Слайд 2С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая —
быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая.
И чью-то душу отпустила боль.
А.Т. Твардовский
Слайд 3Летопись жизни и творчества
А. Т. Твардовский родился 21 (8) июня 1910
года на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области в многодетной крестьянской семье, учился в сельской школе. Стихи начал писать рано. Страсть к поэзии увлекла юношу от крестьянского хозяйства отца к сотрудничеству в местных газетах. Ему было 14 лет, когда в газете «Смоленская
деревня» появилось его первое стихотворение «Новая изба». Поступив в Смоленский педагогический институт, Твардовский решил перечитать всю русскую литературу. Он пробовал себя в разных жанрах, смолоду писал дневник – «рабочие тетради» и вел их до конца жизни.
Слайд 4В этот начальный период молодой писатель выступает как пропагандист
колхозного движения.
Героика и радость коллективного труда стали его темами.
судьбах крестьянства в годы коллективизации он размышляет в ранних
произведениях: поэмах «Путь к социализму» (1931), «Вступление» (1932) и «Страна
Муравия» (1936), повестях «Дневник председателя колхоза» (1932) и очерках.
Слайд 5
В 1936 году А.Т. Твардовский переехал в Москву. В 1939 году
окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Это был год начала Второй мировой войны. Призрак большой войны витал над страной уже с конца 30-х годов. Один за другим вспыхивали локальные вооруженные конфликты. В двух из них пришлось участвовать и Твардовскому: первый раз – в Западной Белоруссии и затем в войне с Финляндией.
Слайд 6Военный путь
Военный путь А. Т. Твардовского начался осенью 1939 года,
когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, затем – в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» публиковалась серия фельетонов в стихах о приключениях лихого бойца финской кампании Васи Теркина. Бои в Финляндии закончились в марте 1940 года, и Твардовский жил уже замыслом поэмы о прошедшей войне.
Слайд 7С началом Великой Отечественной войны Твардовский получил назначение на Юго-Западный фронт,
в газету «Красная Армия». Должность корреспондента фронтовой газеты требовала бесперебойно поставлять в очередной ее номер материал, укрепляющий боевой дух, поднимающий настроение, вселяющий ненависть к захватчикам, мобилизующий на отпор врагу. Твардовский истово и ревностно выполнял свою воинскую обязанность, всеми силами стремясь быть полезным армии. С первых чисел июля 1941 года почти в каждом номере «Красной Армии» появлялись его стихи, очерки, статьи, заметки, фельетоны. Писал он и лозунги, и листовки, и песни.
Слайд 8«Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез»
Уже за первый год войны
у Твардовского накопился богатый запас наблюдений и впечатлений, заслуживающих серьезного разговора о тех, «кто воюет на войне». Это и заставило военного корреспондента вернуться к начатой весной 1941 года по впечатлениям финской войны поэме «Василий Теркин». Автор воспользовался именем героя коллективного фельетона газеты Ленинградского фронта «На страже Родины» Васи Теркина, в создании которого принимал участие. С июня 1942 года Александр Трифонович был прикомандирован к газете «Красноармейская правда» Западного фронта (с апреля 1944 года – 3-го Белорусского), где и пребывал до конца войны.
Слайд 9«василий теркин»
Случайная встреча с товарищем по перу в июне 1942 года
напомнила о лубочном «Теркине» и породила счастливую мысль продолжить начатую поэму – уже как о бойце новой, большой войны. Жизнелюбие, природный оптимизм, смекалка, готовность прийти на выручку, органическая храбрость, спасительное чувство юмора – эти и другие черты, взятые из «живой жизни», подмеченные у реальных, конкретных людей, получили художественное осмысление в поэме, герою которого автор отдал многое и из собственных размышлений и чувств. Немногие прозаики запечатлели так смело и правдиво Великую Отечественную войну с ее буднями, боями, переправами, лютыми холодами, как это удалось Твардовскому. Поэма «Василий Теркин» стала классикой русской поэзии двадцатого века. «Книга про бойца» – так определил поэт жанр своего произведения. Первая глава поэмы появилась в газете «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года, когда немцы рвались к Сталинграду.
Слайд 10Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль?
Загадал ты, друг,
немало,
Загадал далеко вдаль.
Были листья, стали почки,
Почки стали вновь листвой.
А не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Слайд 11«За далью — даль»
Долго и трудно складывалась поэма А.Т. Твардовского «За
далью — даль» (1953-1960). В художественном плане интересно построение поэмы. Поезд, в котором едет герой произведения, проезжает почти по всей территории огромной страны. Путешествие становится не просто действительностью, в которой оказался герой, но и воспоминанием, и своеобразным подведением итогов.
Я видел, может быть, полсвета
И вслед за веком жить спешил,
А между тем дороги этой
За столько лет не совершил…
Слайд 12«По праву памяти»
Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение поэта,
другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию. Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы советской власти — великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о культе личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны.
Забыть велят и просят лаской
Не помнить — память под печать,
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.
Слайд 13Поэма «По праву памяти» — горькое, драматическое произведение. В ней Твардовский
трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем. Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардовского, получила свое философское осмысление в его последней, итоговой поэме.
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Слайд 14тема родины
Интуиция и мудрость подсказали Твардовскому, что «в тяжкий час земли
родной» надо говорить только о главном и вековечном – о Родине большой и малой, о семье и доме, о долге и чести, о жизни и смерти. Он обращался к людям, которых, по его словам, «нельзя было не уважать, не любить». Одна из главных тем лирики Твардовского – тема родины, большой и малой – в восприятии и в жизни каждого человека. В войну память о доме становилась каждому особенно дорогой. Нежную сыновнюю привязанность к родным местам, к хутору Загорье, Смоленску, благодарную память о них А.Т. Твардовский пронес через всю жизнь, выразил в своих стихах, поэмах, прозе, страстной публицистике, в созданных им поэтических образах.
Слайд 15Тема предназначения поэта
Твардовский, будучи предельно требовательным к себе, понимал искусство прежде
всего как глубочайшую ответственность поэта за сказанное им слово. Живя в трудную эпоху, он бескомпромиссно требовал от писателя одного простого и такого насущного качества — честности, поэтической правды. В поэме «За далью — даль» Твардовский создает впечатляющий образ «внутреннего редактора», который не дает поэту быть самим собой, превращает его в бездушный образец, заступая на место поэтической честности. Но поэт не может, не имеет права даже в мелочах кривить душой, если он истинный поэт. Твардовский не подчинялся никогда вкрадчивому «внутреннему редактору»
…Я только мелочи убавлю
Там, сям — и ты как будто цел.
И все нетронутым оставлю,
Что сам ты вычеркнуть хотел.
Там карандаш, а тут резинка,
И все по чести, все любя.
И в светы выйдешь, как картинка,
Какой задумал я тебя.
— Стой, погоди, — сказал я строго,
Хоть самого кидало в дрожь. —
Стой, погоди, ты слишком много,
Редактор, на себя берешь!
Слайд 16«Новый мир»
С 1950 по 1954 и с 1958 по 1970 годы
А.Т. Твардовский являлся главным редактором лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которых их загнали История, Время, Обстоятельства». Твардовский вел большую общественную работу. Он был секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей.
Слайд 17В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы
жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков Его произведения были переведены на многие иностранные языки. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем.
Слайд 18Сегодня мы с уверенностью называем Александра Твардовского великим поэтом, без которого
представление о русской истории и русской жизни немыслимо и неполно. Героическое сопротивление неосталинизму – несомненное свидетельство величия его духа. Твардовский «продолжает расти», – сказал о судьбе творческого наследия Твардовского писатель Федор Абрамов. «Это лучший поэт нашего времени», - писал о Твардовском Константин Симонов.
«Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу - света и тепла»
Слайд 19Спасибо за внимание
Ресурсы:
infourok.ru
www.litmir.co
sochineniye.ru
klncbs.muzkult.ru
vsekratko.ru