Слайд 2Цель урока:
Познакомить учащихся с метрической системой мер, старинными мерами массы, длины,
времени
Закрепить навыки перевода величин
Способствовать развитию желания изучать математику
Развивать логическое мышление
Воспитывать активность
Слайд 3 Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль
в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
Слайд 6Лавка 1 – Устная
Среди приведенных равенств найдите неверные и исправьте
их:
1. 0,32 = 32/100
2. 0,02 = 2/10
3. 2,4 = 24/100
4. 7/10 = 0,7
5. 16/1000 = 0,16
6. 5/100 = 0,05
Слайд 7Лавка 1 – Устная
Среди приведенных равенств найдите неверные и исправьте
их:
1. 0,32 = 32/100
2. 0,02 = 2/10 0,02 = 2/100
3. 2,4 = 24/100 2,4 = 2 4/10
4. 7/10 = 0,7
5. 16/1000 = 0,16 16/1000 = 0,016
6. 5/100 = 0,05
Слайд 8Лавка 2 – Историческая
Все известные нам народы пользовались теми или
иными мерами для измерения расстояний, площадей, объемов или веса различных предметов.
На первых порах развития человечества измеряли «на глаз». Позже появились натуральные меры: длина ступни, ширина ладони и др. Названия некоторых сохранились до сих пор.
Слайд 9Пядь, локоть, сажень
Малая пядь – расстояние между вытянутыми большим и
указательным пальцами. Равна от 19 см до 23 см.
Локоть – расстояние от локотного сустава до вытянутого среднего пальца. Равен от 36 см до 54 см.
Сажень – расстояние между большими пальцами человека при вытянутых руках. Равна от 152 см до 213 см.
Слайд 10Выразите в метрах:
Пядь – 19 см = ?
Локоть –
36 см = ?
Сажень – 152 см = ?
Слайд 11Выразите в метрах:
Пядь – 19 см = 19/100 м = 0,19
м
Локоть – 36 см = 36/100 м = 0,36 м
Сажень – 152 см = 152/100 = 1,52 м
Слайд 13С развитием производства и торговли люди убедились, что не всегда удобно
измерять расстояние шагами или локтями, так как длина локтя или шага у разных людей различна, а мера длины должна быть постоянной.
Это заставило начать поиски единой системы мер.
Для удобства решили принять за единицу длины одну сорокамиллионную часть земного меридиана. В 1790 году Национальное собрание Франции приняло декрет о реформе системы мер.
Слайд 15Меры длины
1 километр (км) = 1000 метрам (м)
1 метр
(м) = 10 дециметрам (дм) =
100 сантиметрам (см)
1 дециметр (дм) = 10 сантиметрам (см)
1 сантиметр (см) = 10 миллиметрам
( мм )
Слайд 16Какую часть составляет:
1. 1 м от 1 км
2. 1
дм от 1 м
3. 1 см от 1 дм
4. 1 см от 1 м
5. 1 мм от 1 см
Слайд 17Какую часть составляет:
1. 1 м от 1 км
1/1000
2. 1 дм от 1 м 1/10
3. 1 см от 1 дм 1/10
4. 1 см от 1 м 1/100
5. 1 мм от 1 см 1/10
Слайд 18Меры площади
1 кв. километр (км2) =
1 000 000 кв. метрам (м2)
1 кв. метр (м2) =
100 кв. дециметрам (дм2) =
10 000 кв. сантиметрам (см2)
1 гектар (га) = 100 арам (а) =
10 000 кв. метрам (м2)
1 ар (а) =100 кв. метрам (м2)
Слайд 19Меры объёма
1 куб. метр (м3) = 1000 куб. дециметрам (дм3)
= 1 000 000 куб. сантиметрам (см3)
1 куб. дециметр (дм3) = 1000 куб. сантиметрам (см3)
1 литр (л) = 1 куб. дециметру (дм3)
Слайд 20Ознакомимся с народными мерами длины:
1 сажень – 2
м 13 см
1 аршин – 75 см
1 локоть – 46 см
1 пядь – 20 см
1 верста – 1 км 70 м
1 миля (старая русская) – 1 км 600 м
1 дюйм – 2 см 54 мм
1 ярд – 91 см
1 фут – 30 см
Слайд 21Краткая справка о старинных единицах длины:
Аршин с персидского - локоть
Дюйм
с голландского - большой палец
Фут с английского - ступня
Слайд 22Решим несколько задач, используя разные меры длины.
1. (1 балл)
Длина
колоды 6 аршин.
За 1 минуту от этой колоды отпиливают 1 аршин. За сколько минут распилят колоду?
Слайд 242.(1балл)
В сказке «Умная девочка»
поп наказал
Марии наткать
100 локтей полотна.
Сколько это метров?
Слайд 263.(2балла) Два брата пошли в школу. Когда они прошли 260 ярдов,
то старший брат вспомнил, что забыл дома альбом, и вернулся, а младший продолжал свой путь. Когда старший, взяв альбом дома, дошел до того места, откуда вернулся, то младший уже заходил в школу. Какое расстояние от школы до дома?
Слайд 284.(2балла)
Идет один человек в другой город и проходит
ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст.
Через сколько дней путники встретятся?
Слайд 30Трактир
В трактире мы немного отдохнем.
А пока отдыхаем, прочтём письмо от
барона Мюнхгаузена и найдём в нём ошибки
Слайд 31.
«Проснулся я и посмотрел на часы. Стрелки показывали 6
метров утра. Быстро позавтракав, я со своим другом поехал в ближайший лес, расположенный от нашего города в 20 килограммах. Утро было холодное. Температура не превышала 7 литров тепла.
Слайд 32Чтобы согреться, мы быстро шли лесом в среднем по 5 градусов
в час. Вскоре мы вышли на поляну, где росло 25 белых грибов. Наибольший из них весил свыше 400 метров. Прекрасное было настроение, и мы отлично отдохнули в тот день. Через 4 грамма мы возвратились к своему автомобилю и уехали домой».
Слайд 34Меры времени
1 год = 12 месяцев
1 месяц = 28
– 31 день
1 неделя = 7 суток
1 сутки = 24 часа
1 час = 60 минут
1 минута = 60 секунд
Слайд 35Решим несколько задач, используя разные меры времени.
1.(1балл)
Замените одним
словом слова: утро, день, вечер, ночь.
Слайд 37 2. (1балл)
У дуба 12 веток, на
каждой ветке
4 гнезда, в каждом гнезде 7 яиц и у каждого яйца имя есть.
Слайд 38 Ответ:
год, месяцы, недели, дни.
Слайд 39 3.(1балл)
Спутник Земли делает один оборот за 1час 40
минут, а второй – за 100 минут.
Почему?
Слайд 414 .(1 балл)
После обеда один человек спросил: «Который
час?» Ему ответили, что часовая и минутная стрелки совпали и находятся на цифре 9.
Который был час?
Слайд 44Меры веса
1 тонна (т) = 1000 килограммам (кг)
1 центнер (ц) =
100 килограммам (кг)
1 килограмм (кг) = 1000 граммам (г)
1 грамм (г) = 1000 миллиграммам (мг)
Слайд 45Ознакомимся со старыми мерами веса:
1 золотник – 4г
1 гривна
– 400г
1 безмен – 1 кг
1 пуд – 16 кг
1 фунт – 400г
Слайд 47Решим несколько задач, используя разные меры веса.
1.(1балл)
Назовите народную
меру массы, которая больше 1г,
но меньше 1 кг.
Слайд 492.(1балл)
100 курей за 100 дней съедают 100 пудов
зерна.
Сколько пудов зерна съедят 10 курей за 10 дней?
Слайд 513. (1балл)
Пустыней шли два верблюда. один нес 5
пудов соли, другой – 5 пудов ваты. Было очень жарко. Они устали и, увидев речку, вместе с мешками залезли в воду. После купания они пошли дальше. У одного из них ноша стала тяжелее, а другого – легче.
Почему?
Слайд 52Ответ:
Соль растворилась в воде,
а вата впитала в
себя влагу.
Слайд 53Названными единицами измерения массы пользовались наши предки.
Но переход на метрическую
систему измерений стал настоящим научным открытием, упростившие расчеты в международной торговле.
Слайд 55Самостоятельная работа
Из верных равенств составьте слово:
А : 2 м 14 см = 0,214 м
М : 678 кг = 0,678 т
Е : 1кг 3 г = 1, 003 кг
Г : 3 коп = 0,3 р
Р : 4 дм = 0,4 м
О : 25 мм = 0,25 м
Ы : 2 т 34 кг = 2, 034 т
Слайд 56На удивительной ярмарке мы побывали,
Разные товары за задачи
получали.
Свой товар скорее посчитай.
И оценку за работу получай !
Вот закончился урок.
Результат узнать готов?
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился?