Презентация, доклад на тему Формирование функциональной грамотности

Содержание

Задачи :Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.Развитие системы оценки и мониторинга качества

Слайд 1 СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Попова Елена Юрьевна, учитель математики

МАОУ СОШ № 5
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ Попова Елена Юрьевна, учитель математики

Слайд 2Задачи :
Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
Определение механизмов

реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.

Одна из целей концепции развития математического образования: создать условия для развития функциональной грамотности школьников

Задачи :Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной

Слайд 3Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни

знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Глоссарий

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения

Слайд 4Содержание функциональной грамотности

Содержание функциональной грамотности

Слайд 5Компоненты функциональной грамотности
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений,

составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Компоненты функциональной грамотностизнания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач

Слайд 6Международные оценочные исследования
PISA

TIMSS
PIRLS
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
оценивает способности

подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях

«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»

«Изучение качества чтения и понимание текста»

изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования

изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

Международные оценочные исследованияPISATIMSSPIRLS«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки,

Слайд 7Модель математической грамотности. PISA

Модель математической грамотности. PISA

Слайд 10Определите содержание и вид деятильности. Пример 1. « Вращающаяся дверь». PISA

Определите содержание и вид деятильности. Пример 1. « Вращающаяся дверь». PISA

Слайд 11«Вращающаяся дверь». PISA

«Вращающаяся дверь». PISA

Слайд 12«Вращающаяся дверь». PISA
Содержание: Пространство и форма
Вид деятельности: «Формулировать» (создать

модель решения)
Результат РФ: 3%
Максимальный результат: 14%
«Вращающаяся дверь». PISA Содержание: Пространство и форма Вид деятельности: «Формулировать» (создать модель решения) Результат РФ: 3% Максимальный

Слайд 13«Парусные корабли». PISA

«Парусные корабли». PISA

Слайд 14(л)
(з.)
(л.)

(л)(з.) (л.)

Слайд 15«Парусные корабли». PISA-2012

Содержание: Количество
Вид деятельности: Формулировать
Контекст: Научный
Результат РФ: 16%
Максимальный результат: 47%

«Парусные корабли». PISA-2012Содержание: КоличествоВид деятельности: ФормулироватьКонтекст: НаучныйРезультат РФ: 16%Максимальный результат: 47%

Слайд 16Мнение экспертов
Задача была бы посильной для российских учащихся, если бы была

сформулирована в редакции:
За год двигатель на корабле потребляет 3 500 000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2 500 000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?
Мнение экспертовЗадача была бы посильной для российских учащихся, если бы была сформулирована в редакции: За год двигатель

Слайд 17Как мы видим в данном примере срабатывает эффект «типичной задачи»
Решая типичную

текстовую задачу, ученик подменяет этап понимания и составления модели категоризацией и поиском в памяти готового алгоритма для данной категории задач, моделирование подменяется поиском готовой модели.
Как мы видим в данном примере срабатывает эффект «типичной задачи»Решая типичную текстовую задачу, ученик подменяет этап понимания

Слайд 18Нетипичная задача
При решении нетипичной задачи этапы понимания развернуты, самостоятельны, этап интерпретации

логичен и осмыслен.
Нетипичная задачаПри решении нетипичной задачи этапы понимания развернуты, самостоятельны, этап интерпретации логичен и осмыслен.

Слайд 19 Типичная задача
Диаметр колеса равен 27 дюймам, какое расстояние проедет колесо,

сделав 5 оборотов, в метрах, если 1 дюйм равен 2,54 см (число пи считать равным 3,14?
Планируемый результат:
вычислять длину окружности в заданных единицах измерения, выполняя перевод одних единиц в другие, округлять.

Типичная задача Диаметр колеса равен 27 дюймам, какое расстояние проедет колесо, сделав 5 оборотов, в метрах,

Слайд 20Пример. Велосипедные колеса
Размер велосипедного колеса (по внешнему диаметру покрышки) традиционно указывается

в дюймах: 16", ..., 26", 27,5", 28", 29", 36".

На фото:
колесо диаметром 26"
(слева) и 29" (справа).
 


Пример. Велосипедные колесаРазмер велосипедного колеса (по внешнему диаметру покрышки) традиционно указывается в дюймах: 16

Слайд 21Задание 1. Чему равен размер обода шоссейного велосипеда в сантиметрах, если

1 дюйм равен примерно 2,54 см?
Задание 1. Чему равен размер обода шоссейного велосипеда в сантиметрах, если 1 дюйм равен примерно 2,54 см?

Слайд 22Задание 2. Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся прочие

компоненты. Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. На сайте дана следующая информация:

«Для наиболее популярных моделей велосипедов приведем размеры рамы (в см) и ее соотношение с ростом велосипедиста:
Рост 190 см (и более): шоссейные – 57-59, дорожные – 56-58, горные – 48-50,
Рост 180 см: шоссейные – 53-55, дорожные – 50-52 и горные – 44-46,
Рост 170 см: шоссейные – 50-52, дорожные – 46-48, горные – 41-44.»
Представьте данную информацию в табличном виде.

Задание 2. Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся прочие компоненты. Размер рамы зависит от роста

Слайд 23Задание 3. В таблице представлены размеры колес для детских велосипедов. Чтобы

подобрать ребенку велосипед, можно руководствоваться таблицей. Подберите размер колеса для ребенка шести с половиной лет ростом 118 см.
Задание 3. В таблице представлены размеры колес для детских велосипедов. Чтобы подобрать ребенку велосипед, можно руководствоваться таблицей.

Слайд 24Задание 4.
Выберите какой-нибудь тип велосипеда и подберите для себя подходящий

(укажите размер рамы и размер колеса), соответствующий вашим параметрам.

Задание 4. Выберите какой-нибудь тип велосипеда и подберите для себя подходящий (укажите размер рамы и размер колеса),

Слайд 25Задание для формирования ФГ, это
1) реальная задача с лишними данными;
2)

два явных пути решения: по формуле и через пропорцию, значит, полезно обсудить и сравнить эти два способа с точки зрения рационализации;
3) можно поговорить о способах проверки, об оценке: между какими числами ответ, к какому ближе;
4) можно предложить неверные пути: найти среднее арифметическое соседних значений.

Задание для формирования ФГ, это1) реальная задача с лишними данными; 2) два явных пути решения: по формуле

Слайд 26Направления движения:
погружение учащихся в реальные ситуации
осознание моделирования как стратегии, которой надо

обучать
формирование метапредметных результатов обучения
решение задач разными способами и максимальная независимость учащихся в решении задач

Направления движения:погружение учащихся в реальные ситуацииосознание моделирования как стратегии, которой надо обучатьформирование метапредметных результатов обучениярешение задач разными

Слайд 27Пример
Елена только что приобрела новый велосипед. У него есть спидометр,

который закреплён на руле.
Спидометр показывает расстояние, которое Елена проехала, и среднюю скорость её поездки.
Пример Елена только что приобрела новый велосипед. У него есть спидометр, который закреплён на руле. Спидометр показывает

Слайд 28Вопрос 1:
В одной из поездок Елена сначала проехала 4 км

за 10 минут, а затем ещё 2 км за следующие 5 минут. Какое из следующих утверждений верно?

Средняя скорость Елены была больше в первые 10 минут чем в последующие 5 минут.
Средняя скорость Елены была одинаковой в первые 10 минут
Средняя скорость Елены была меньше в первые 10 минут, чем в последующие 5 минут.
Невозможно ничего сказать о средней скорости Елены на основе имеющейся информации.
Вопрос 1: 	В одной из поездок Елена сначала проехала 4 км за 10 минут, а затем ещё

Слайд 29Вопрос 2:
Елена проехала 6 км до дома своей тёти. Спидометр показал,

что в среднем она ехала со скоростью 18 км/ч во время всей поездки.
Какое из следующих утверждений верно?

У Елены ушло 20 минут, чтобы доехать до дома тёти.
У Елены ушло 30 минут, чтобы доехать до дома тёти.
У Елены ушло 3 часа, чтобы доехать до дома тёти.
Невозможно сказать, сколько времени ушло у Елены, чтобы доехать до дома тёти.
Вопрос 2:Елена проехала 6 км до дома своей тёти. Спидометр показал, что в среднем она ехала со

Слайд 30Вопрос 3:
Елена поехала на велосипеде на реку, которая находится в 4

км. У неё ушло 9 минут. Она поехала домой по более короткому пути в 3 км. Дорога заняла у неё только 6 минут. Какова была средняя скорость Елены (в км/ч) в её поездке на реку и обратно?
Вопрос 3:Елена поехала на велосипеде на реку, которая находится в 4 км. У неё ушло 9 минут.

Слайд 31проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной

деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Педагогические технологии, применяемые для формирования функциональной грамотности

проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;технология формирования типа правильной читательской деятельности;технология проектной деятельности;обучение на основе «учебных ситуаций»;уровневая дифференциация

Слайд 32Формирование функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла

Формирование функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла

Слайд 33Примеры задач (PISA)

БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

Выполняя домашнее задание, связанное с охраной окружающей среды,

ученик собрал информацию относительно разложения некоторых видов мусора, который выбрасывают люди:
Ученик решил изобразить полученные данные на столбчатой диаграмме.
Приведите одну причину, по которой столбчатая диаграмма является неудачной формой для представления этих данных.
Примеры задач (PISA)БЫТОВЫЕ ОТХОДЫВыполняя домашнее задание, связанное с охраной окружающей среды, ученик собрал информацию относительно разложения некоторых

Слайд 34
Поездка Марины
ПОЕЗДКА НА МАШИНЕ
Марина отправилась покататься на машине. Во время поездки

дорогу перед машиной перебежала кошка. Марина резко нажала на тормоз и сумела объехать кошку. Она была так взволнована этим происшествием, что решила вернуться домой.




На приведенном ниже графике представлена скорость машины во время поездки.
Вопрос 1:Сколько было времени, когда Марина нажала на тормоз, чтобы не переехать кошку?

Поездка МариныПОЕЗДКА НА МАШИНЕ	Марина отправилась покататься на машине. Во время поездки дорогу перед машиной перебежала кошка. Марина

Слайд 35
Поездка Марины
ПОЕЗДКА НА МАШИНЕ




Вопрос 2:
Сравните расстояние, которое проехала Марина, возвращаясь

домой, с расстоянием, которое она проехала от дома до того места, где случилось происшествие с кошкой. Какое из них короче? Ответ объясните, используя информацию, представленную на графике.


Поездка МариныПОЕЗДКА НА МАШИНЕ	  Вопрос 2:	Сравните расстояние, которое проехала Марина, возвращаясь домой, с расстоянием, которое она

Слайд 36Задания ОГЭ - 2020 №1-5 Задача о земледельческих участках, склоне холма, террасах

и урожайности.
Задания ОГЭ - 2020 №1-5 Задача о земледельческих участках, склоне холма, террасах и урожайности.

Слайд 38Земледелец владеет несколькими участками, один из которых расположен на склоне холма.

Ширина участка 40 м, а верхняя точка находится на высоте 12 м от подножия
Земледелец владеет несколькими участками, один из которых расположен на склоне холма. Ширина участка 40 м, а верхняя

Слайд 41

ОВЛАДЕНИЕ =
УСВОЕНИЕ +
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Формула успеха

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕФормула успеха

Слайд 42Желаю вам успехов!

Желаю вам успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть