Слайд 2
МЫ ЖИВЕМ В ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ГОРОДЕ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ СЛАВНУЮ ИСТОРИЮ. А НАШИ
ЛЮБИМЫЕ УРОКИ – МАТЕМАТИКА И ИСТОРИЯ. В ПРОШЛОМ ГОДУ НАШ ГОРОД, ДА И ВСЯ СТРАНА ОТМЕЧАЛИ 70-ЛЕТИЕ БИТВЫ НА КУРСКОЙ ДУГЕ. В НАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ РАЗЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМ СОБЫТИЕМ. НА УРОКАХ ИСТОРИИ, НА КЛАССНЫХ ЧАСАХ, А ТАК ЖЕ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ ПО МЕСТАМ ОГНЕННОЙ ДУГИ МЫ УЗНАЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДРОБНОСТИ ЭТОГО ГРАНДИОЗНОГО СРАЖЕНИЯ. ВО ВРЕМЯ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕЙ И ЭКСКУРСОВОДОВ БЫЛО ОЗВУЧЕНО МНОЖЕСТВО ЦИФР И У НАС ВОЗНИКЛА ИДЕЯ: А НЕ СВЯЗАТЬ ЛИ ЭТО ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ С НАШЕЙ ЛЮБИМОЙ МАТЕМАТИКОЙ… В РАБОТЕ МЫ ПОПЫТАЛИСЬ РАССКАЗАТЬ О КУРСКОЙ БИТВЕ НА ДРУГОМ ЯЗЫКЕ- МАТЕМАТИЧЕСКОМ , А КАК НАМ ЭТО УДАЛОСЬ СУДИТЬ КОНЕЧНО ЖЕ ВАМ.
Слайд 3ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
-Изучить историю Курской битвы.
- Научиться составлять текстовые
задачи исторического содержания
- Развивать исследовательские способности
- Повысить собственный уровень знаний
Слайд 4МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
При выполнении работы мы изучили:
Историческую литературу
Архивные данные времён ВОВ
Побывали
в краеведческом музее
Пользовались ресурсами интернета
Слайд 5КУРСКАЯ БИТВА, (5 ИЮЛЯ — 23 АВГУСТА 1943 ГОДА) ТАКЖЕ ИЗВЕСТНА КАК БИТВА НА КУРСКОЙ ДУГЕ ПО
СВОИМ МАСШТАБАМ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫМ СИЛАМ И СРЕДСТВАМ, НАПРЯЖЁННОСТИ, РЕЗУЛЬТАТАМ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ СРАЖЕНИЙ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. САМОЕ КРУПНОЕ ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ В ИСТОРИИ; В НЁМ УЧАСТВОВАЛИ ОКОЛО ДВУХ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК, ШЕСТЬ ТЫСЯЧ ТАНКОВ, ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ САМОЛЁТОВ.
КУРСКАЯ БИТВА
Слайд 6
СРАЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ ЧАСТЬЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ЛЕТНЕ-ОСЕННЕЙ КАМПАНИИ 1943 ГОДА, СОГЛАСНО
СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: КУРСКУЮ СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ОБОРОНИТЕЛЬНУЮ ОПЕРАЦИЮ (5 — 23 ИЮЛЯ), ОРЛОВСКУЮ (12 ИЮЛЯ — 18 АВГУСТА) И БЕЛГОРОДСКО-ХАРЬКОВСКУЮ (3 — 23 АВГУСТА) СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ. БИТВА ПРОДОЛЖАЛАСЬ 49 ДНЕЙ. НЕМЕЦКАЯ СТОРОНА НАСТУПАТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ СРАЖЕНИЯ НАЗЫВАЛА ОПЕРАЦИЯ «ЦИТАДЕЛЬ».
Слайд 7ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ ОБОШЛАСЬ ПОБЕДА В КУРСКОЙ БИТВЕ СОВЕТСКИМ ВОЙСКАМ. ОНИ ПОТЕРЯЛИ
СВЫШЕ 860 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, БОЛЕЕ 6 ТЫС. ТАНКОВ И САУ, 5,2 ТЫС. ОРУДИЙ И МИНОМЕТОВ, СВЫШЕ 1,6 ТЫС. САМОЛЕТОВ.
В КРОВОПРОЛИТНЫХ БОЯХ ВРАГ ПОНЕС ОГРОМНЫЕ ПОТЕРИ. ПРЕСТИЖУ НЕМЕЦКОГО ОРУЖИЯ БЫЛ НАНЕСЕН НЕПОПРАВИМЫЙ УРОН. РАЗГРОМУ ПОДВЕРГЛИСЬ 30 НЕМЕЦКИХ ДИВИЗИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ 7 ТАНКОВЫХ. ОБЩИЕ ПОТЕРИ ВЕРМАХТА СОСТАВИЛИ БОЛЕЕ 500 ТЫС. СОЛДАТ И ОФИЦЕРОВ, ДО 1,5 ТЫС. ТАНКОВ, 3 ТЫС. ОРУДИЙ И БОЛЕЕ 3,5 ТЫС. САМОЛЕТОВ
ПОТЕРИ СТОРОН В КУРСКОЙ БИТВЕ
Слайд 8СПРАВКА
Летом 1943 .г на территории нынешних Курской, Орловской областей России, Харьковской
и Сумской областей Украины произошла Курская битва –одно из величайших сражений Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. В ней с обеих сторон приняли участие более 4 млн. человек, более 13 тыс. танков и самоходных орудий и минометов, до 12 тыс. боевых самолетов.
Слайд 9
Первый этап Курской битвы- Курская стратегическая оборонительная операция. Ее цель- Измотать
силы противника. На этом этапе 12 июля в районе Прохоровки произошёл крупнейший (или один из крупнейших) в истории встречный танковый бой. Немцы предприняли два сильных удара на Прохоровку, с запада и с юга.
По советским данным только в Курской оборонительной операции с 5 по 23 июля 1943 немцы потеряли 70000 убитыми, 3095 танков и самоходок, 844 полевых орудия, 1392 самолета и свыше 5000 автомашин[
Слайд 10ЗАДАЧА-1
В танковом сражении под Прохоровкой участвовали около 700 немецких танков. Потери
составили 64%. Сколько танков потерял противник?
Слайд 11РЕШЕНИЕ
700:100*64=448(танков) потерял противник
Ответ: 448 танков
Слайд 12
Для того чтобы сохранить до решительного момента организованную нами систему огня,
выделенные огневые средства должны вести огонь с запасных позиций, после чего скрытно уйти на другие запасные позиции.
Слайд 13СПРАВКА
Позднее историки подсчитали, что если сложить длину всех траншей, окопов и
скрытых дорог и ходов сообщения, вырытых на Курской дуге, то получится длина 10000 километров.
Слайд 14ЗАДАЧА-2
Расстояние от города Курска до Прохоровки 110 км. С какой скоростью
надо ехать боевой машине для обороны от немецко-фашистских войск, чтобы преодолеть это расстояние за 2 ч? За сколько времени пройдет это расстояние пехота со скоростью 2,5 км/ч?
Слайд 15РЕШЕНИЕ
1)110:2=55(км/ч)-скорость боевой машины
2)110:2,5=44(ч)-время, за которое пройдёт пехота
Ответ:55км/ч-скорость
боевой машины; за 44ч-пройдет до Прохоровки пехота
Слайд 16
В ходе Курской битвы советская военная стратегия и техника доказали своё
превосходство над немецкой стратегией и техникой
Слайд 17СПРАВКА
Решительные меры по развертыванию военного производства, в первую очередь за счет
восточных районов страны, обеспечили более полное оснащение войск и сил вооружением и военной техникой новых образцов и типов
Слайд 18ЗАДАЧА-3
По сводке:8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов:
разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97.
Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?
Слайд 19РЕШЕНИЕ
Пусть х самолетов приходится на одну часть, тогда
30х+126х+97х=759
253х=759
х=759: 253
х=3
1)30*3=90-разведывательные самолеты
2)126*3=378-бомбардировщики
3)97*3=291-истребители
Ответ:90разв. самолетов;378 бомбардировщиков;291истребитель
Слайд 20СПРАВКА
Белгородско - Харьковская наступательная операция началась 3 августа и продолжалась 21
сутки. В ней участвовали войска Воронежского и Степного фронтов.
Слайд 21ЗАДАЧА-4
Советские войска выдвинулись 3 августа из города Курска в город Богодухов.
В первый день они прошли треть всего пути, во второй день- 90% пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 99км.
Сколько километров прошли советские войска для обороны города Богодухов во второй день?
Слайд 22РЕШЕНИЕ:
1 ЭТАП. Составление математической модели.
90%=0,9
Пусть х км-весь путь, тогда в
первый день войска прошли 1/3х км, а во второй день(0,9*1/3х)км
Составляем математическую модель.
1/3х + (0,9*1/3х) + 99=х
2 ЭТАП. Работа с математической моделью.
1/3х + (0,9*1/3х) + 99=х
1/3х + 0,3х-х=-99
1/3х + 3/10х –х=-99
-11/30х=-99
х=-99:(- 11/30)
Х=270
1)270*1/3=90(км)-первый день пути
2)0,9*90=81(км)-второй день пути
3 ЭТАП. Ответ на вопрос задачи.
Ответ:81 километр прошли советские войска для обороны города Богодухов во второй день.
Слайд 23
Содержание второго периода битвы составляют Белгородская, Харьковская и Орловская стратегические наступательные
операции советских войск.
Слайд 24ЗАДАЧА-5
Группировке войск противника к югу от курского выступа нанесено решительное поражение.
Стратегическая операция продолжалась 21сутки.Пространственные параметры операции: глубина- 140 км, полоса наступления по фронту 300 км.
Какова площадь боевого сражения?
Слайд 25РЕШЕНИЕ
S= a*b
140*300=42000(кв. км)
Ответ:42000 кв. километров-
площадь боевого сражения.
Слайд 26
Значительный вклад в победу в Курской битве внесли жители г.Курска. Ежедневно
на работу выходило до 6 тыс.человек. Многие работники за трудовую доблесть получили высокую оценку государственных органов
Слайд 27СПРАВКА
Куряне проявили большую заботу о раненых войнах. В марте 1943 года
они в Курске собственными силами оборудовали всем необходимым 13 госпиталей. Курский фармацевтический завод с мая 1943 года выпускал медикаменты для госпиталей. Многие куряне стали донорами.
Слайд 28ЗАДАЧА-6
На первом складе фармацевтического завода было в два раза меньше медикаментов,
чем на втором складе. После того как с первого склада вывезли 200кг мед. продукции, а со второго склада-1000кг, на втором складе осталось на 40% медикаментов больше, чем на первом складе.
Сколько медикаментов было на втором складе первоначально?
Слайд 29РЕШЕНИЕ
1 ЭТАП. Составление математической модели.
Пусть на первом складе- х(кг)медикаментов,
тогда на втором-2х(кг)медикаментов. На первом складе осталось(х-200)кг, а на втором(2х-1000)кг. Масса медикаментов, оставшихся на первом складе, составляет 140% от массы медикаментов, оставшихся на втором складе.
Составляем математическую модель.
(2х-1000)=1,4*(х-200)
2 ЭТАП. Работа с математической моделью.
(2х-1000)=1,4*(х-200)
2х-1000=1,4х-280
2х-1,4х=1000-280
0,6х=720
х=720:0,6
х=1200
1)1200(кг)-медикаментов на первом складе было первоначально
2)1200*2=2400(кг)- медикаментов на втором складе было первоначально
3 ЭТАП. Ответ на вопрос задачи.
Ответ: 1200 кг -медикаментов на первом складе было первоначально;
2400 кг- медикаментов на втором складе было первоначально
Слайд 30
Победа далась дорогой ценой. По накалу боев Курская битва стоит в
одном ряду с битвой под Москвой и Сталинградской битвой. Она явилась коренным переломом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы наступательная инициатива была утрачена врагом раз и навсегда.
Слайд 31ВЫВОД:
В результате выполнения этой работы мы иначе взглянули на историю нашего
края. Оказывается, математика и история также имеют множество точек соприкосновения. Мы показали их связь лишь на примере одного события. Нам было интересно переводить различные исторические факты на язык математики, в дальнейшем мы хотим продолжить свое исследование в этой области. Мы уверены , что математика применялась и при разработке тактики ведения боя, и при усовершенствовании и разработке нового оружия, а также при укреплении оборонительных сооружений . Вклад математики в победу в Великой Отечественной войне огромен . Математика- повсюду. И это надо помнить
Слайд 32ЛИТЕРАТУРА
Курская битва: хроники, факты, люди. Книга первая. Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 год
Курская
битва: хроники, факты, люди. Книга вторая. Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 год
Курская энциклопедия. Курск. Краеведческий словарь-справочник. 1997 Курск.