Подготовила:
учащаяся 5 б класса
Кочакова Арина
Звукопись как особый художественный приём поэтической речи
Исследовательская работа по литературе
Презентация на тему Звукопись как особый художественный приём поэтической речи Исследовательская работа по литературе ., предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 12 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Подготовила:
учащаяся 5 б класса
Кочакова Арина
Звукопись как особый художественный приём поэтической речи
Исследовательская работа по литературе
Цель работы – найти использование звукописи в творчестве Ф.И. Тютчева для усиления фонетической выразительности речи.
Задачи:
1. Изучить виды звукописи и ее функции;
2. Найти приемы звукописи в произведениях Ф.И. Тютчева.
Звукопись - это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных
В стихотворении «Неохотно и несмело...» Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы. Аллитерация звуков Р и Г создает звуковое сопровождение грома, а звук С - ассоциацию с сиянием солнца.
Неохотно и неСмело
Солнце Смотрит на поля.
Чу, за тучей проГРемело,
ПРинахмуРилась земля.
ВетРа теплого поРывы,
Дальный ГРом и дождь поРой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под ГРозой.
***
И Раскаты ГРомовые
Всё сеРдитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
ИСподлобья на поля —
И в Сиянье потонула
ВСя Смятенная земля.
Аллитерация
Чтобы услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звуки Ж, Ш передают шум дубравы.
Как весел ГРохот летних буРь.
Когда, взметая пРах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазуРь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набеЖит,
И вся дубрава задроЖит
Широколиственно и Шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
Как весел грохот летних бурь ...
Звукоподражание - создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.
Весенняя гроза
Люблю ГРозу в начале мая,
Когда весенний пеРвый ГРом,
Как бы Резвяся и иГРая,
ГРохочет в небе голубом.
ГРемят Раскаты молодые…
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Повторение звуков Г, Р и сочетаний ГР создает эффект гремящей и грохочущей грозы.
Ассонанс - повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.
Непрерывное повторение УТ, У напоминает гул потока, БЛ, ГЛ – весенние всплески журчащих, непрерывно бегущих ручейков.
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
БегУТ и бУдят сонный брег,
БегУТ и БЛещУТ и ГЛасят...
Они ГЛасят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ассонанс
Звуки О, А создают эффект пространства, усиливают впечатление звонкого осеннего простора, свежести воздуха, который разносит звуки далеко по окрестностям. Появляется чувство радости и восхищения природой, красотой.
Есть в Осени первОнАчАльнОй
КОрОткАя, нО дивнАя пОрА –
Весь день стОит кАк бы хрустАльный,
И лучезА рны вечерА…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
***
Анафора- повторение начальных согласных в словах
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Эпифора- повторение конечных звуков в слов
Альпы
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари!..
Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец —
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая семья!..
Заключение
Звукопись создана для того, чтобы сильнее повлиять на читателя, заставить человека почувствовать художественное произведение и задуматься над ним.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть