Слайд 1Знакомство
с героями сказа.
Сказовая форма повествования
Слайд 2ПОДУМАЙТЕ
Чему посвящен рассказ Лескова?
Почему рассказ назван «Левша»?
В чём особенность манеры повествования?
Слайд 3Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному
тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.
Слайд 4СКАЗ
Что такое сказ как литературный жанр?
С какими другими жанрами он похож,
близок?
Кто из известных вам авторов также, как и Лесков, пользовался сказовой манерой повествования?
Для чего Лесков использовал форму сказа?
Слайд 6История создания
Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50
и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Слайд 7Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о
стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Слайд 8Впоследствии она была исключена автором, так как критика восприняла его буквально
и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды. Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Всё, что есть чисто народного в «сказе ..» заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.
Слайд 9
Художественные особенности
Николая Семеновича Лескова называют в литературоведении «самым русским из русских
писателей». В отличие от других писателей, которые, изображая жизнь народа, старались поучать его, Лесков не поучает, а просто живет его жизнью. Известно, что героев своих Лесков находил в самой жизни. Его герои – всегда в чем-то необычные, порой чудаковатые, но по-своему умные, по характеру щедрые, талантливые и способные протянуть другому человеку руку помощи. Язык произведений Лескова так сочен, своеобразен, причудлив, что со временем «стал восприниматься словесным кружевом». Сказ «Левша» переводили и до сих пор пытаются перевести на многие языки мира, хотя считается, что «Левша» – классический пример непереводимого текста.
Слайд 10Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё
Гоголем . Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон, Твердиземное море и др.
Слайд 11 междуусобные разговоры
укушетка
двухсестная карета
свистовые
долбица
мелкоскоп
тугамент
озямчик
грандеву
дансе
верояции
керамиды
пальцы куцапые
на самом сугибе
преламутром
Слайд 12 междуусобные разговоры – разговоры меж собой;
укушетка – кушетка;
двухсестная
карета – двухместная карета;
свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
долбица – таблица;
мелкоскоп – микроскоп;
тугамент – документ;
озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
грандеву – рандеву (встреча, свидание);
дансе – танец;
верояции – вариации;
керамиды – пирамиды;
пальцы куцапые – пальцы грубые;
на самом сугибе – на самом изгибе;
преламутром – перламутром.
Слайд 13Словотворчество:
«У него хоть шуба овечкина, а душа человечкина», «утро ночи мудренее»,
«на помин души не оставит», «и в Польше нет хозяина больше».
Критики это явление назвали «народной этимологией» в творчестве Лескова. Но больше всего писателю досталось за такой излюбленный прием, как искажение речи, например, был на бале (на балу); «потому что он на все языки не умел»; «желаю другие новости видеть», «подцепил на себя ордена» и др.
Мы их называем речевыми ошибками, а Лесков без них обойтись не может. Почему?
Слайд 14М. Горький говорил о Лескове:
Как художник слова Н. С. Лесков достоин
встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.
Слайд 15ВЫВОД
Лесков использует все богатство языка: новые слова; устаревшие слова (складень, насилу,
хлад, табакерка ставни, ямщик, нагайка); просторечные (дерябнул – выпил, взахался – разахался); иноязычные слова и выражения; пословицы и поговорки. Все это говорит о новаторстве, о смелости, о мастерстве Лескова.
Слайд 16Критик Е. Ю. Гейнбух писал о героях книг Лескова так: «Лесковский
герой имеет чувство собственного достоинства, уверен в своем мастерстве, для него характерен истинный, не показной патриотизм».
Слайд 17ВСПОМНИТЕ
Кто является главными героями сказа?
Какие ещё персонажи встретились в сказе?
Кто из
них является реальными историческими лицами?
Слайд 18
ЛЕВША
Прототип
Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую
блоху.
Прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767—1811). Он был послан в Англию для обучения и проработал на одном из лучших английских заводов несколько лет в качестве помощника владельца. По приезду домой он многое сделал для обучения рабочих, а также разработки и внедрения новых инструментов[
Слайд 19
Другие персонажи
Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а
затем и при Николае Павловиче.
- Каким предстал в сказе донской казак Платов?
– Как действия характеризуют Платова?
– Какими чертами характера наделен этот герой?
– Как вы считаете, что главное в характере Платова?
- Является ли этот герой историческим лицом?
Слайд 22Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии
Слайд 23ПОДУМАЙТЕ
Какую роль сыграл император в этом произведении?
Что восхищает его, когда он
путешествует по Европе?
Почему Платов не согласен с государем?
Слайд 24Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены
итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных. В конце турне царь приезжает в Англию.
Слайд 25Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в
восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера». Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле».
Слайд 26Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое
чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего. Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину. До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу.
Слайд 27ПОДУМАЙТЕ
Чем отличается поведение императора Николая от поведения императора Александра?
Какую роль сыграл
этот персонаж в нашей истории?
Слайд 28Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего
она у брата Александра столько лет хранилась.
Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.
Слайд 29ЗАПОМНИТЕ
Александр Павлович – русский император, который привёз заводную блоху из Англии.
Николай
Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
Слайд 30ВСПОМНИТЕ
Как Платов отправился исполнять волю императора?
Куда он поехал?
К кому обратился Платов?
Слайд 31ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовьте сообщение
«История Левши» по плану:
Появление Левши в
рассказе.
Как Левша исполняет поручение Платова.
Левша в Петербурге.
Левша в Англии.
Левша на корабле.
Левша снова на родине.
Смерть Левши.
Мысли автора о судьбе талантливых людей вроде Левши
Слайд 32Судьба талантливого человека в сказе Н.С.Лескова «Левша»
Слайд 33ИСПОЛНИТЕЛИ
Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой
Александром Павловичем из Англии.
Слайд 34РАССКАЖИТЕ
Как реагируют тульские мастера на поручение Платова?
Куда отправились мастера, прежде чем
приступить к работе?
Как шла работа мастеров?
Почему мастера никому не говорили о своей работе?
Слайд 35Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху
на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали.
Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши
Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.
Сколько курьеры Платова к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.
Слайд 36РАССКАЖИТЕ
Почему Платов разозлился на мастеров?
Почему мастера обиделись на Платова?
Зачем Платов повёз
Левшу с собой в Петербург?
Почему Платов велел наказать Левшу?