Слайд 1Воплощение темы любви в произведениях А. И. Куприна
Слайд 2 Вечная тема любви всегда волновала и будет
волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать немногие. Среди них – замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека
Слайд 3Цель:
Исследование способов воплощения автором темы любви в повести «Олеся», в рассказе
«Гранатовый браслет» А. И. Куприна.
Слайд 4Задачи:
Через идею произведений А. И. Куприна выявить авторское отношение к героем
и и поступкам, чувствам;
Определить влияние любви на главных героев;
Определить особенности композиции, образов героев, пейзажа, символических деталей и художественно-выразительных средств в изображении мира чувств героев
Слайд 5А. И. Куприн.
А.И. Куприн за письменным столом. 1911
Слайд 6Особенности изображения любви в «Гранатовом браслете»
Тема безответной любви, как великого дара,
который преображает человеческую душу.
Бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь: любовь-тайна, любовь-трагедия.
«Любовь, о которой мечтает каждая женщина»
Слайд 7Особенности изображения любви в повести «Олеся»
Тема «волшебной» любви сменяется темой недостижимости
счастья – «наивная, очаровательная сказка» любви заканчивается разлукой.
Слайд 8Композиция рассказа «Гранатовый браслет»
Композиция рассказа - последовательная, но
в нее включены вставные элементы и использован прием ретроспекции
Завязка - именины княгини Веры Николаевны.
В кругу гостей. Таинственный подарок и письмо Желткова (вставной элемент).
Прием ретроспекции - рассказ Веры о давней любви телеграфиста генералу Аносову. «Настоящая, самоотверженная, истинная любовь».
Визит брата и мужа княгини Шеиной к ее таинственному обожателю. Возращение ему гранатового браслета.
Страшное предчувствие княгини: «Я знаю, что этот человек убьет себя».
Самоубийство чиновника Желткова. – кульминация. Предсмертная исповедь влюбленного в письме Вере (вставной элемент).
Прощание княгини с Желтковым, понимание того, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Слайд 9Композиция повести « Олеся»
Композиция повести – последовательная, со вставными элементами (рассказ
Ярмолы о ведьме, рассказ Олеси о своей семье)
Молодой писатель Иван Тимофеевич оказывается в Полесье и узнает о ведьме от Ярмолы.
Завязка - знакомство дворянина с Олесей и ее бабкой Мануйлихой, которых в деревне считают ведьмами.
Взаимная любовь Олеси и Ивана.
Мысли о женитьбе, нерешительность Ивана Тимофеевича, боязнь людской молвы.
Кульминация - Нападение на Олесю в церкви деревенских жителей. Проклятье колдуньи.
Внезапный отъезд Мануйлихи и ее внучки.
Слайд 10Вывод
Произведения построены так, что события происходят последовательно, сюжет развивается плавно, имеются
вставные элементы. Различия в построении произведений заключаются в том, что рассказ написан от третьего лица, что позволяет дать оценку героем и событиям со стороны, в нем использован прием ретроспекции, повесть - от первого, что позволяет главному герою проанализировать свои чувства, осознать свои ошибки – способ самораскрытия персонажа.
Слайд 12Портрет княгини Веры
«Старшая, Вера, пошла
в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
Художник В. Якубич
Слайд 13Портрет Желткова
Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть
ему браслет, дабы сохранить доброе имя Веры и её мужа. Облик телеграфиста необычен: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине». Он очень взволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Семь лет «безнадёжной и вежливой любви» прошли, но заглушить чувство нельзя. Желтков видит единственный выход – смерть. «Громадная трагедия души» разрешается самоубийством.
Художник В. Якубич
Слайд 14Портрет Олеси
«Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть,
но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».
Портрет девушки – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.
П. Пинкисевич
Слайд 15Иван Тимофеевич
Человек добрый, «но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная.
Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь…»
«Сердце у вас холодное, ленивое, а тем, кто вас будут любить, вы много горя принесете.»
Слайд 18Роль портрета
Велика роль портрета в произведениях А. И. Куприна:
Создание
наглядного образа персонажа
Во внешности проявляются внутренние качества персонажей
Авторское отношение к персонажу
Слайд 19Пейзаж в рассказе «Гранатовый браслет»
“…пышно цвели своей холодной, высокомерной
красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни”.
Слайд 21Художественно-изобразительные средства
Эпитеты(«тихие безоблачные дни»)
Метафоры(«успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья»)
Сравнения(«голубой
луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом»)
Олицетворения(«большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи»)
Слайд 22Пейзаж в повести «Олеся»
«Весна наступила в этом году ранняя, дружная и
- как всегда на Полесье неожиданная. В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками…Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.<…>И до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни…»
Слайд 23Полесье Ивана Ивановича Шишкина.
Слайд 24Изобразительно-выразительные средства
Эпитеты: «нервное, болезненное биение сердца»
Сравнения: «…и величественная зеленая прелесть бора,
как драгоценная оправа, украшала нашу безмятежную любовь…»
Метафоры: «…и мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса…»
Олицетворение: «…смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу…»
Слайд 25Пейзажные зарисовки
Наибольшую роль описание природы играет в повести «Олеся»,
так как действие происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья.
Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события;
характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора;
они же служат своеобразным обрамлением в начале и в конце произведения;
позволяют нам судить о внутреннем мире самого автора, о том, насколько созвучны ему те или иные персонажи
Слайд 26Система деталей в рассказе «Гранатовый браслет»
Роза — символ не только любви,
но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний — посмертно).
Символичны жесты героев, особенно антиподов — Николая Николаевича и Желткова — при объяснении друг с другом.
Фото
Слайд 27Система деталей в рассказе «Гранатовый браслет»
Символичны дары князя Шеина
(серьги с жемчугом — два разъединённых предмета, украшенные символом скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, — воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения).
Золотые серьги с жемчугом
Слайд 28Система деталей в повести «Олеся»
Символичен красный цвет в повести – цвет
любви, цвет тревоги.
«Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега» - Первая встреча
На память о себе Олеся оставляет нитку дешёвых красных бус, которые будут вечно напоминать о нежной, великодушной любви.
Слайд 29Куприн – мастер художественной детали.
Детали помогают создать поэтическую атмосферу, постичь душу
и характер литературных героев, проникнутся их настроением, чувствами, мечтами, понять идею произведений.
Слайд 30Роль музыки
В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната
Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.
Песни, которые напевает Олеся, «свежим, звонким, сильным голосом» свидетельствуют о ее единении с природой, естественности, духовной чистоте и благородстве.
Слайд 31«Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...»
Смысл рассказа — показать
благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. «Маленький человек» возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.
Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такую развязку обусловили многие причины, зависящие как от самих героев, так и от обстоятельств.
Слайд 32«Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...»
Куприн ищет в реальной жизни людей,
исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Гранатовый браслет» и «Олеся» – гимны женской красоте и любви, гимны женщине, духовно чистой и мудрой, гимны возвышенному первозданному чувству.
Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.
Слайд 33Информационные ресурсы
Куприн А.И. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1987. С. 409.
Куприн
А.И. Избранные сочинения: В 2 т. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. Т. I. С. 20.
Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» //Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 8–11.
Шапошников В.Н. От «серебряного века» до наших дней. Очерки русской литературы ХХ века. – Новосибирск: СО «ДЛ», – с.304
Шеханова Т. «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах. //Литература. – 2007. – № 5. – с. 22–23.
Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1.От былин и летописей до классики XIX века / Глав. Ред. М. Аксенова; метод. Ред. Д. Володихин; отв. Ред. Л. Поликовская. – М.: Аванта+,2004. – 672с.
Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2.XX век / Глав. Ред. М. Аксенова; метод. Ред. Д. Володихин; отв. Ред. Л. Поликовская. – М.: Аванта+,2004. – 688с.
www.y-gallary.ru (фото украшений)
www.1september.ru (статьи по произведениям)