знакомятся с действиями умножения и деления в пределах 20.
Лучшему осознанию учащимися смысла действия умножения способствует подготовительная работа:
счет равными группами предметов, а также счет по 2, 3, 4, 5, до 20.
Обучение табличному умножению и делению в пределах 20. В 2 классе учащиеся получают понятие об умножении и

Слайд 28После того как учащиеся получают первое представление об умножении,
познакомятся со

знаком умножения и записью этого действия,
можно переходить к изучению таблицы умножения числа 2.
Таблица умножения составляется по постоянному множимому.
После того как учащиеся получают первое представление об умножении, познакомятся со знаком умножения и записью этого действия,

Слайд 29Этапы знакомства с табличным умножением числа 2:
1. Счет предметов от 2

до 20.
2. Счет изображений предметов по 2 на рисунках или числовых фигурках и составление примеров на сложение.
3. Замена сложения умножением и чтения таблицы умножения.
Этапы знакомства с табличным умножением числа 2: 1. Счет предметов от 2 до 20.2. Счет изображений предметов

Слайд 30Обучение табличному умножению в пределах 1000.
В 2 классе повторяется табличное умножение

в пределах 20 и заканчивается изучение всего табличного умножения и деления. По-прежнему много внимания уделяется наглядной основе и счета равными группами и их числам.
После составления таблицы умножения числа 6 учитель должен обратить внимание на то что ответ каждого последующего примера может быть получен из предыдущего путем прибавления 6 (единиц множимого).
Обучение табличному умножению в пределах 1000. В 2 классе повторяется табличное умножение в пределах 20 и заканчивается

Слайд 31Обучение табличному делению в пределах 20.
В начальных классах действие деления рассматривается

в зависимости от действия умножения.
Только тогда дети хорошо усваивают сущность деления, когда оно сопоставляется с умножением, устанавливается взаимосвязь между этими двумя действиями.
Опыт показывает, что вывод деления из умножения без объявления сущности самого процесса деления оказывается малопонятным.
Обучение табличному делению в пределах 20. В начальных классах действие деления рассматривается в зависимости от действия умножения.

Слайд 32Деление с остатком вводится после изучения табличного деления.
На делении с

остатком дети допускают много ошибок. Они либо не записывают, либо прибавляют его к частному, либо получают остаток больше делителя.
Деление с остатком вводится после изучения табличного деления. На делении с остатком дети допускают много ошибок. Они

Слайд 33Методика изучения арифметических действий в пределах 1000
Все действия в пределах 1000

без перехода через разряд
учащиеся выполняют приемами устных вычислений с записью в строчку,
а с переходом через разряд - приемами письменных вычислений с записью в столбик.
Важно постепенное нарастание трудности при решении арифметических примеров, каждый последующий уровень в решении примеров должен опираться на знание предыдущих случаев.
Методика изучения арифметических действий в пределах 1000 Все действия в пределах 1000 без перехода через разряд учащиеся

Слайд 34Непреодолимые трудности для ребенка могут возникнуть при несоблюдении степени трудности решения

примеров.
Поэтому очень важно соблюдать последовательность в выборе примеров, учитывая их нарастающую степень трудности,
и тщательно отрабатывать каждый случай.
Непреодолимые трудности для ребенка могут возникнуть при несоблюдении степени трудности решения примеров. Поэтому очень важно соблюдать последовательность

Слайд 35Сложение и вычитание в пределах 1000.
В изучении действий сложения и вычитания

в пределах 1000 можно выделить следующие этапы:
1. Сложение и вычитание без перехода через разряд.
- сложение и вычитание круглых сотен. Действие производится на основе знаний нумерации, и сводятся по существу к действиям в пределах 10;
- сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых сотен и десятков;

Сложение и вычитание в пределах 1000. В изучении действий сложения и вычитания в пределах 1000 можно выделить

Слайд 36- сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых сотен десяток;
-

сложение трехзначных чисел с однозначным числом, двухзначным и трехзначным без перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания;
- особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых чаще всего допускают ошибки. Учащихся больше всего затрудняют действия с нулем, (ноль находится в середине или в конце)

- сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых сотен десяток;- сложение трехзначных чисел с однозначным числом,

Слайд 37Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание с переходом

через разряд - это наиболее трудный материал.
Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик.
Сложение и вычитание в столбик производятся над каждым разрядом в отдельности и
сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20.
Сложение и вычитание с переходом через разряд. Сложение и вычитание с переходом через разряд - это наиболее

Слайд 38При решении примеров на сложение и вычитании с переходом на разряд

соблюдается следующая последовательность:
1. Сложение и вычитание с переходом через разряд в одном разряде (единиц или десятков)
2. Сложение и вычитание с переходом через разряд в двух разрядах (единиц или десятков)
При решении примеров на сложение и вычитании с переходом на разряд соблюдается следующая последовательность:1. Сложение и вычитание

Слайд 393. Особые случаи сложения и вычитания, когда в сумме или разности

получается один или два нуля,
когда в уменьшаемом содержится один или два нуля,
когда в уменьшаемом содержится единица.


4. Вычитание трехзначных, двухзначных и однозначных чисел из 1000.
3. Особые случаи сложения и вычитания, когда в сумме или разности получается один или два нуля, когда

Слайд 40Умножение и деление в пределах 1000.
Умножение и деление также как сложение

и вычитание, могут производиться как устными, так и письменными приемами вычислений, записываться в строчку или в столбик.
1. Устное умножение и деление в пределах 1000:
- умножение и деление круглых сотен
- умножение и деление круглых десятков на однозначное число:
Умножение и деление в пределах 1000. Умножение и деление также как сложение и вычитание, могут производиться как

Слайд 41а) рассматриваются случаи умножения и деления круглых десятков, которые сводятся к

табличному умножению и делению;
б) рассматриваются случаи, которые сводятся к «не табличному» умножению и делению без перехода через разряд.

2. Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
3. Умножение десяти и ста, умножение на десять и сто.
а) рассматриваются случаи умножения и деления круглых десятков, которые сводятся к табличному умножению и делению;б) рассматриваются случаи,

Слайд 424. Деление на десять и сто:
- письменное умножение и деление в

пределах 1000;
- умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд;
- умножение двухзначного числа на однозначное с переходом через разряд в разряде десятков или единиц;
- умножение двухзначного числа на однозначное с переходом через разряд в разряде единиц и десятков;
- умножение трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд в одном разряде - единиц или десятков;
- умножение трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд в двух разрядах - единиц и десятков
- особый случай умножения - первый множитель - трехзначное число с нулем на конце или в середине;
- умножение двухзначного числа на круглые десятки.
4. Деление на десять и сто: - письменное умножение и деление в пределах 1000;- умножение и деление

Слайд 43Деление изучается в такой последовательности.
1. Число сотен, десятков и единиц делится

на делитель без остатка.
2. Число сотен делится на делитель без остатка, а число десятков без остатка на делитель не делится.
3. Число сотен не делится без остатка на делитель.
4. Число сотен делимого меньше числа единиц делителя, в частном получается двухзначное число.
5. Особый случай деления, когда в частном на конце или в середине получается ноль.
6. Деление на круглые десятки.
Деление изучается в такой последовательности. 1. Число сотен, десятков и единиц делится на делитель без остатка. 2.

Слайд 44Сложение и вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел, кроме

случаев, указанных выше, выполняются приемами письменных вычислений.
Основой алгоритмов сложения и вычитания чисел любого класса является поразрядное сложение и вычитание.
Сложение и вычитание многозначных чисел.  Сложение и вычитание многозначных чисел, кроме случаев, указанных выше, выполняются приемами

Слайд 45Умножение и деление многозначных чисел.
Умножение и деление многозначных чисел представляет гораздо

больше трудностей, чем сложение и вычитание.
Это связано с тем, что ученики не твердо знают таблицу умножения.
Даже те учащиеся, которые запоминают таблицу умножения, затруднялись применить её при решении примера с многозначными числами,
то есть актуализировать свои знания и использовать их.

Умножение и деление многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел представляет гораздо больше трудностей, чем сложение и

Слайд 46Трудности возникают и тогда, когда надо единицы высшего разряда перевести в

низший разряд,
удержать их в памяти.
Неумение долгое время сосредоточить внимание на выполнение действия приводит к тому, что учащиеся низшие разряды числа умножают правильно, а при умножении высших разрядов допускают ошибки.
Трудности возникают и тогда, когда надо единицы высшего разряда перевести в низший разряд, удержать их в памяти.

Слайд 47Выполнила
Гершуненко Н.М.
учитель начальных классов

Выполнила Гершуненко Н.М. учитель начальных классов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть