Презентация, доклад по литературе Анализ стихотворения А. С. Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Содержание

«Александрийский столп» Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом, воздвигнутая в честь царя Александра I, победителя в войне с Наполеоном. Высота колонны 47,5 м.

Слайд 1Стихотворение А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."

Стихотворение А.С.Пушкина

Слайд 2«Александрийский столп»
Александрийская колонна
на площади перед Зимним
дворцом, воздвигнутая в


честь царя Александра I,
победителя в войне с
Наполеоном.
Высота колонны 47,5 м.
«Александрийский столп» Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом, воздвигнутая в честь царя Александра I, победителя в

Слайд 3

Exegi monumentum.    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,    К нему не зарастет народная тропа,    Вознесся выше он главою непокорной                Александрийского столпа.    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире    Мой прах переживет и тленья убежит –    И славен буду я, доколь в подлунном мире                Жив будет хоть один пиит.       Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,    И назовет меня всяк сущий в ней язык,    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой                Тунгус, и друг степей калмык.   

Памятник Пушкину В Санкт - Петербурге


Слайд 4Нерукотворный – не материальный, а духовный (памятник).
Народная тропа – это идущие

к святыне люди, в данном случае подразумеваются читатели.
Душа в заветной лире – стихи пишутся по велению души, лира – инструмент древних поэтов, символ поэзии.
Гордый внук славян – это и русские, и украинцы, и белорусы.
Жестокий век – намёк на самодержавие и расправу над декабристами.
Пиит – поэт, всяк сущий – существующий, бытующий.
Тунгус – народность в Восточной Сибири.
Милость к падшим призывал –Пушкин имел в виду всех страдающих.
Веленью Божию – Пушкин говорит о высоком предназначении поэта.

Анализ строф

Нерукотворный – не материальный, а духовный (памятник).Народная тропа – это идущие к святыне люди, в данном случае

Слайд 5Почему же памятник «Нерукотворный»?
С одной стороны, это вполне конкретный памятник (бронзовый

монумент), существующий во времени и пространстве.

С другой стороны, идеальный знак памяти – художественное творчество – завещание народу через слова.

Сочетание «памятник нерукотворный» –
стилистическая манера автора –
«соединение несоединимого» , т. е. оксюморон.

Почему же памятник «Нерукотворный»?С одной стороны, это вполне конкретный памятник (бронзовый монумент), существующий во времени и пространстве.С

Слайд 6История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа

1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.
История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до

Слайд 7Жанр и композиция.
 По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это

Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация
«К Мельпомене»: Exegi monumentum — «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии — одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства.
Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла

Слайд 8
Основные темы и идеи

 Стихотворение Пушкина является гимном поэзии. Его главная тема

— прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. — говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа — традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая,, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
Основные темы и идеи Стихотворение Пушкина является гимном поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение

Слайд 9Вторая строфа у всех поэтов, создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии,

которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков:
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит».
Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, « и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».
Вторая строфа у всех поэтов, создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить

Слайд 10Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к

поэзии среди самых широких слоев народа, ранее незнакомых с ней, и широкой посмертной славы: Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой  Тунгус, и друг степей калмык.
Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа,

Слайд 11Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно в ней поэт определяет

то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу  И милость к падшим призывал.
Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его

Слайд 12Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе: Веленью Божию, о

муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно  И не оспоривай глупца.
Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:  Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды

Слайд 13Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов:

«заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой». 

Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь великая», «друг степей

Слайд 14Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет

по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).
Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет

Слайд 15Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики

поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе
Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение

Слайд 16Памятники А.С. Пушкину

Памятники А.С. Пушкину

Слайд 17Творческая работа - синквейн
Пушкин.
Великий, незабываемый.
Призывает, восславляет, живёт.
Это великий гений слова.
Поэт!
Памятник.
Нерукотворный,

народный.
Вознёсся, переживёт, пробуждает.
«Я памятник воздвиг нерукотворный».
Слова.
Творческая работа - синквейн Пушкин.Великий, незабываемый.Призывает, восславляет, живёт.Это великий гений слова.Поэт!Памятник.Нерукотворный, народный.Вознёсся, переживёт, пробуждает.«Я памятник воздвиг нерукотворный».Слова.

Слайд 18синквейн
Пушкин.
Памятник.

синквейн Пушкин.Памятник.

Слайд 19Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.

Домашнее задание.Выучить стихотворение наизусть.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть