Презентация, доклад на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Содержание

Технология проблемно-диалогического обученияУрок объяснениянового материала Урок «открытия» знаний«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Савельева О.Е
учитель математики
МБОУ «Средняя

школа № 9»
Петропавловск-Камчатский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.Савельева О.Еучитель математикиМБОУ «Средняя школа № 9»Петропавловск-Камчатский

Слайд 2Технология проблемно-диалогического обучения



Урок объяснения
нового материала


Урок «открытия» знаний

«Скажи мне, и я забуду. Покажи

мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость
Технология  проблемно-диалогического обученияУрок объяснениянового материала Урок «открытия» знаний«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я

Слайд 3Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми»
Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает

усвоение знаний посредством диалога с учителем.

Проблемно-диалогическое обучение–
это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, ПДО базируется на психологии творчества.

Девиз ПДО:  «Открывать знания вместе с детьми»   Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает усвоение знаний посредством диалога

Слайд 4Проблемно- диалогическое обучение

Проблемно- диалогическое обучение

Слайд 5Цели и этапы учебного процесса

Цели и этапы учебного процесса

Слайд 6Структура проблемного урока

Структура проблемного урока

Слайд 8Методы обучения

Методы обучения

Слайд 9Методы
постановки учебной проблемы

Методыпостановки учебной проблемы

Слайд 10Приемы создания проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 11Приемы создания проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 12Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Побуждающий диалог –

представляет собой сочетание приёма проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Он состоит из реплик, которые помогают ученику развивать творческие способности.

I.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог    Побуждающий диалог – представляет собой сочетание приёма проблемной ситуации

Слайд 13Побуждающий диалог

Побуждающий диалог

Слайд 15Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между

житейским и научным фактом





Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между          житейским

Слайд 16 Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между

необходимостью и невозможностью.




Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между

Слайд 20II. Подводящий к теме диалог

Этот диалог представляет

собой
систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока
II. Подводящий к теме диалог    Этот диалог представляет собой   систему посильных ученику

Слайд 21
Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10

рядов. В каждом
ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в
саду?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) * 10 = 120 7 * 10 + 5 * 10 = 120
Ответ: 120 деревьев.
Задача 2. Две автомашины одновременно выехали навстречу друг другу из
двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км
в час. Через 3 часа автомашины встретились. Какое расстояние между
пунктами, из которых выехали автомашины?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(80 + 60) * 3 = 420 80 * 3 + 60 * 3 = 420
Ответ: 420 км
Задача 3. Задача 3. Найти площадь прямоугольного участка, состоящего из двух прямоугольных участков.


1 способ. 2 способ.
(4 + 2) * 3 = 18 4 * 3 + 2 * 3 = 18 Ответ: 18 м


4 м 2м

Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по

Слайд 22После решения всех трёх задач учащимся предлагается самостоятельно сравнить:

а) первые

способы решения задач;
б) вторые способы решения задач;
в) выражения, полученные при решении задач 1-м (2-м) способом;
г) выражения, полученные при решении задачи № 1 (№ 2, № 3) и 1 и 2-мя способами;
д) числовые значения выражений, полученные при решении задачи № 1 (№ 2, № 3) 1-м и 2-м способами.










После решения всех трёх задач учащимся предлагается самостоятельно сравнить: а) первые способы решения задач; б) вторые способы

Слайд 23В результате такого сравнения учащиеся пришли к следующим выводам:
1-й способ

решения всех задач одинаков, 2-й – тоже;

выражения, полученные при решении задач 1-м (2-м) способом, отличаются друг от друга только числовыми данными.
Выражения, полученные при решении задачи №1 (№ 2, № 3) 1-м и 2-м способами, отличаются друг от друга числом арифметических действий и порядком действий;
числовые значения выражений, полученные при решении задачи №1
(№ 2, № 3) 2-мя способами, одинаковы, а, значит, можно сделать такую запись:
(7 + 5) · 8 = 7 ·8 + 5 · 8.
(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3.
(5 + 3) · 4 = 5 ·4 + 3 · 4.
Далее предлагаем учащимся заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получены три одинаковых выражения, а именно:
(а + в) · с = ас + вс.
В результате такого сравнения учащиеся пришли к следующим выводам: 1-й способ решения всех задач одинаков, 2-й –

Слайд 24Далее учитель говорит:
Из трёх различных числовых выражений

получились три одинаковых

буквенных выражения. Встречались ли вы с таким явлением?
- Встречались, - отвечают ученики, - например, при записи переместительного закона умножения.
- И в этом случае, - продолжаю учитель, - мы получили новый закон умножения: распределительный закон умножения относительно сложения.
Ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он облегчает вычисления.
- Сравните свой вывод с учебником.


Далее учитель говорит: Из трёх различных числовых выражений получились три одинаковых буквенных выражения. Встречались ли вы с

Слайд 25 На этапе актуализации знаний используем приём «Подводящий диалог», выстраивая логическую

цепочку заданий, подводящих к формулировке темы урока.

Фрагмент урока геометрии в 7 классе по теме: «Прямая, отрезок, луч, угол»

На этапе актуализации знаний используем приём «Подводящий диалог», выстраивая логическую цепочку заданий, подводящих к формулировке темы

Слайд 28Мотивирующий приём

Приём «яркого пятна» и «актуальность»
Использование

сказок и легенд, фрагментов
из художественной литературы, случаи из
истории науки, культуры и повседневной
жизни, шутки, словом, любой материал,
способный заинтриговать и захватить
внимание учеников.
Мотивирующий приём    Приём «яркого пятна» и «актуальность» Использование сказок и легенд, фрагментовиз художественной литературы,

Слайд 30Урок математики в 6-м классе по теме «Процент».



Урок математики в 6-м классе по теме «Процент».

Слайд 34Поиск решения



Поиск решения осуществляется

через
выдвижение и проверку гипотез

Поиск решения         Поиск решения осуществляется через выдвижение и проверку

Слайд 35МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез

диалог

Подводящий к теме диалог

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к теме диалог

Слайд 37 Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между

необходимостью и невозможностью.




Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между

Слайд 39
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Слайд 42Подводящий к знанию диалог

Подводящий к знанию диалог

Слайд 47Подводящий к знанию диалог

Подводящий к знанию диалог

Слайд 55Специфика проблемно-диалогических методов

Специфика  проблемно-диалогических методов

Слайд 631. Возрастная специфика
2. Взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами и средствами обучения

1. Возрастная специфика2. Взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами и средствами обучения

Слайд 663. Средства обучения



4. Методы постановки проблемы и фиксация темы урока

5.

Учебники
3. Средства обучения 4. Методы постановки проблемы и фиксация темы урока5. Учебники

Слайд 71Почувствуйте разницу!
Проблемный урок

Традиционный урок
Образовательная цель: одинакова
(но достигается учениками по- разному)
Учебная деятельность:
творческая репродуктивная
(деятельность открытия и создания) (пришёл, услышал, заучил)
На этапе при введении материала уче- На этапе при введении
ники думают, анализируют, рассуждают. ученики слушают
учителя, следят за его
мыслью, запоминают гото-
вое определение.
Почувствуйте разницу!      Проблемный урок

Слайд 72Технология проблемно-диалогического обучения является:
результативной;

здоровьесберегающей;

общепедагогической.

Технология проблемно-диалогического обучения является:результативной;здоровьесберегающей;общепедагогической.

Слайд 73Что нужно учителю для освоения технологии?
Технология проблемного диалога носит общепедагогический

характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.
Что нужно учителю для освоения технологии? Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,  т. е. реализуется на

Слайд 74Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить

 и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с

Слайд 75
Перед каждым учителем математики должна стоять следующая цель - адаптировать

методы и приемы технологии проблемного диалога в преподавании математики, а также подобрать, разработать, накопить системы заданий, которые помогли бы формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия:
Перед каждым учителем математики должна стоять следующая цель - адаптировать методы и приемы технологии проблемного диалога

Слайд 79СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть