Слайд 1Физики и математики Кёнигсберга и Калининграда
Слайд 2Кёнигсбергский университет
Университет был основан создателем Прусского герцогства Альбрехтом в 1544 году.
Он был одним из старейших университетов Германии. Первоначально университет назывался «Академия», но с 1656 года в память об основателе получил имя «Альбертина». Университет пользовался большими привилегиями и свободами, его преподаватели относились к высшим слоям общества, а студенты объединялись в корпорации со своей структурой и традициями.
Слайд 4Давид Гильберт
Давид (1862 — 1943) — германский математик, логик, философ, руководитель
одного из основных центров мировой математической науки первой трети 20 в. — Геттингенской математической школы, исследования которого оказали определяющее влияние на развитие математических наук.
Слайд 5Основные работы
‘Основания геометрии’
‘Математические проблемы’
‘Аксиоматическое мышление’
‘Методы математической физики’
‘О бесконечности’
‘Обоснования математики’
‘Наглядная геометрия’
‘Основы теоретической логики’
‘Основания математики. Логические исчисления и формализация арифметики’ ‘Основания математики. Теория доказательств’
Слайд 6Фридрих Бессель
Фридрих Вильгельм Бессель — немецкий математик и астроном, ученик Карла
Фридриха Гаусса.
Не обучавшись в гимназии и университете, получил докторскую степень Гёттингенского университета. Профессор Альбертины (Кёнигсбергского университета). Внёс большой вклад в изучение масштабов Вселенной, в том числе, в изучение параллакса. Проводил расчёты орбиты кометы Галлея. Основатель и директор Кёнигсбергской обсерватории.
Слайд 7Измерение расстояния при помощи параллакса.
Схема параллакса
Слайд 8Комета Галлея
Видимое движение Сириуса по небесной сфере
Слайд 9Густав Роберт Кирхгоф — один из великих физиков XIX века.
Родился 12
марта 1824 года в Кёнигсберге; с 1842 по 1846 г. изучал математику и физику в Кёнигсбергском университете, а в 1847 году уже выступил в качестве приват-доцента в Берлине; в 1850—1854 гг., в качестве экстраординарного профессора, читал лекции в Бреславле, затем до 1874 года исполнял должность ординарного профессора в Гейдельберге, откуда в 1875 году перешёл в Берлин; в 1875 году избран членом берлинской академии, с 1862 года состоял членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук.
Густав Кирхгоф
Слайд 10Правила Кирхгофа
Первое правило:
Первое правило Кирхгофа (правило токов Кирхгофа) гласит, что алгебраическая
сумма токов в каждом узле любой цепи равна нулю. При этом втекающий в узел ток принято считать положительным, а вытекающий — отрицательным.
Иными словами, сколько тока втекает в узел, столько из него и вытекает. Это правило следует из фундаментального закона сохранения заряда.
Сколько тока втекает в узел, столько из него и вытекает. i2 + i3 = i1 + i4
Слайд 11Второе правило:
Второе правило Кирхгофа (правило напряжений Кирхгофа) гласит, что алгебраическая сумма
падений напряжений на всех ветвях, принадлежащих любому замкнутому контуру цепи, равна алгебраической сумме электродвижущей силы ветвей этого контура. Если в контуре нет источников ЭДС (идеализированных генераторов напряжения), то суммарное падение напряжений равно нулю.
Правила Кирхгофа справедливы для линейных и нелинейных линеаризованных цепей при любом характере изменения во времени токов и напряжений.
Электричество
Слайд 12Владислав Степанович Малаховский
Владислав Степанович Малаховский (род. 1929, Сычевка, СССР) — доктор
физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Владислав Степанович с золотой медалью окончил физико-математическую школу и поступил в Томский университет, где получил одну из двух на весь СССР Ньютоновскую стипендию и возглавил студенческое научное общество. После окончания университета остался в нем преподавать и там же защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации.
Слайд 13Леонард Эйлер
Швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие
математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Эйлер — автор более чем 800 работ по математическому анализ, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.
Слайд 14Задача Эйлера
о мостах Кёнигсберга.
Слайд 15Не каждому городу выпадает честь быть отмеченным в такой точной науке,
как классическая математика. Кенигсберг же благодаря своим мостам и великому учёному – энциклопедисту XVIII века Леонарду Эйлеру вошел в число математических знаменитостей. Решив головоломку о Кёнигсбергских мостах, Эйлер положил начало совершенно новой области исследований, выросшей впоследствии в самостоятельный раздел математики- теорию графов и топологию.
Слайд 16Проблема семи мостов Кёнигсберга
Проблема семи мостов Кёнигсберга или Задача о кёнигсбергских
мостах — старинная математическая задача, в которой спрашивалось, как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. Впервые была решена в 1736 году немецким и русским математиком Леонардом Эйлером.
Слайд 17Решение
•Число нечётных вершин (вершин, к которым ведёт нечётное число рёбер) графа
должно быть чётно. Не может существовать граф, который имел бы нечётное число нечётных вершин.
•Если все вершины графа чётные, то можно, не отрывая карандаша от бумаги, начертить граф, при этом можно начинать с любой вершины графа и завершить его в той же вершине.
•Граф с более чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком.
Созданная Эйлером теория графов нашла очень широкое применение в транспортных и коммуникационных системах.
Слайд 18Двести лет тому назад в городе Кёнигсберге было семь мостов, соединяющих
берега реки Прегель. Горожане предложили головоломку: «Можно ли обойти все мосты, проходя лишь однажды через каждый мост?».
Слайд 19В начале XX века в Кёнигсберге был построен Императорский мост. Теперь
система мостов города образовывала граф, имеющий Эйлеров путь.
Слайд 20XX век опять изменил карту города.
В 1945 году при бомбёжке
города были разрушены многие мосты, в 70-тые годы был построен эстакадный мост, к 750-летию города был восстановлен Императорский мост.
Сейчас задачу Эйлера о мостах надо рассматривать для пешеходов и для автомобилей.
Мы предполагаем, что в будущем наш город будут украшать новые мосты, а в задаче Эйлера появятся новые исходные условия.
Слайд 21Современная карта мостов (конец XX века).
Слайд 22Современная карта мостов (начало XXI века).
Слайд 23Граф - это множество точек или вершин и множество линий или
ребер, соединяющих между собой все или часть этих точек.
Вершины, прилегающие к одному и тому же ребру, называются смежными. Два ребра, у которых есть общая вершина, также называются смежными (или соседними).
Рис. 1. Граф с шестью вершинами и семью ребрами
Понятие графа
Слайд 24Петля это дуга, начальная и конечная вершина которой совпадают.
Пустым (нулевым)называется граф
без ребер.
Полным называется граф, в котором каждые две вершины смежные.
Элементы графа
Слайд 25Нулевой граф
Граф, состоящий из «изолированных» вершин, называется нулевым графом
Рис. 2. Нулевой
граф
Слайд 26Неполный граф
Графы, в которых не построены все возможные ребра, называются неполными
графами.
Рис. 3. Неполный граф
Слайд 27Степень графа
Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины. Вершина
графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной, а чётную степень – чётной.
Если степени всех вершин графа равны, то граф называется однородным. Таким образом, любой полный граф — однородный.
Слайд 28Теорема (Л. Эйлер, 1736 г.)
Связный граф является эйлеровым тогда и только
тогда, когда степени всех его вершин четны.
Эйлеров путь (эйлерова цепь) в графе — это путь, проходящий по всем рёбрам графа и притом только по одному разу.
Слайд 29Эйлеров путь в графе существует тогда и только тогда, когда граф
связный и содержит не более чем две вершины нечётной степени.[
Эйлеров путь
Слайд 30« Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту,
нет ничего лучше и ценнее мостов. Они важнее чем дома, священнее храмов, ибо они более общие. Они принадлежат всем и каждому, равные со всеми, нужные, воздвигнутые всегда на месте, где сходится максимальное количество человеческих нужд, они более долговечны, чем прочие сооружения…»
Иво Андрич.
Слайд 31Герман Минковский
2. Крупный математик родился 22 июня 1864 году в пригороде
Каунаса. С 1872 года семья жила в Кенигсберге. Минковский учился в гимназии Альтштадта, затем в Альбертине. Его братья занимались торговым делом в Кенигсберге. Минковский для создания математического аппарата теории относительности предложил систему координат, в которую наряду с пространственными осями ввел ось «мнимого времени» - «пространство Минковского». В 1908 году
Минковский прочел в Кельне доклад «Пространство и время», который сыграл огромную роль в дальнейшем развитии общей теории относительности. После
этого доклада Эйнштейн сказал: «С тех пор, как за теорию относительности взялись математики, я ее уже сам не понимаю».
Слайд 32Иоган Штраус
2 июня 1590 г. - в Кенигсберге родился Иоган Штраус,
математик, архитектор, фортификатор. Штраус учился в Кенигсбергском университете, слушал лекции Грюгера по математике в Данциге и Кеплера в Линце. В 1621 г. Штраус был приглашен в качестве профессора математики в Кенигсбергский университет. Он имел труды по астрономии, читал лекции по математике и архитектуре, особое внимание уделяя фортификации. Первый оборонительный пояс вокруг Кенигсберга (1626-1634) построен по проекту И. Штрауса. Умер И. Штраус в Кенигсберге 9 сентября 1630 г. во время эпидемии чумы.
Слайд 33Христиан Гольдбах
18 марта 1690 г. - в Кенигсберге родился Христиан Гольдбах,
ученый, один из первых академиков Российской Академии наук. В Кенигсбергском университете он изучал право и математику. Много путешествовал по Европе, был лично знаком с такими известными учеными как г. В. Лейбниц и И. Ньютон. В 1725 г. в Санкт-Петербурге Гольдбах стал членом Академии наук. Через два года он переехал в Москву, где занимался воспитанием малолетнего российского императора Петра П. Затем Гольдбах вновь вернулся в С. -Петербур г. Работая в Академии, в 1742 г. стал членом коллегии по иностранным делам, в 1760 г. получил чин тайного советника. X. Гольдбах был разносторонним ученым (классическая и восточная филология, археология, математика, метафизика), но в мире науки известен прежде всего как математик. Умер христиан Гольдбах 29 ноября 1764 г. в С. -Петербурге.
Слайд 34Разумовский (граф Кирилл Григорьевич)
Разумовский (граф Кирилл Григорьевич) - последний гетман малороссийский
(1728 – 1803). 9 марта 1728 года в семье простого реестрового казака Григория Розума, на хуторе Лемиши, недалеко от города Козельца на Черниговщине родился очередной сын, которого назвали Кириллом. Управляться с шестью детьми, а еще с большим подсобным хозяйством родителям было трудно, хотя бы потому, что отец любил люльку и горилку, а по пьяной лавочке еще мог поучить «уму-разуму» жену тяжелыми кулаками... Причем, все они с малолетства были приучены к труду. Кто-то занимался огородом, младшие пасли сначала гусей, потом – скотину, а пределом мечтаний был выпас волов. Эти огромные и неповоротливые животные доставляли меньше всего хлопот. Но все равно Кирюше пришлось в детстве хлебнуть немало горя…
Благодаря старшему брату, ставшему фаворитом императрицы, в 14-летнем возрасте Кирилл был отправлен за границу для учебы. Делалось это инкогнито, чтобы не будоражить придворных. В 1743 году Кирилл Разумовский стал студентом Кёнигсбергского университета. Он проучился два года и даже отметил вместе со всеми 200-летие университета.
Безошибочно поступила императрица и в другом, когда Елизавета Петровна решилась назначить 18-летнего (!) юношу президентом Петербургской Академии наук! И пусть кто-то шипел, что у молодого человека нет ни одной научной работы! Он старался на этом высоком посту не делать резких движений: никогда не рубил с плеча, а когда чувствовал, что за той или иной работой большое будущее, всегда старался продвигать ее, не забывая помогать при этом и ученому…
Слайд 35Карл Гу́став Я́коб Яко́би
Карл Гу́став Я́коб Яко́би — известный прусский математик,
родной брат российского академика, физика Бориса Семёновича Якоби. Карл Густав Якоб Якоби родился в Потсдаме 10 декабря 1804 года и был вторым сыном еврейского банкира Симона Якоби. Внёс огромный вклад в комплексный анализ, линейную алгебру, динамику и другие разделы математики и механики.
В выпускной математической работе он дал оригинальный, им самим найденный способ решения одной задачи сферической тригонометрии. После письменных экзаменов по латинскому, французскому и греческому языку, он блеснул своими знаниями и на устных испытаниях по латинскому, греческому, немецкому языку, ивриту, физике, дифференциальному и интегральному исчислению, а также по истории. В выданном ему аттестате отмечалось, что «От Бога дарован ему дух», что «знания у него основательные ... по латинскому языку ... и совершенно великолепные - по математике, необыкновенные - по греческому языку и истории». Ректор школы характеризовал Якоби, как «универсальный ум», и считал, что «нелегко определить, к чему у него больше способностей, к языкам, математике и истории или к каким-нибудь другим наукам». Как педагог Якоби, по общему мнению, не имел себе равных, и расцвет немецкой математической школы в конце XIX века — также и его заслуга. В отличие от многих коллег, он старался стимулировать в студентах творческие наклонности к самостоятельному мышлению. Учениками Якоби были (или считали себя) Людвиг Отто Гессе, Клебш, Эрмит, Лиувилль, Кэли и другие видные математики.
Помимо других качеств, отличало Якоби исключительное трудолюбие и полное отсутствие завистливости. Когда его вечный научный соперник, Абель, опубликовал новую работу, во многом перекрывавшую результаты Якоби, он ограничился замечанием: «Это выше моих работ и выше моих похвал». Обширный класс интегралов получил название абелевых по предложению Якоби. Почётный член Петербургской Академии наук с 1839 года. В его честь был назван кратер Jacobi на Луне.
Слайд 36Карл Готфрид Не́йман
Карл Готфрид Не́йман ( 7 мая 1832(18320507), Кёнигсберг — 27
марта 1925, Лейпциг) — немецкий математик, профессор университетов в Галле (с 1863), Тюбингене (с 1865) и Лейпциге (с 1868).
Совместно с А. Клебшем основал в 1868 году журнал «Mathematische Annalen» (нем.).
Основные труды по дифференциальным уравнениям и алгебраическим функциям.
В теории дифференциальных уравнений с частными производными Нейману принадлежат работы, относящиеся к теории потенциала (в частности, к теории логарифмического потенциала), где им дан метод (метод Неймана) решения задачи Дирихле для случая выпуклых контуров (на плоскости) и выпуклых поверхностей (в пространстве).
Исследовал вторую краевую задачу (т. н. задачу Неймана).
Занимался проблемами физики.
Слайд 37Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц
Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц ( 31
августа 1821, Потсдам — 8 сентября 1894, Шарлоттенбург) — немецкий физик, физиолог и психолог.
Родился в семье учителя. Изучал медицину в королевском медицинско-хирургическом институте в Берлине. Обязательной для выпускников этого института была восьмилетняя военная служба, которую Гельмгольц начал в 1843 году в Потсдаме, в качестве военного врача. По рекомендации Александра Гумбольдта ему было разрешено преждевременно оставить военную службу и начать преподавать в 1848 году анатомию в берлинской академии. В 1849 году Гельмгольца приглашают в Кёнигсберг, где он получает звание профессора физиологии и патологии. С 1855 он руководит кафедрой анатомии и физиологии в Бонне, с 1858 — кафедрой физиологии в Гейдельберге. В 1870 году он становится членом Прусской Академии Наук
Установлением законов поведения вихрей для невязких жидкостей Гельмгольц закладывает основы гидродинамики. Математическими исследованиями таких явлений как атмосферные вихри, грозы и глетчеры Гельмгольц закладывает основы научной метеорологии.
Слайд 38Хри́стиан фон Вольф
Хри́стиан фон Вольф ( 24 января 1679, Бреслау — 9
апреля 1754, Халле) — знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта.
В 1706 году, закончив обучение в Йене, Вольф становится профессором математики и философии в Халле. Вследствие обвинения в атеизме учёный был вынужден оставить должность и покинуть Пруссию. Он отправился в Гессен, где преподавал до 1740 г. в Марбургском университете. В том же году король Фридрих II пригласил философа назад в Пруссию, где он вновь начал преподавать в университете Халле. В 1743 Вольф стал ректором университета, на каковом посту и оставался до конца своих дней. Одним из учеников Х. Вольфа был М. В. Ломоносов, который, впрочем, не разделял некоторых его натурфилософских воззрений. Х. Вольфу принадлежат также несколько руководств по математике, оказавших сильное влияние на организацию преподавания этой дисциплины в Германии и России. Особое значение имел изданный им в 1716 в Лейпциге «Математический лексикон» («Mathematisches Lexikon»). Хотя специализированные математические словари появились ещё в последней трети XVII века («Математический лексикон» итальянца Дж. Витали, 1668; «Доступная математика или Математический словарь» англичанина Дж. Моксона, 1679; «Математический словарь» француза Ж. Озанама, 1690), все они были весьма ограничены по объёму и давали довольно-таки фрагментарные сведения. Труд Вольфа был первым математическим словарём по-настоящему энциклопедического охвата.
Слайд 39Ге́нрих Фри́дрих Ве́бер
Ге́нрих Фри́дрих Ве́бер (7 ноября 1843 — 24 мая
1912) — немецкий физик и математик, родившийся в городе Магдала, недалеко от Веймара. В 1861 он поступил в Йенский университет, где Эрнст Аббе стал первым из двух физиков оказавших определённое влияние на его карьеру. Вскоре, однако, Вебер обнаружил в себе недостаточную математическую одарённость и навсегда перестал заниматься математикой.
Слайд 40Адольф Гурвиц
Адольф Гурвиц ( 26 марта 1859, Хильдесхайм — 18 ноября 1919,
Цюрих) — немецкий математик. Адольф Гурвиц родился в еврейской семье. Его отец, Соломон Гурвиц, работал в машиностроительной отрасли; мать Эльза умерла, когда Адольфу было всего три года.
В гимназии, куда он поступил в 1868 году, ему преподавал математику Герман Шуберт. Заметив и оценив талант в юном Адольфе, Шуберт убедил его отца помочь сыну с получением дальнейшего образования в университете. Гурвиц поступил в университет Мюнхена в 1877 году. В течение первого года обучения он посещал лекции Феликса Клейна. Через год он переезжает в Берлин, где в местном университете посещает лекции Куммера, Кронекера, Вейерштрасса. Заканчивает обучение в Лейпциге (1880).
Преподавательскую карьеру начал в Кёнигсбергском университете, где в 1884 году стал профессором. В этом же году женился на Иде Самуэль, у них было трое детей.
С 1892 года профессор Политехнической школы в Цюрихе. Среди его студентов в Цюрихе были Давид Гильберт и Альберт Эйнштейн.
Основные труды — по математическому анализу, теории функций, алгебре и теории чисел. Гурвиц написал классическую двухтомную монографию по теории аналитических и эллиптических функций. Одним из первых глубоко исследовал римановы многообразия и их приложения к теории алгебраических кривых. Решил изопериметрическую проблему.
Слайд 41Людвиг Отто Гессе
Людвиг Отто Гессе ( 22 апреля 1811, Кёнигсберг– 4августа
1874, Мюнхен) — немецкий математик, член Баварской АН (1868), с 1869 профессор Политехнической школы в Мюнхене. Основные работы относятся к геометрии (аналитической, проективной и дифференциальной), линейной алгебре, вариационному исчислению; ввёл понятие гессиана.
Слайд 42Карл Луи Фердинанд фон Линдеман
Карл Луи Фердинанд фон Линдеман ( с
1918 г. рыцарь фон), ректор Альбертины в 1892/1893 академическом году.
Математик Фердинанд Линдеман происходит из семьи филологов. Он родился 12 апреля 1852 г. в Ганновере. После окончания гимназии в Шверине (Мекленбург) он в 1870 г. начинает изучать математику в Геттингенском университете. Самым значительным его учителем был Альфред Клебш. После его смерти по инициативе и под контролем Феликса Клейна (*Дюссельдорф 24. 4. 1849, +Геттинген 22. 6. 1925) Линдеман начинает работу по изданию лекций Клебша. Первый том книги, известной как работа «Клебша — Линдемана», вышел в 1876 г. в издательстве Б. Г. Тойбнера в Лейпциге. К этому моменту времени Линдеман уже переехал в Эрланген, куда он должен был последовать за Феликсом Клейном. В 1873 г. в университете Эрлангена он защищает диссертацию по теме «О бесконечно малых движениях жестких тел при общем определении проективной меры» и получил степень доктора философии. Затем Линдеман переводится в Политехническую школу в Мюнхене. Поскольку здесь было невозможно защитить хабилитационную работу, он переезжает в Вюрцбург, где и хабилитируется в 1877 г. Основу его второй диссертации составляет работа Клебша — Линдемана. В том же году Линдемана приглашают во Фрейбург в Брайсгау вначале в качестве экстраординарного, а затем — с 1879 г. — ординарного профессора. Согласно личным воспоминаниям Линдемана в день своего тридцатилетия — 12 апреля 1882 г. — он пришел к идее доказательства трансцендентности числа π, и тем самым разрешил известную еще со времен античности классическую проблему «квадратуры круга». Эта работа Линдемана была опубликована в 1882 году Вейерштрассом в Берлине и Эрмитом в Париже. Так внезапно имя Линдемана обретает мировую известность. «Богатое математическое прошлое Кенигсберга» (формулировка советника Прусского министерства Альтхофа) побуждает Линдемана принять приглашение из Альбертины, где он работает с 1 октября 1883 г. по 31 августа 1893 г. Получив приглашение из Кенигсберга, Линдеман поставил важное условие, необходимое для его согласия работать в Альбертине. Этим условием было предоставление экстраординарной профессуры Адольфу Гурвицу (1859—1919), который получает место в 1884 г. и остается в Кенигсберге до 1892 г.
28 мая 1887 г. в Кенигсбергском Соборе Линдеман сочетается браком с актрисой Лизбет Кюсснер, дочерью кенигсбергского учителя и ректора школы. У Линдеманов родилось двое детей: сын Рейнгарт (Reinhart, 1889—1911), который погиб в результате несчастного случая в баварских Альпах, и дочь Ирмгард (Irmgard, 1891—1971) — родоначальница всех живущих ныне потомков Линдемана. В академическом 1892/1893 г. Линдемана выбирают ректором Альбертины. По истечении срока его ректорских полномочий, побуждаемый любовью к горам, — он был одним из основателей Кенигсбергской секции объединения немецких альпинистов, — Линдеман отправляется в Мюнхен и до самой своей смерти, последовавшей 6 марта 1939 г., работает в университете Людвига-Максимилиана, совмещая исследовательскую и преподавательскую деятельность, а также активно занимаясь политикой высшей школы. За время своей деятельности в Мюнхенском университете Линдеман занимает должности ректора, декана и на протяжении многих лет является казначеем университета. Работая в университете, Линдеман активно противостоит учению и делам национал-социализма.
Научные работы Линдемана охватывают многие области математики. Главной сферой его научных интересов была геометрия, особенно дифференциальная геометрия. Определенную значимость получили также работы Линдемана, связанные с теоретической физикой, теорией линий спектра. Вред научной репутации Линдемана наносит его деятельность ферматиста-неудачника. К сожалению, пересуды, связанные с этим, известны лучше, нежели сведения о многочисленных солидных математических трудах, вышедших из-под его пера. За свою жизнь, до выхода на пенсию 1 октября 1922 г., Линдеман был руководителем почти 60 диссертационных работ. Среди них были работы таких выдающихся ученых как Давида Гильберта и Арнольда Зоммерфельда, которые защитили свои диссертации под руководством Линдемана в Кенигсберге.
Слайд 43Рудольф Фридрих Альфред Клебш
Рудольф Фридрих Альфред Клебш ( 19 января 1833,
Кёнигсберг — 7 ноября 1872, Гёттинген) — немецкий математик, ученик Гессе и Неймана.
В 1858 был профессором политехнической школы в Карлсруэ, затем в Гиссене и в Геттингене. Первые исследования Клебша относятся к математической физике, теории упругости и гидродинамике; позже он стал известен как чистый математик. Современники отмечали увлекательность его лекций. В 1868 Клебш и Нейман основали журнал «Mathematischen Annalen».
Слайд 44Ру́дольф О́тто Си́гизмунд Ли́пшиц
Ру́дольф О́тто Си́гизмунд Ли́пшиц ( 14 мая 1832,
Кёнигсберг– 7 октября 1903, Бонн, Германия) — немецкий математик.
Был учеником Дирихле. Профессор Боннского университета с 1864. Основные работы в области математического анализа, теории дифференциальных уравнений, теоретической механики и алгебры. Его учеником был Ф.Клейн.
Слайд 45Карл Эрнст фон Бэр
Карл Эрнст фон Бэр ( или, как его
называли в России, Карл Макси́мович Бэр, 17 февраля 1792 — 28 ноября 1876), один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской академии наук, президент Русского энтомологического общества. Родился в имении Пип, в Гервенском округе Эстляндской губернии. Отец Бэра, Магнус фон Бэр, принадлежал к эстляндскому дворянству и был женат на своей двоюродной сестре Юлии фон Бэр. С Карлом занимались домашние учителя. Он обучался математике, географии, латинскому и французскому языкам и прочим предметам. Одиннадцатилетний Карл уже ознакомился с алгеброй, геометрией и тригонометрией. В 1814 году Бэр выдержал экзамен на степень доктора медицины. Им была представлена и защищена диссертация «Об эндемических болезнях в Эстляндии». Бэр отправился за границу, избрав для продолжения своего медицинского образования Вену. Профессор Бурдах предложил Бэру поступить к нему прозектором на кафедру физиологии в Кёнигсбергском университете.
Слайд 46Матиас Мениус
Матиас Мениус — немецкий математик и астроном, профессор математики Кёнигсбергского
университета.
Учился с 1558 г в Виттенбергском университете. В 1572 г. -преподаватель математики в Данцигской гимназии. С 1579 года стал профессором математики Кенигсбергского университета, с 1586 года - герцогским библиотекарем.
Матиас Мениус - ( 1544, Данциг - 3 июня 1601, Кёнигсберг) - немецкий математик и астроном, профессор математики Кёнигсбергского университета. Учился с 1558 г в Виттенбергском университете. В 1572 г. -преподаватель математики в Данцигской гимназии. 1579 г. профессор математики Кенигсбергского университета, с 1586 г герцогский библиотекарь Мениус составлял календари и астрологические предсказания, был к тому же крупным астрономом. В замковом парке, на месте которого позже была площадь Парадеплац с университетом, он в 1584 г так точно определил широту Кенигсберга в 54 градуса 44 минуты, что Бесселю позднее понадобилось поправить лишь на 70 секунд.
Мениус трижды избирался ректором университета (в 1587, 1593 и 1599 гг.).
Слайд 47Выводы
Изучив материалы о жизнедеятельности некоторых известных математиков, чьи имена связаны
с историей нашего края, можно заметить, что круг вопросов, которыми они занимались, связан не только с математическими познаниями, но и с физическими, астрономическими. Мы увидели, какой огромный вклад внесли математики Кёнигсберга в развитие математической науки. Мы установили, что невозможно назвать хотя бы один город в мире, в котором в XIX и XX веках выросло или долго плодотворно работало, а затем создало свои блестящие школы такое количество выдающихся ученых, как у нас: профессор Франц Нейман - по сути с него началась мировая теоретическая физика, создатель ведущей европейской школы математической физики, всю свою долгую жизнь проработал в Кенигсберге. Профессор Якоби - выдающийся математик первой половины XIX века, большую часть своих работ сделавший в Кенигсберге. Профессор Карл Бэр - выдающийся биолог, открывший механизм размножения животных и создавший науку эмбриологию. Густав Кирхгоф - выдающийся физик и математик, родившийся, учившийся, сделавший свои первые открытия в Кенигсберге. Его учениками были Макс Планк, Пирсон, Клейн, Гиббс, Столетов. Дмитрий Иванович Менделеев был непосредственным учеником Кирхгофа и два года работал в его лаборатории. Арнольд Зоммерфельд - выдающийся физик, стоявший у истоков атомной физики, создатель Мюнхенской школы теоретической физики. Герман Минковский, выдающийся математик, приехавший в Кенигсберг в возрасте 8 лет, закончивший здесь школу и университет, ставший профессором, объединивший понятия пространства и времени... Я долго не мог понять, почему у, учившегося в Цюрихском политехническом институте, достаточно далеком от передовых рубежей науки, возник интерес к пространственно-временной проблеме, в результате чего была создана общая и специальная теория относительности. Потом мы выяснили: именно Минковский читал молодому Эйнштейну в Цюрихском институте математические дисциплины. Таким образом, Эйнштейн является в определенной степени наследником традиций кенигсбергской физико-математической школы.
Гельмгольц, братья Виен, Бурдах, Эмиль Вихерт, Гербарт, Гаман, Хаген, Клебш, Дове, Липшиц, Карл и Эрнст Нейманы, Вольдемар Фойгт, Гессе, Генрих Вебер, Гурвиц, Линдеман - все эти имена неразрывно связаны с нашим городом.
Мы также узнали, что после того как в мае 1697 г. царь Петр I побывал в составе Великого посольства в Кёнигсберге, Альбертина стала одним из центров подготовки российских специалистов и сыграла немаловажную роль в становлении и развитии науки и высшего образования в России. По царскому указу 1716 г. в кёнигсбергских учебных заведениях, в том числе и в университете, в течение четырех лет обучалась группа (33 человека) молодых россиян. Их готовили для работы в новых государственных учреждениях и для дипломатической службы. В основанной Петром I Петербургской академии наук из тринадцати первых действительных членов четверо были из кёнигсбергского университета (в том числе известный математик Х. Гольдбах; историк и лингвист, создатель норманнской теории происхождения русского государства Г.-З. Байер), из пяти первых президентов Академии четверо обучались в Альбертине (Г.К. Кейзерлинг, И.А. Корф, К. фон Бреверн и К.Г. Разумовский). В течение ХVIII в. обучение российских подданных в Кёнигсбергском университете стало регулярным.