Слайд 1Александр Николаевич Страннолюбский (1839-1903)
Слайд 2 Страннолюбский родился 29 января (10
февраля) 1839 года на Камчатке, где его отец был начальником области. На Камчатке протекло и девство Страннолюбского.
В 1850 году Страннолюбский поступил в морское училище в Петербурге. Подробностей о его пребывании в этом училище не сохранилось. Известно только, что в 1854 году Страннолюбский четыре раза был записан на «красную доску», как воспитанник «отличнейший по поведению и успехам в науках».
Слайд 3 Окончив в 1856 году морские
училище, Страннолюбский был произведен в мичманы и определен на службу во флот. Высшее образование он получил в офицерских классах морского кадетского корпуса, где слушал курс высшей математики и механики у В.Я.Буняковского, О.И.Сомова и А.Н.Коркина.
Слайд 4 Страннолюбский закончил морскую академию в
чине лейтенанта в 1866 году, а в 1867 году был отправлен с научной целью за границу. Отчет о научной командировке составил содержание статьи Страннолюбского «современное состояние некоторых вопросов, относящихся до вооружения и парусности броненосных судов», где автор отвечал на различные вопросы теории и практики кораблевождения. В 1868 году Страннолюбский был назначен штатным преподавателем математики в морской кадетский корпус и состоял в этой должности почти тридцать лет.
Слайд 5 В своих воспоминаниях А.Н.Крылов отзывается
о Страннолюбском как «отличном преподавателе».
Педагогическая деятельность Страннолюбского не ограничивалась преподаванием в морском корпусе; одновременно он учительствовал в женских гимназиях и на педагогических курсах.
Страннолюбский вел также большую литературно-педагогическую деятельность. Известны были в свое время его статьи о состоянии народного образования в России, о всеобщности и обязанности этого образования, о начальном образовании в иностранных государствах и т.д.
Слайд 6 Конечно, дело просвещения широких масс нашего
народа в то время в значительной мере зависело не столько от «доброй воли и усердия» Страннолюбского и ему подобных прогрессивно настроенных педагогов, сколько от царских чиновников. Последние же, как известно, всегда противились широкому развитию народного образования в России.
Однако здесь важно отметить ту борьбу с царскими чиновниками, какую вел Страннолюбский в печати за всеобщее и обязательное обучение нашего народа.
Слайд 7 Чтобы это обучение осуществить практически,
недостаточно, по мнению Страннолюбского, издать соответствующий закон. Надо прежде всего создать в нашей стране такие условия, без которых невозможно действительное выполнение закона об обязательном обучении. К числу таких условий Страннолюбский относил поднятие экономического и хозяйственного благосостояния русского народа, улучшение общественного и материального положения народного учителя и другие.
Слайд 8 Рядом вычислений Страннолюбский указывал, что если
дело народного образования пойдет так же медленно, как оно развивалось в 80-е и предыдущие годы, то русский народ «только через сто с лишним лет выйдет из состояния безграмотности». Обо всем этом Страннолюбский писал очень убедительно, с присущим ему большим публицистическим талантом. Статьи Страннолюбского принесли делу народного образования громадную пользу.
Слайд 9 Уйдя в конце 90-х годов в отставку,
Страннолюбский отдал все свои силы делу народного образования. Он состоял непременным членом Петербургского комитета грамотности; принимал активное участие в деятельности Русского технического общества, в различных филантропических учреждениях и т.д.
Он участвовал также в 1-м съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1889-1890), в двух съездах директоров и представителей попечительных советов коммерческих училищ в июне 1901 года и в январе 1902 года.
Все это характеризует Страннолюбского как педагога-патриота и выдающегося общественного деятеля.
Слайд 10 Умер Страннолюбский в 1903 году. В
этом же году высшие женские курсы в Петербурге торжественно отмечали 25-летие своего существования; на этом торжестве говорили о почившем Страннолюбском следующее:
«В лице А.Н. Страннолюбского русское общество бесспорно потеряло одного из лучших деятелей: человека глубокого просвещенного, неуклонно твердых убеждений, гуманного, отзывчивого на всякое общественное начинание».
Слайд 11 На этом торжестве говорили о почившем Страннолюбском следующее:
«В лице А. Н. Страннолюбского русское общество бесспорно потеряло одного из лучших деятелей: человека глубоко просвещенного, неуклонно твердых убеждений, гуманного, отзывчивого на всякое общественное начинание»
Слайд 12А. Н. Страннолюбский и женское образование в России
во второй половине XIX
века
Когда в 60-х годах, под влиянием идей великих революционных демократов, в женском молодом поколении пробудилась сильная потребность в высшем образовании и вместе с тем обнаружилась неподготовленность молодых девушек, окончивших курс в женских гимназиях, к надлежащему усвоению университетских наук, Страннолюбский одним из первых пришел к ним на помощь.
Слайд 13 Издавна и искренне преданный делу народного образования и
сознавая, вслед за Н. И. Пироговым и К. Д. Ушинским, огромное значение образования русских женщин, Страннолюбский явился в ту эпоху руководителем тех наших женщин, которые стремились приобрести серьезные знания.
Он принимал живое участие в организации частных женских гимназии и педагогических курсов, в том числе и Аларчинских, которые предшествовали учреждению Высших женских курсов («бестужевских») в Петербурге; с момента же возникновения последних в 1878 году Страннолюбский состоял в течение четырнадцати лет членом комитета Общества для доставления указанным курсам средств я двенадцать лет — секретарем этого комитета.
Слайд 14
В течение этого времени ему не раз
приходилось и устно, и в печати отстаивать интересы Высших женских курсов и самого комитета в трудные дни, пережитые курсами.
Слайд 15 Заметные следы весьма плодотворной деятельности Страннолюбского на
пользу не только Высших женских курсов, но и женского образования вообще, сохранились в виде довольно многочисленных и содержательных его статей в журналах: «Женское образование», «Образование», «Русская школа» и других.
Здесь прежде всего надо отметить сочинение Страннолюбского «Высшие женские курсы», которое представляло солидный доклад, поданный в 1886 году комитетом общества для доставления средств Высшим женским курсам в особую комиссию министерства народного просвещения для рассмотрения вопроса о женском образовании.
Слайд 16 Названное сочинение и другие статьи Страннолюбского о
женском образовании в России были широко использованы С. М. Волконским в его речи на Чикагском всемирном воспитательном конгрессе в 1893 году.
Отметим также статью Страннолюбского «Современные нужды высшего женского профессионального образования» («Русская школа», 1890, № 3), в которой автор отстаивал необходимость у нас систематического и правильного коммерческого образования среди женщин. В этой же статье автор показал, какой характер должны носить женские профессиональные школы для лиц, имевших законченное общее образование гимназического типа.
Слайд 17 Вот что писал в 1893 году по
поводу этой деятельности Страннолюбского журнал «Всемирная иллюстрация» (№ 1290): «В это дело [образования русских женщин] он вложил всю душу свою. Человек глубоко образованный, педагог, умудренный опытом, он не ограничивался лишь преподаванием своего специального предмета, математики, в образовавшихся тогда [60-х годах] частных женских кружках, но положительно вдохновлял своих слушательниц, внушая им безграничное уважение к науке, являясь поборником истины в своих лекциях.
Прочным и солидным памятником энергичной и блестящей деятельности А. Н. Страннолюбского на пользу женских курсов и женского образования вообще всегда останется ряд его талантливых статей, посвященных этому делу».
В этом году исполнилось 25-летие общественно-педагогической деятельности Страннолюбского.
Слайд 18А. Н. Страннолюбский и
С. В. Ковалевская
Первое
знакомство Страннолюбского с юной Софьей Корвин-Круковской, которая с родителями проводила обычно зимы в Петербурге, состоялось примерно в 1866 году. Это время использовалось родителями Софьи для пополнения ее домашнего образования, особенно математического. Софья, еще совсем подросток, глубоко заинтересовалась проблемами математики. Здесь сказались отчасти ее беседы с дядей П. В. Корвин-Круковским. Он не был профессиональным математиком, но любил и умел просто и понятно рассказывать о математике.
Слайд 19 «Я должна сознаться, — рассказывает С. В. Ковалевская
в своих воспоминаниях, — что в первое время, когда я начала учиться, арифметика не особенно меня интересовала. Меня более занимали разные отвлеченные рассуждения, например, о бесконечности. Да и вообще, в течение всей моей жизни математика привлекала меня больше философскою своею стороною и всегда представлялась мне наукою, открывающею совершенно новые горизонты».
Слайд 20 В течение трех лет Софья Корвин-Круковская
изучала под. руководством А. Н. Страннолюбского элементарную и высшую математику и сумела оценить высокие качества своего учителя, особенно его энтузиазм, теплоту и веру в правоту женского движения, охватившего в то время Россию и имевшего целью раскрепостить женщину.
Уроки А. Н. Страннолюбского для Софьи Корвин-Круковской имели не только образовательное, но и большое воспитательное значение; они подготовили ее в значительной мере к той неустанной борьбе за право и счастье женщины, которую Софье Васильевне пришлось вести в течение всей своей жизни.
Слайд 21 О первом уроке математики С. В.
Ковалевская рассказывает следующее: «Когда много лет спустя, уже 15-летней девочкой я брала первый урок дифференциального исчисления у известного преподавателя математики в Петербурге, Александра Николаевича Страннолюбского, он удивился, как скоро я охватила и усвоила себе понятия о пределе и о производной, «точно я наперед их знала». Я помню, он именно так и выразился. И дело, действительно, было в том, что в эту минуту, когда он объяснял мне эти понятия, мне вдруг живо припомнилось, что все эта стояло на памятных мне листах Остроградского, но и самое понятие о пределе показалось мне давно знакомым».
Слайд 22А. Н. Страннолюбский и Василеостровская воскресная школа
Под
влиянием научного и общественного подъема 60-х годов, идей Чернышевского, Добролюбова и Писарева Страннолюбский, молодым мичманом, примкнул к одному из студенческих кружков Петербурга. Этот кружок организовал на Васильевском острове ежедневную бесплатную школу для мальчиков бедных родителей.
Слайд 23 Первым выборным инспектором этой школы был Страннолюбский, который
среди членов упомянутого студенческого кружка выделялся своими способностями. Он немало содействовал тому, что Василеостровская школа была сделана «свободной»: без поощрений и наград, без наказаний, без баллов и т. д. Важно отметить, что эта школа не получала никакой правительственной субсидии и существовала за счет взносов членов кружка. В ней преподавали известные петербургские педагоги того времени: К. Д. Кавелин, Ф. Ф. Резенер, А. Я. Герд, Фан-дер-Флит, И. И. Паульсон и другие.
Слайд 24 Благодаря хорошей постановке учебного дела и энтузиазму
преподавателей Василеостровская школа в середине 60-х годов стала одним из замечательнейших учебных заведений России, в котором учителя приобретали педагогические знания, опытность и дух гуманного отношения к детям. Она явилась школой лучших педагогических деятелей того времени. Во всем этом немалую роль сыграл Страннолюбский и как первый инспектор , и как преподаватель математики этой школы. О его преподавании сохранилось следующее прямое свидетельство одного из учеников Василеостровской школы.
Будучи офицером, А. Н. Страннолюбский часто отвлекался службой, поэтом) в помощь ему был избран Ф. Ф. Резенер, который стал впоследствии распорядителем Василеостровской школы.
Слайд 25 «Арифметику преподавал А. Н. Страннолюбский. К сожалению,
с ним я со школьных времен не встречался, хотя и жаждал душой этой встречи; несмотря на то, прекрасно помню и лицо его, и фигуру, и голос. Как он учил, не могу рассказать; но помню отлично, что, поступая в гимназию, я по его предмету не подготовлялся, но выдержал экзамен во 2-й класс и три класса шел первым учеником» .
В 1866 году, подобно всем воскресным и бесплатным училищам, Василеостровская школа была закрыта.
Слайд 26Методические взгляды А. Н. Страннолюбского
В обучении
арифметике Страннолюбский—убежденный противник «одностороннего объективного» (догматического) метода, который, по его мнению, безраздельно господствовал в «старой школе» (до 60-х годов XIX века). Изображая преподавание арифметики в этой школе, Страннолюбский говорил в 1868 году:
«Между конкретными представлениями ребенка, приступающего к изучению арифметики, и теми отвлеченными понятиями, с которых начинают его обучение, лежит целая масса промежуточных представлений н понятий.
Слайд 27 Преподавание математики в большей части наших средних
учебных заведений в 60-х годах Страннолюбский находил неудовлетворительным.
Общие причины этого он видел в официальных программах, стеснявших, по его мнению, преподавание и не всегда соответствовавших указаниям «здоровой дидактики», а также «в укоренившихся издавна воззрениях и обычаях вести преподавание догматическим методом».
Слайд 28 Особенно плохо, по мнению Страннолюбского, преподавалась тогда
алгебра. «Алгебре, — говорил он в 1869 году,— в особенности как-то не счастливится. В то время как преподавание арифметики и геометрии начинает мало-помалу выбиваться из той рутинной колеи, в которой оно еще очень недавно обреталось, преподавание алгебры делает весьма медленные успехи».
Слайд 29 На плохое преподавание алгебры влияли, по мнению Страннолюбского,
не только указанные выше общие причины, но и специальные, из которых «главнейшая, подрывавшая в самом основании успехи учеников, заключалась в резком переходе от арифметики к алгебре» .
С целью устранить эту причину и дать учителю средства, при помощи которых указанный переход мог быть совершен в действительности, Страннолюбский опубликовал в 1867 году «Курс алгебры, основанный на постепенном обобщении арифметических задач». Этот «Курс» представлял не учебное руководство, а дидактические указания для преподавателей начальной алгебры, основная мысль которых заключалась в следующем.
Слайд 30 «Курс алгебры» Страннолюбского составлен в духе тех идей,
которые в 60-х годах XIX века усиленно пропагандировались Петербургским педагогическим обществом и которые характеризовались резко отрицательным отношением к установившейся в России системе преподавания элементарной математики.
В частности, учителя математики, группировавшиеся около названного общества, решительно протестовали против того научно-систематического порядка изложения алгебры, какой был принят во всех школах и учебниках со времени Лобачевского и какой находил сильную поддержку у П. Л. Чебышева.
Слайд 31 Чтобы облегчить учащемуся усвоение начальной алгебры, надо,
по мнению Страннолюбского, строить преподавание этого предмета на строго постепенном обобщении несложных арифметических задач.
При этом ученики сами должны участвовать в выводах соответствующих определений, правил, сами должны составлять нужные примеры и задачи и т. д., т. е. преподавание начальной алгебры надо вести в форме собеседования. На многочисленных примерах Страннолюбский показывает, как это надо делать.
Слайд 32 Методические указания Страннолюбского к составленному им «Курсу алгебры»
шли вразрез с установившимися традициями отечественной методики. Вот почему эти взгляды не нашли себе отклика в широких слоях учительства того времени.
Не нашел отклика и взгляд Страннолюбского на то, каким должен быть идеальный учебник алгебры. Страннолюбский считал, что учебник алгебры должен состоять из двух частей, резко отличающихся друг от друга по методу изложения: пропедевтический и систематический.
Слайд 33 Задача первой части, по его мнению, должна
состоять в том, чтобы систематически и вполне исчерпать все указанные выше обобщения, избирая при этом такой учебный материал, который, удобно поддаваясь обобщениям, в то же время «укреплял и углублял бы в учащихся приобретенные уже прежде математические сведения и понятия, развивал бы в них способность к сознательному, правильному и точному употреблению математического языка и сообщал бы уму учащихся математические привычки, формулировал в них математический склад мыслей» Метод изложения в первой части преимущественно индуктивный, однако и строгая математическая дедукция не должна быть исключена.
Слайд 34 Задача второй части заключается в строго научном изложении
элементарной алгебры, «без отступлений в пользу разных практических приемов и подводящих объяснений», которыми, по мнению Страннолюбского, пополнялись все тогдашние учебники алгебры, вынуждаемые к этому недостаточною математическою подготовкой своих читателей .
Слайд 35 Таким образом, для усвоения понятия алгебраического количества («чтобы
ученик не испугался буквы») Страннолюбский требовал составления особого пропедевтического курса алгебры и специального для этого курса учебника. В этом мы видим только дань, заплаченную Страннолюбский своему времени.
Слайд 36 Осенью 1874 года в Петербургском педагогическом обществе весьма
оживленно обсуждался вопрос о баллах, о полезности или вредности их в принципе, о возможности замены их чем-либо другим. В обсуждении этого вопроса приняли участие такие выдающиеся педагоги того времени, как А. II. Страннолюбский,
В. А. Евтушевский отстаивал современную ему систему отметок, Страннолюбский высказался против баллов. Мнение последнего было весьма оригинально и удачно аргументировано.
Оно сводилось к следующему. «Выставляя баллы, — говорил Страннолюбский, — мы явным образом нарушаем справедливость. Это мнение я основываю на следующих соображениях: балл есть число, которое выражает известную величину, а посредством его мы меряем, так сказать, разные нравственные свойства учеников, будет ли это труд, прилежание, знание или что угодно — этот вопрос не важен.
Слайд 37 Когда учитель ставит балл, кто и что служит
ему единицей, кроме его личного мнения, которое может меняться не только с годами, но даже в зависимости от настроения в один и тот же день, следовательно, тут нет такой единицы. В самом ученике? Но найти такого ученика, который никогда не изменялся бы в своих нравственных свойствах, невозможно, даже нелепо было бы желать иметь такого ученика, который бы служил средством измерения успехов всех прочих учеников, потому что это значило бы остановить развитие этого ученика.
Следовательно, если нет постоянной единицы, измерение невозможно, поэтому будет произвол со стороны учителя; учитель будет ставить баллы по личному усмотрению»
Приведенное мнение Страннолюбского говорит само за себя, и мы не будем на нем останавливаться.
Слайд 38 Заметный след оставил Страннолюбский в качестве одного из
первых участников борьбы с позитивизмом О. Конта, стремившемся в конце 60-х годов проникнуть в школьное преподавание математики. В этом отношении интересны обширные рецензии Страннолюбского об «Арифметике» и «Алгебре» А. Мерчинского (СПБ, 1869, 2-е издание), помещенные в журнале «Учитель» за 1870 и 1873 годы. В этих рецензиях Страннолюбский показал, что контовские определения арифметики и алгебры «остаются чем-то совершенно абстрактным и практически неприемлемым к перестройке сообразно с ними существующей системы изложения математики».
А на такую перестройку и претендовали названные сочинения Мерчинского, написанные в духе идей и воззрений Конта на математику, изложенных последним в «Курсе положительной философии».