Слайд 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Презентацию выполнила
преподаватель математики КСВУ
Борзова И. Б.
2
рота
Слайд 2«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания,
здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
Н. И. Лобачевский
Слайд 3Определение КОЗ
Компетентностно - ориентированное задание - задание, которое требует использования
знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий.
(В.А. Болотов)
Слайд 4КОЗ
деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию;
строятся на актуальном материале;
имеют четкую
структуру;
требуют применения общих учебных умений.
Слайд 5ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЗ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ:
значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную
мотивацию учащегося;
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
Слайд 6ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЗ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ:
указание (явное или неявное) области применения
результата, полученного при решении задачи;
по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Слайд 7Требования к «КОЗ»:
задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному
пополнению знания;
задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации;
Слайд 8Требования к «КОЗ»:
задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания;
задание предполагает
разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.
Слайд 9СТРУКТУРА КОЗ «КЛАССИЧЕСКОГО ТИПА»
Слайд 10Структура КОЗ
КОЗ
СТИМУЛ
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ
БЛАНК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА
Слайд 11Функции стимула:
мотивирует учащегося на выполнения задания;
моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;
может
нести функцию источника информации при необходимости.
Слайд 12требования к формулировке стимула:
должен быть кратким;
не отвлекать учащегося от содержания задания.
Слайд 13ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧНОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ:
должна указывать ученику на ту деятельность, которую он
должен совершить;
должна содержать требование к способу предоставления результатов работы;
должна быть интересной для учащихся;
должна соответствовать возрасту учащихся;
должна соотноситься с инструментом проверки.
Слайд 14Терминология
Ключ – это четко зафиксированный ответ.
Модельный ответ – это примерный
ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика.
Шкала – за что и в каких пределах устанавливаются баллы.
Слайд 15ТРЕБОВАНИЯ К ИСТОЧНИКУ ИНФОРМАЦИИ:
должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;
должны
быть достаточными для выполнения заданной деятельности;
на одном источнике желательно основывать несколько заданий;
источник должен быть интересным для учащегося;
должны учитываться возрастные особенности учащихся.
Слайд 16Элементы модельного ответа:
пример формулировки правильного ответа;
другие формулировки правильного ответа, если ответ
не однозначен и есть альтернативы;
примеры ответов, которые частично верны;
подсчет баллов.
Слайд 17ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ЗАДАНИЙ:
определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции;
формулировка задания на основе
выбранного аспекта компетенции, обозначение проблемы;
создание ключей, модельных ответов, шкал;
указание на формы и виды деятельности по решению проблемы;
информация или ссылки на необходимую информацию для решения проблемы;
форма предъявления результатов.
Слайд 18Типы КОЗ:
задания, в которых имеются лишние данные;
задания с противоречивыми данными;
задания, в
которых данных недостаточно для решения;
многовариантные задания;
комплексные задания и др.
Слайд 19Примеры КОЗ:
создание кроссворда по теме, курсу;
создание кластера по определенной теме, проблеме;
создание
концептуальных схем, таблиц;
разработка тестовых заданий по алгоритму;
разработка ситуативных задач;
написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;
создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
подготовка доклада, выступления;
выполнение мини проектов, проведения исследований.
Слайд 20РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОЗ:
задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их
проявлении в деятельности;
давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения;
быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы компетенций и др.
Слайд 21Требования к оцениванию ключевых компетенций учащихся:
требования к оценке доведены до каждого
учащегося;
задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата;
соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.
Слайд 22Технология проектирования КОЗ
При разработке компетентностно-ориентированных заданий учителю необходимо:
Первоначально определиться с
компетенцией или компетенциями формируемыми на данном занятии,
Прописать планируемый результат с позиции компетенций,
Продумать на каком содержании предложить задания,
Выбрать или сформулировать компетентностно -ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции,
Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание,
Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции.
Слайд 23Возможные ошибки при проектировании КОЗ:
Не указан тип разработанного КОЗа.
Путают типы КОЗов,
нарушая их структуру. Например, указывают задание «классического типа», а сами в структуре пишут название задания, личностно-познавательный вопрос.
Вместо оценки компетенции указывают компетентность.
Не указаны аспекты компетенции на оценивание которых рассчитан данный КОЗ. А без аспекта не ясно что вообще оценивается и по каким критериям.
Неправильно поставлен стимул, который не стимулирует на выполнение данного задания.
Не правильно поставлена задачная формулировка. Некоторые задачные формулировки начинают не с глагола действия и далее контекст задания, а наоборот. Либо в задачной формулировке ставятся глаголы без контекста самого задания.
У некоторых участников не разработана шкала переводов баллов в оценку и др.
Слайд 25
КОЗ «КЛАССИЧЕСКОГО ТИПА» ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
(6
КЛАСС)
Слайд 30Самоанализ КОЗ
Данное КОЗ используется на этапе изучения нового материала. Учащиеся выполняют
сложение отрицательных чисел с помощью координатной прямой, анализируют результаты, делают вывод, формулируют правило. Затем сравнивают свой ответ с текстом правила в учебнике. После выполнения тренировочных упражнений проводится самостоятельная обучающая работа, позволяющая оценить степень усвоения материала учащиеся оценивают преимущества данного правила.