Слайд 1личностно-ориентированное обучение математики
Выполнила: учитель математики
МБОУ СОШ с. Тавтиманово
Фахуртдинова Э.Ю.
Слайд 2КАЖДЫЙ ИЗ ДЕТЕЙ – ЛИЧНОСТЬ ОДНА ВЫЯВЛЕННАЯ, ДРУГАЯ ЗАТАЕННАЯ…
ВОТ ОНО, ПОЛЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯЙ,
РАССЕКРЕЧИВАЙ, ПОМОГАЙ ДЕТЯМ
СПРАВИТЬСЯ С ВНУТРЕННИМИ КОНФЛИКТАМИ…
Е.Г. МАКАРОВА
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
На современном этапе развития общества перед
школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
Слайд 4ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЭТО ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КОТОРОЕ ВО ГЛАВУ УГЛА СТАВИТ:
самобытность
ребёнка
самоценность ребёнка
субъективность процесса учения
Слайд 5ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
- это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная
методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Слайд 6ЦЕЛЬ ЛОО ЗАЛОЖИТЬ В РЕБЁНКЕ МЕХАНИЗМЫ:
самореализации
саморазвития
адаптации
саморегуляции
самозащиты
самовоспитания и другие, необходимые для становления
самобытного личностного образа
Слайд 7ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека
и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
Слайд 8
- культурсозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие
культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
Слайд 9
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта,
необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Слайд 10ИНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему,
видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка.
Слайд 11ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ РАЗРАБОТКИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧЕНИКА, СОЗДАНИЕ
НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ.
Слайд 12РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
- учебный материал должен обеспечивать
выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование личного субъектного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
- конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
Слайд 13
- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно,
устойчиво, продуктивно. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;
-образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Слайд 14ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ
Личностно-ориентированный урок — это не просто
создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.
Слайд 15ЛО ОБРАЗОВАНИЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДХОДЫ:
разноуровневый
дифференцированный
индивидуальный
субъективно-личностный
Слайд 16ФУНКЦИЯ УЧИТЕЛЯ ЗДЕСЬ НЕ СТОЛЬКО АВТОРИТАРНАЯ ("ПОВТОРИ МАТЕРИАЛ", "ПОРЕШАЙ ПОБОЛЬШЕ ЗАДАЧ",
"ПОСМОТРИ НА ОБРАЗЕЦ" И Т.П.), СКОЛЬКО РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ("ДАВАЙ ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ", "РАССКАЖИ, КАКИМ СПОСОБОМ ВЫПОЛНЯЛ ЗАДАНИЕ", "ВЫБЕРИ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ И ДАЙ ЕМУ ОБОСНОВАНИЕ").
Слайд 17АНАЛИЗ УРОКА
«Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?»
«Что
делал для того, чтобы найти ответ?»
«Какие действия совершал, решая задачу?»
«С чего ты начинал, когда читал текст учебника?»
«Каким планом пользовался при подготовке устного ответа» и т.д.
Слайд 18ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК, РЕАЛИЗУЕМЫЙ С УЧЕТОМ ЕГО ЦЕННОСТЕЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ
ТРАДИЦИОННОГО УРОКА.
Слайд 19
Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение
Слайд 20СХЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
- использование субъектного опыта учеников;
- применение
учителем на уроке специально разработанного
дидактического материала;
- характер педагогического общения на уроке;
- активизация способов учебной работы;
- проявление гибкости учителя в организации и проведении урока
Слайд 21 И ОЧЕНЬ ВАЖНО ВНЕДРЯЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ВАЖНО ЗНАТЬ ОСНОВУ ДЕТСКОЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПОВЫШАТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ СВОЙ УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, И ИСКАТЬ ПУТИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ С ИНТЕРЕСОМ ОБУЧАТЬ ШКОЛЬНИКА СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ.