Презентация, доклад на тему Как увлечь детей уроком? Эффективные методики преподавания

Содержание

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни

Слайд 1 Как увлечь детей уроком? Эффективные методики преподавания Учитель математики МБОУ СОШ

№ 61 Курчатова С.В.
Как увлечь  детей уроком? Эффективные методики преподавания  Учитель математики  МБОУ СОШ №

Слайд 2 Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. В.А. Сухомлинский.
Страшная эта опасность – безделье за партой;

Слайд 3Возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей

степени от методики преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса.
Возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того,

Слайд 4Предлагаемые методики позволяют делать так, чтобы дети на протяжении всего урока

были сосредоточены на учебе:

Методика № 1: «Холодный обзвон»
Методика № 2: «Вопрос-ответ»
Методика № 3: «Лапта»
Методика № 4: «Время ожидания»

Предлагаемые методики позволяют делать так,  чтобы дети на протяжении всего урока  были сосредоточены на учебе:

Слайд 5Методика № 1: «Холодный обзвон»
Данная методика предполагает, что учитель вызывает ученика

независимо от того, тянет ли он руку, желая ответить. На первый взгляд, данная методика кажется обманчиво простой: учитель задает вопрос и называет имя ученика, который должен на него ответить. Но если дети увидят, что учитель часто и регулярно вызывает тех, кто не поднимал руку, они будут ожидать этого и готовиться к тому, что это в любой момент может случиться и с ними.

Методика № 1: «Холодный обзвон»Данная методика предполагает, что учитель вызывает ученика независимо от того, тянет ли он

Слайд 6Первое преимущество методики «Холодный обзвон»:
- она позволяет эффективно и систематически проводить

проверку на понимание материала.

Чрезвычайно важно иметь возможность в любой момент проверить уровень усвоения материала любым учеником. Благодаря «Холодному обзвону» появляется возможность проверить уровень знаний именно того ученика, который особенно беспокоит, и при этом данный процесс будет выглядеть совершенно нормальным и естественным.
Первое преимущество методики  «Холодный обзвон»:- она позволяет эффективно и систематически проводить проверку на понимание материала. Чрезвычайно

Слайд 7Второе преимущество методики «Холодный обзвон»:
- она позволяет повысить скорость учебного процесса,


как с точки зрения выбранного учителем темпа (иллюзия скорости), так и с точки зрения реальной скорости, с которой он может пройти материал с классом на самом деле.

При использовании данной методики не нужно выжидающе смотреть на детей, надеясь, что кто-то, наконец, поднимет руку, благодаря чему в классе не возникает томительная, расхолаживающая атмосфера, когда никто не хочет отвечать, и повисает неприятная пауза.

Второе преимущество методики  «Холодный обзвон»:- она позволяет повысить скорость учебного процесса, как с точки зрения выбранного

Слайд 8Третье преимущество методики «Холодный обзвон»:
- она позволяет шире распределить работу в

классе и донести до детей мысль о том, что учителю действительно интересно, что они скажут.

Многие дети могут и хотят внести свой вклад в обсуждение материала, но не станут этого делать до тех пор, пока их не подтолкнут или не спросят напрямую. Они просто не уверены, что кому-то действительно интересно, что они думают.
Третье преимущество методики  «Холодный обзвон»:- она позволяет шире распределить работу в классе и донести до детей

Слайд 9Четвертое преимущество методики «Холодный обзвон»:
- она помогает не только вовлечь в

рабочий процесс больше учеников, но и производит мощный культурный эффект, распространяя нужную атмосферу активного участия класса в целом.

Если ребенок точно знает, что в ближайшее время его вполне могут призвать к участию в работе класса, у него возникает сильный стимул выполнить эту работу заранее, предварив данное событие. Это невероятно мощный фактор, повышающий его личную ответственность за учебу.

Четвертое преимущество методики  «Холодный обзвон»:- она помогает не только вовлечь в рабочий процесс больше учеников, но

Слайд 10- «Холодный обзвон» должен быть предсказуемым. Это стратегия вовлечения, а не

дисциплинарного воздействия.
- «Холодный обзвон» должен быть систематическим. Учитель четко дает классу понять, что дело в его ожиданиях, а не в конкретных учениках.
- «Холодный обзвон» должен быть позитивным. Позитивный момент в данном случае – то, что ребенок видит: по мнению учителя, он вполне способен ответить на вопрос.
- «Холодный обзвон» нужно вести по методу «строительных лесов». Следует начинать с простых вопросов, вовлекать учеников в обсуждение, используя уже известные им термины и имеющиеся у них знания, подкреплять и развивать базовые знания и только после этого переходить к более трудным моментам.

Успех методики базируется на применении следующих основных принципов:

- «Холодный обзвон» должен быть предсказуемым. Это стратегия вовлечения, а не дисциплинарного воздействия. - «Холодный обзвон» должен

Слайд 11Основной элемент методики «Вопрос-ответ» заключается в том, что учитель задает вопрос,

а весь класс хором отвечает.

Это звучит просто, но если эффективно использовать этот метод во всех его вариациях, он может стать на редкость действенным инструментом не только вовлечения учеников в учебный процесс, но и повышения их успеваемости.

Методика № 2: «Вопрос-ответ»

Основной элемент методики «Вопрос-ответ» заключается в том, что учитель задает вопрос, а весь класс хором отвечает. Это

Слайд 12Повторение и закрепление пройденного материала. То, что ученики отвечают как группа,

гарантирует, что на вопрос учителя может ответить каждый из них.
Есть и другой весьма эффективный способ: один ученик дает уверенный, сильный ответ, и учитель просит класс повторить его. Весь класс повторяет и закрепляет материал, а ученик, давший верный ответ, получает четкое подтверждение, что сказанное им, действительно, важно.
Веселая, энергичная атмосфера. Эта методика на редкость энергична и активна; она вдохновляет класс.
Закрепление желательной поведенческой модели. Методика «Вопрос-ответ» несет в себе потрясающую скрытую выгоду: ученики раз за разом реагируют на вопрос учителя по его сигналу. В результате они каждый раз выполняют его требование, причем публично. Таким образом, данная методика вводит в привычку четкое, активное и своевременное подчинение требованиям учителя; закрепляет его в мышечной памяти детей.

Эффективная методика «Вопрос-ответ» позволяет достичь трех основных целей:

Повторение и закрепление пройденного материала. То, что ученики отвечают как группа, гарантирует, что на вопрос учителя может

Слайд 13Эффективные способы адаптации методики «Вопрос-ответ»:
- Объединить «Вопрос-ответ» с методикой «Холодный обзвон»

и использовать их попеременно. Чередуя ответы хором с ответами отдельных учеников, повышается уровень внимательности учащихся, и в классе создается атмосфера позитивного напряжения, благодаря чему урок становится интереснее.
- Оживить методику «Вопрос-ответ», попросив отвечать хором отдельные подгруппы класса, и разработав для этого специальные сигналы. Например, вызывать попеременно мальчиков и девочек, левую и правую часть класса, сидящих на первых и задних партах. Этот прием делает урок интереснее и неожиданнее и обеспечивает более полное участие класса в учебном процессе.

Эффективные способы адаптации методики «Вопрос-ответ»:- Объединить «Вопрос-ответ» с методикой «Холодный обзвон» и использовать их попеременно. Чередуя ответы

Слайд 14Методика № 3: «Лапта»
Данная методика предусматривает следующее: учитель быстро «посылает» «мячи»

- вопросы группе учащихся, а те быстро «отбивают подачу», отвечая на них.
Если ответы правильные, учитель не останавливается, чтобы их обсудить, а сразу предлагает другому ученику очередной вопрос. Если же ответ неверный, учитель адресует тот же вопрос другому ребенку, иногда повторно отвечает тот же.
Главное - все должно происходить стремительно и энергично. Суть методики «Лапта»: быстрый темп и полная непредсказуемость (никогда не знаешь, кто следующим получит «мяч»).

Методика № 3: «Лапта»Данная методика предусматривает следующее: учитель быстро «посылает» «мячи» - вопросы группе учащихся, а те

Слайд 15Во-первых, хотя «Лапта» часто включает в себя «Холодный обзвон», но это

необязательно. При использовании методики «Лапта» можно при желании быстро и энергично вызывать добровольцев, которые тянут руку, - либо сразу же, либо сделав короткий перерыв после «Холодного обзвона». Эффективнее использовать второй вариант, когда все начинается с «Холодного обзвона». Но как только класс полностью увлекается процессом, и дети, услышав вопрос, активно тянут руки, желая ответить, учитель переходит к методике «Лапта», предусматривающей быстрый опрос всех желающих.

Во-вторых, при использовании методики «Лапта» почти всегда задаются базовые, основополагающие вопросы, часто для повторения уже знакомого классу материала, а «Холодный обзвон» может включать в себя вопросы любого уровня сложности и любого типа.

В-третьих, «Лапта» - это игра. Поэтому в классе нужно использовать некие сигналы, которые указывали бы детям, что они сейчас играют в забавную игру. Словом, делать на уроке то, чего обычно не делают. Но следует помнить, что на «Лапту» отводится мало времени, и эта игра должна иметь четкие начало и конец.

«Лапта» и «Холодный обзвон»: в чем их отличия?

Во-первых, хотя «Лапта» часто включает в себя «Холодный обзвон», но это необязательно. При использовании методики «Лапта» можно

Слайд 16Возможные варианты, которыми можно успешно подчеркнуть развлекательность методики «Вопрос-ответ»: Можно сесть. Этот

вариант, как правило, используется в начале урока. Ученики встают, приветствуя учителя, а он, словно перцем, засыпает их быстрыми вопросами. Дети «зарабатывают» право сесть на свое место, правильно ответив на вопрос. В данном случае учитель опять же не обсуждает ответы. Он просто жестом показывает, кто может сесть, а кто пока остается стоять. Можно встать. Этот вариант лучше использовать в конце урока. Ответившие верно встают и получают право раньше других выйти из класса и, следовательно, оказаться первыми в очереди в буфет.
Возможные варианты, которыми можно  успешно подчеркнуть развлекательность  методики «Вопрос-ответ»:  Можно сесть. Этот вариант, как

Слайд 17Методика № 4: «Время ожидания»
Суть данной методики - в небольшой, в

несколько стратегических секунд, паузе между моментом, когда учитель задал вопрос, и когда попросили ученика начать отвечать на него.

Методика № 4: «Время ожидания»Суть данной методики - в небольшой, в несколько стратегических секунд, паузе между моментом,

Слайд 18Три-пять секунд дополнительного времени на обдумывание вопроса обеспечивают сразу несколько важных

преимуществ:

ответы становятся более длинными и правильными;
уменьшается количество отказов отвечать (количество детей, которые говорят: «Я не знаю»);
увеличивается количество учеников, желающих ответить добровольно;
возрастает доказательность ответов.

Три-пять секунд дополнительного времени на обдумывание вопроса обеспечивают сразу несколько важных преимуществ: ответы становятся более длинными и

Слайд 19 Для повышения эффективности использования данной методики следует подумать об использовании методики

«Время ожидания с комментариями». В этом случае учитель четко и конкретно говорит ученикам, что им следует сделать в предоставленные три секунды ожидания, чтобы использовать их максимально продуктивно:

Комментарии учителя:

1) «Я хочу видеть больше рук».

2) «Я хотела бы видеть, по крайней мере, пятнадцать рук, прежде чем мы выслушаем ответ».

3) «Я дам вам время на размышление, потому что это довольно трудный вопрос, а ваш первый ответ, скорее всего, не самый удачный».

4) «Я вижу, что некоторые из вас напряженно думают и записывают свои мысли, поэтому дам всему классу еще несколько секунд».

Акценты комментариев:

1) Указывает, что учитель хотел бы вовлечь в работу больше учеников.
2) Устанавливает групповую цель участия, а благодаря использованию местоимения «мы» ответ превращается в коллективный проект.

3) Рекомендует детям еще раз проверить себя и подготовить как минимум еще один вариант ответа.

4) Рассказывает детям об одной из практических форм продуктивной работы в классе (записать свои мысли) и советует применить этот прием тем, кто этого еще не сделал.

Для повышения эффективности использования данной методики следует подумать об использовании методики  «Время ожидания с комментариями».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть