Слайд 1Стихотворение А.С.Пушкина
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
Слайд 2«Александрийский столп»
Александрийская колонна
на площади перед Зимним
дворцом, воздвигнутая в
честь царя Александра I,
победителя в войне с
Наполеоном.
Высота колонны 47,5 м.
Exegi monumentum.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне
дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Памятник Пушкину В Санкт - Петербурге
Слайд 4Нерукотворный – не материальный, а духовный (памятник).
Народная тропа – это идущие
к святыне люди, в данном случае подразумеваются читатели.
Душа в заветной лире – стихи пишутся по велению души, лира – инструмент древних поэтов, символ поэзии.
Гордый внук славян – это и русские, и украинцы, и белорусы.
Жестокий век – намёк на самодержавие и расправу над декабристами.
Пиит – поэт, всяк сущий – существующий, бытующий.
Тунгус – народность в Восточной Сибири.
Милость к падшим призывал –Пушкин имел в виду всех страдающих.
Веленью Божию – Пушкин говорит о высоком предназначении поэта.
Анализ строф
Слайд 5Почему же памятник «Нерукотворный»?
С одной стороны, это вполне конкретный памятник (бронзовый
монумент), существующий во времени и пространстве.
С другой стороны, идеальный знак памяти – художественное творчество – завещание народу через слова.
Сочетание «памятник нерукотворный» –
стилистическая манера автора –
«соединение несоединимого» , т. е. оксюморон.
Слайд 6История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа
1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.
Слайд 7Жанр и композиция.
По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это
Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация
«К Мельпомене»: Exegi monumentum — «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии — одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства.
Слайд 8
Основные темы и идеи
Стихотворение Пушкина является гимном поэзии. Его главная тема
— прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. — говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа — традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая,, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
Слайд 9Вторая строфа у всех поэтов, создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии,
которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков:
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит».
Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, « и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».
Слайд 10Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к
поэзии среди самых широких слоев народа, ранее незнакомых с ней, и широкой посмертной славы:
Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Слайд 11Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно в ней поэт определяет
то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Слайд 12Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:
Веленью Божию, о
муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Слайд 13Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов:
«заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой».
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
Слайд 14Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет
по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).
Слайд 15Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики
поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе
Слайд 17Творческая работа - синквейн
Пушкин.
Великий, незабываемый.
Призывает, восславляет, живёт.
Это великий гений слова.
Поэт!
Памятник.
Нерукотворный,
народный.
Вознёсся, переживёт, пробуждает.
«Я памятник воздвиг нерукотворный».
Слова.
Слайд 19Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.