Слайд 1«Математика в искусстве»
Автор: Худюкова Алина Алексеевна
Класс: 5
ОО: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №1»
Научный руководитель:
Михайлова Галина Владимировна,
учитель математики
Управление образования Тонкинского муниципального района
Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся
«Первые шаги в науку»
Слайд 2Цель проекта:
Показать взаимосвязь математики и искусства.
Слайд 3Задачи:
1.Проанализировать произведения искусства (репродукции картин, произведения архитектуры, скульптуры с точки зрения
соответствия законам математики)
2.Изучить направления взаимосвязи науки и искусства (на примере симметрии)
3.Рассмотреть применение математики в работах, выполненных учениками детской художественной школы города Топки, ученицей которой я являюсь.
Слайд 4Гипотеза:
Математические законы имеют значение в понимании…
Математические знания, полученные в школе, применимы
в искусстве.
Слайд 5Искусство, наука, красота…
Искусство и наука -
эти две великие сферы человеческой деятельности, внешне столь разные и далекие друг от друга, тесно переплетены между собой незримыми узами! И разорвать эти узы нельзя не повредив и тому и другому. Красота является самым крепким связующим звеном между наукой и искусством!
Васильев Ф.А. «Мокрый луг»
Шишкин И.И. «Рожь»
Слайд 6Все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но, изучая математику,
мы открываем всё новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.
Большой Сфинкс
Рим. Колизей
« Искусство в живописи
есть не что иное, как
искусство выражать
невидимое через
видимое» .
Фромантес
Слайд 8Живопись
Закономерности цветового строя в изобразительном искусстве есть не что
иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой модель цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-своему. Художник творит и по правилам и по законам, только он их не всегда осознает.
Слайд 9«Симметрия» на греческом означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость расположения частей».
Единственная горизонтальная симметрия, которую мы встречаем в природе, -
это отражение в зеркале воды.
Слайд 10Если преобразование симметрии относительно плоскости переводит фигуру (тело) в себя, то
фигура называется симметричной относительно плоскости, а данная плоскость – плоскостью симметрии этой фигуры.
Отражение в воде – хороший пример зеркальной симметрии в природе. Деревья красиво отражаются на поверхности пруда, придавая снимку законченность. Поверхность пруда играет роль зеркала и воспроизводит отражение в геометрической точностью.
Городской пруд
г. Топки
« Симметрия является
той идеей посредством
которой человек на
протяжении веков
пытался постичь и
создать порядок, красоту
и совершенство».
Герман Вейль
Слайд 14СИММЕТРИЯ В ЖИВОПИСИ
В древнерусской живописи сложилась образная система, иллюстрирующая религиозные сюжеты.
Традиционная композиция иконы чаще всего симметрична, а главные персонажи выделены своим центральным местоположением. Симметричные, гармоничные пропорции, создающие впечатление покоя и величественности, подчеркивали несовершенство и хаотичность земного бытия.
Слайд 15
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние
мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности.
Брамантино «Мадонна в башне»
Слайд 16Перед нами знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Двенадцать апостолов расположены
вокруг своего учителя четырьмя группами: по две группы с каждой стороны от него и по три человека в каждой группе.
Слайд 17Картина В. М. Васнецова «Богатыри» также построена на основе правила симметрии. Центром композиции
является фигура мощного всадника. Слева и справа, как бы в зеркальном отражении, размещены еще два всадника.
Слайд 18Рассмотрим «Симметрию» на примере работ учеников Детской Художественной школы города Топки
Работа
Петровцевой Дарьи
5 «а» класс
используемые материалы; гуашь
Слайд 19Зеркальная симметрия
Работа Зеленко Екатерины 5 «А» класса используемые материалы ; акварель
Слайд 20Идея симметрии часто является отправным пунктом в гипотезах и теориях учёных
прошлых веков, веривших в математическую гармонию мироздания и видевших в этой гармонии проявление божественного начала.
Слайд 22
В России идеальным примером является здание Большого театра в Москве.
Слайд 23здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
Слайд 24Симметрия в архитектуре древнего мира
Слайд 25В архитектуре города Топки
Спортбаза «Лесная"
Слайд 28Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны.
Платон
Успенский собор. Владимир.
Лондон. Тауэрский мост
Буддийский храм Удзи. Япония
Кариатиды храма Эрехтейнов. Греция.
Слайд 29СИММЕТРИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Симметрией обладают объекты и явления живой природы.
В живой природе огромное большинство живых организмов обнаруживает различные виды симметрий.
Слайд 32Математик, так же как и художник или поэт, создает узоры, и
если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей.
Саврасов Грачи прилетели
Слайд 33Заключение:
С проявлениями математических законов (на примере симметрии) мы встречаемся в технике,
искусстве, науке.
Математические наблюдения проходят через всю многовековую историю человеческого творчества. Принципы пропорции, симметрии играют важную роль в искусстве: архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, в свою очередь, также подчиняются законам математики. И этот факт еще раз подчеркивает гармоничность нашего мира.
Слайд 34В данной работе рассмотрено только один закон математики симметрия, применяемых живописцами.
Но этого достаточно, чтобы убедиться во взаимосвязи двух на первый взгляд несовместимых понятий: математика и живопись.
Изучение в школе предметов математики и изобразительного искусства будет считаться недостаточно глубоким, если не будет раскрыто практическое их применение в повседневной жизни.
Я узнала много нового для себя.
Я добилась поставленных целей.
Слайд 35Единство науки и искусства – важнейший залог последующего развития культуры
Слайд 36.
Список использованной литературы
Алексеев С., Алексин А. и др. Что такое. Кто такой. –
М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – Т. 2, – с. 416.
Мириманов В. XX век. Сам о себе. Персоналии и течения. Малевич // Искусство. Приложение к газете «Первое сентября». – М., 2001. – № 1. – С. 1-3.
Самойлик Г. Леонардо да Винчи. // Математика. Приложение к газете «Первое сентября». – М., 2003. – № 4. – С. 7-10
https://ru.wikipedia.org/wiki/https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
https://ru.wikipedia.org/wiki/https://ru.wikipedia.org/wiki/Живопись
https://ru.wikipedia.org/wiki/Математика
Слайд 37
http://gallerix.ru/album/200-Russian
http://www.kulturologia.ru/blogs/220715/25398/
https://ru.wikipedia.org/wiki/https://ru.wikipedia.org/wiki/Топки
https://multiurok.ru/sbrishs/blog/ieshchie-niemnogho-o-simmietrii-v-prirodie.html
http://ru.123rf.com/http://ru.123rf.com/Фото-со-стока/математика.http://ru.123rf.com/Фото-со-стока/математика.html
http://www.letopis.info/themes/mathematics/izvestniye_ucheniye-matematiki.html