Слайд 1Учитель высшей категории
МБОУ СОШ №165 Г. о. Самара
Синельникова М. В.
Формирование
универсальных
учебных действий
на
уроках математики
Слайд 2 ФГОС II поколения
Самара, 2013
г.
Слайд 3В чем заключается задача школы?
интеграция,
обобщение,
осмысление новых знаний;
умение связать новые знания с
жизненным опытом.
Формирование у каждого
ребенка умения
учиться – учить СЕБЯ.
Слайд 4Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать
пути её реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Слайд 5 Запросы общества
Смена парадигмы образования
Приоритет развивающего потенциала общего начального образования
Желание самих учащихся – научиться учиться
Формирование установок на здоровый образ жизни
Универсализация содержания образования
Актуальность концепции развития УУД
ения
ФГОС II поколения
Слайд 6 Понятие «УУД»
В широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Слайд 7Функции универсальных учебных действий
Слайд 8Виды универсальных учебных действий
1.
2.
3
4.
5.
Слайд 9действия
нравственно-этического
оценивания
Личностные УУД
Слайд 11Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Целеполагание
Планирование
Контроль
Прогнозирование
Коррекция
Волевая
саморегуляция
Оценка
Слайд 13 Регулятивные действия (продолжение)
Слайд 14Формирование регулятивных действий средствами учебного предмета - математики, обеспечивается:
логикой развёртывания
содержания и его структурой,
системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,
Слайд 15системой математических жизненных ситуаций,
системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в
учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками
Слайд 16самоконтроль
умение осознать необходимость проверки своих действий
умение составлять план проверки
поэтапное усложнение
(вопросы учителя)
Слайд 17Эффективным средством можно считать проверку работы ученика, выполненной учителем без
исправления и подчеркивания ошибок.
При этом указывается задание, в котором сделана ошибка.
Эту работу, в зависимости от уровня внимательности учащегося, можно разбить на этапы:
на первом указывается строка, в которой
сделана ошибка,
на втором – блок строк записи,
на третьем – только задание
Слайд 18С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся
самопроверки и взаимопроверки решения задачи
Слайд 19Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является
парная взаимопроверка
самостоятельной работы
Слайд 20Познавательные УУД
Познавательные УУД
обще-
учебные, включая
специально-предметные
действия
логические, включая
знаково-символические
действия
постановка
и
решение
проблем
Слайд 21 Познавательные УУД.
Общеучебные УУД
Слайд 22 Познавательные УУД (продолжение)
Общеучебные УУД
Слайд 23 Познавательные УУД (продолжение)
Логические УУД
Слайд 25В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы
с информацией, а именно:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
Слайд 26решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает
и откуда их можно получить);
использовать знаково-символьные средства для обработки информации,
осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования;
осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.
Слайд 27Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Слайд 29Донести свое
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать
в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи
Слайд 30Договориться
Слушать и понимать других, управлять поведением партнера, принимать точку зрения партнера
Слайд 31Понять других
Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация,
выполнение различных ролей в группе
Слайд 32Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх
видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Слайд 33Основные выводы
Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные
умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.
Слайд 34 Творчество на деле существует не только там,
где оно создает
великие исторические произведения.
Но везде, где человек воображает, комбинирует,
изменяет и созидает что-либо новое.
Л.С.Выготский
Сочинение математической сказки,
задачи, стихов
– путь развития
способности к творчеству
Слайд 35!!! В каждом УМК
должна быть выстроена система учебных заданий, направленных
на формирование
УУД.
Слайд 36 УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Слайд 37Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие
Цель – самостоятельное решение
проблем
Средство – постановка проблем
и открытие знаний вместе
с учениками
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»)
Базовые
образовательные технологии
Слайд 38может использоваться
в любой Образовательной системе
Технология проблемного диалога
Слайд 39ПРОЕКТНАЯ
и исследовательская
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Базовые образовательные
технологии
Слайд 40МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
Программно
формируется
умение детей работать
в группе,
принимать помощь от одноклассников
и оказывать помощь,
вести урок (фрагмент урока),
формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж,
презентацию…)
Слайд 41МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
Особое внимание уделяется обучению детей
работе с источниками информации
(оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников,
их справочники и словари).
Слайд 42Процесс формирования исследовательских навыков на уроках математики.
Слайд 43Развитие умений видеть проблемы
Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект
исследования с разных сторон
Слайд 441.Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа.
2.
«Нет ли здесь ошибки: Вычитаемые и прибавляемые, есть такие числа?», «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н.Кузанский, немецкий философ)»
Слайд 45Развитие умений выдвигать гипотезы
Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект
исследования с разных сторон
Слайд 461. Дан квадрат со стороной 5Х5 клеток, в каждую из которых
случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице.
2. Найти правило, закономерность
Слайд 47Развитие умения задавать вопросы
Умение задавать вопросы направляет мышление ребенка на поиск
ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая его к умственному труду
Слайд 481. Задание «Угадай, о чем спросили»
Ученик выходит к доске, вслух отвечает
на вопрос, написанный на карточке.
Например:
это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?)
надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.
Слайд 492. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы
Зачем? Почему?
Как? Что?
Слайд 50Развитие умения давать определения понятиям
Определение понятия – это процесс придания термину,
обозначающему тот
или иной предмет,
смысл и значение
Слайд 51Какие числа называют взаимно обратными?
Что называют отношением двух чисел?
Слайд 52Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения
Умозаключение есть форма мышления, посредством
которой на основе имеющегося знания и опыта возникает новое знание
Слайд 531. Заработная плата увеличилась
на 50%, значит ли это, что она
увеличилась в 2 раза?
2. Как изменится величина правильной дроби,
если к числителю и знаменателю прибавить одно и то же число?
Слайд 54Развитие умений классифицировать
Познание мира предполагает не только восприятие предметов и явлений,
но и выделения в них общих существенных признаков
Слайд 551. Выявите признак и проведите классификацию следующих добей: 1/5,1/8, 2,67, 2/16,
7/6, 0,5.
2. Вывести следствия из определения «модуль числа»
Слайд 56Развитие умений наблюдать
Наблюдение – доступной, ценнейший и совершенно незаменимый источник получения
разнообразных
данных о мире.
Слайд 571. Круговые примеры или цепочки
2. Вместо звездочек, написать пропущенные цифры.
Слайд 58ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
информационная поддержка учебного процесса,
Базовые образовательные
технологии
Слайд 59Базовые образовательные
технологии
Метод интеллект-карт
(графическое изображение
мыслей)
«заставляет» работать
оба полушария мозга.
Слайд 60Написание конспекта по плану с использованием дополнительных источников информации
Составление логических схем
Составление
интеллект-карт ( опорных конспектов)
Проведение сравнительного анализа табличным способом….
Слайд 61УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательные
технологии
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым и повышенными
уровнями требований,
посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
Слайд 62Образовательная среда:
учебное и игровое пространства
Назначение:
для подвижных занятий и для спокойной работы,
для
общения и для уединения,
для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
для поиска информации
Учебное
пространство:
место учителя,
свободно оформляемое место
для работы учащихся,
«центральное» место для выступлений,
«центральная» доска,
рабочие доски,
уголок книг и других информационных
источников,
аудио- и видеоцентр, центр «письма»
стол с раздаточными материалами
выставки, стенды и т.п.
Слайд 63Системно-деятельностный подход
средства
Готовность учителя
Материально-техническое оснащение
Опытно-экспериментальная деятельность
Информационная среда
Финансовое стимулирование
ресурсы
Родительское сообщество
Педагогический коллектив (учителя нач.
классов, учителя-предметники, логопеды, психологи, администрация)
Модель реализации программы
вход
выход
процесс
Программа формирования универсальных учебных действий
Портрет выпускника
Личностно-деятельностный подход
КТД
урочная
внешкольная
внеурочная
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Взаимообучение
служба взаимопомощи
Методологические
Технологические
Средства социализации
Интегрированное портфолио
Научное общество учащихся
Система типовых задач по развитию УУД
Социальные партнеры
Проектная и исследовательская деятельность
Учащиеся школы
Слайд 64Дорогие коллеги!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт
корова молоко».
Век XXI– век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!