Слайд 1Тема: «Поэма о юности и любви», или «Секрет Щелкунчика».
Учитель русского языка
и литературы Васильева В.Г.
Слайд 2Цели урока:
Знакомство учащихся с творчеством всемирно известного немецкого писателя-сказочника Э.Т.Гофмана.
Постижение художественного
текста через расширение границ его восприятия благодаря содружеству искусств.
Формирование эстетического вкуса, воспитание нравственных качеств у современных подростков.
Слайд 4 Нравственность – это нормы, которые принятые в обществе и должны
определять поведение человека.
Что же такое нравственность?
Слайд 5«Реальность часто дает нам сюжет для творческого осмысления…»
Слайд 6Отрывок из сказки
Большая елка посреди комнаты была
увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!.. Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало ее шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон; она и любовалась им всласть…
Слайд 7Вернемся к произведению
Фриц решил, что в нынешнем
году это непременно будет крепость, а в ней будут маршировать и выкидывать артикулы прехорошенькие нарядные солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ, но те солдаты, что в крепости, отважно выпалят в них из пушек, и поднимется шум и грохот.
Слайд 8 И снова к сказке
– Нет, нет, –
перебила Фрица Мари, – крестный рассказывал мне о прекрасном саде. Там большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдет к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном…
Слайд 9 А на самом деле Мари потому не отходила
от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом…
Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белой бумажной штопки, окаймлявшая подбородок, – ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах.
– Ах! – воскликнула наконец Мари. – Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой елкой?
Слайд 10Эрнст Теодор Амадей Гофман
Гений во всех областях, или человек, который смело
соединил фантастическое и реальное
Слайд 11Кратко о главном
Гофман- немецкий писатель, композитор и художник
.Первым именем было Эрнст Теодор Вильгельм, но из за большой любви к Моцарту переименовался в 1805 году на имя Амадей. Псевдонимом композитора было Иоганн Крайслер. Родился он в городе Кенигсберге 24 января 1776 года. Художественный метод - романтизм, а излюбленный жанр - новелла. Писал он на немецком ,но потом его произведения были переведены на многие другие языки. Умер 25 июня 1822 года тогда ему было 46 лет.
Слайд 12
Гофман также преуспел и в качестве художника, юриста, музыканта, графика, дирижера,
музыкального критика.
Рисунки Гофмана: « Пожар в музее», «Любимый сердцу велосипед»
Гофман – чрезвычайно одаренный человек, воплощение универсализма, в котором романтики видели высокое выражение личности.
Слайд 13Из воспоминаний современников:
«…У него была резкая внешность: резкие движения, высоко поднятые
плечи, высоко и прямо посаженная голова, непослушные волосы, подпрыгивающая походка».
«…Он говорил очень быстро внезапно замолкал».
«…Он был не такой, как все, будто бы сотканный из противоречий: мягкий, спокойный взгляд – и ироническая улыбка, добрый юмор – и злая ирония».
«…Друзей у него было мало, большинство не понимало чудака и не любило его».
Слайд 14Кенигсбергский университет Альбертины
Судьбу юноши решил его дядя Отто, человек
в целом умный и даже талантливый, мистик и фантаст, музыкант-любитель, но ханжа и ограниченный педант. Гофман был зачислен в Кенигсбергский университет на юридический факультет. Для заработка давал уроки музыки, продавал свои рисунки, в 19 лет написал первое музыкальное произведение и два романа, которые не были напечатаны.
Слайд 15Самостоятельная жизнь
В Варшаве он начал самостоятельную жизнь. Официально работал в суде,
а вот в свободное от работы время руководил оркестром, работал художником –декоратором в театре. Но душа его жаждет музыки, и сердце принадлежит ей. “С тех пор, как я пишу музыку, мне удается забывать все свои заботы, весь мир. Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков в моей комнате, под моими пальцами, несовместим ни с чем, что находится за его пределами”. В Варшаве он создал первую оперу, поставил ее на сцене. Свое имя он взял в честь выдающегося австрийского композитора.
Слайд 16 Гофман пять лет проработал капельмейстером в театре Бамберга, а
по совместительству ещё и художником-декоратором. В башне старинного замка Альтенбург, который возвышается над городом, в своей мансарде напротив театра он и начал придумывать свои сказки, в которых много деталей родного города, которые сохранились и по сей день.
Крепость Альтенберг, в которой жил и творил Гофман
Бамберг
Бамберг- маленькая Венеция
Слайд 17 В своем дневнике, скрываясь от жены, он шифрует ее
как «Kthch» или «Ktch», что означает «котенок» или «маленькая Кэтэ». (Юлия напоминала ему героиню спектакля «Маленькая Кэтэ из Хайльбронна», женщины, сумевшей сохранить детское обаяние). Он по-прежнему любит жену и дорожит ее душевной добротой, но происходит несколько сцен ревности, т.к. она иногда читает в дневнике и о многом догадывается, несмотря на то, что Гофман пишет по-гречески. Запись от 16 февраля 1811: «Это романтическое настроение захватывает меня все больше, и я боюсь, что дело закончится бедой». На два дня позже примерно вот что: «Ktch – живу ею и являюсь ею».
Юлия Марк
Музыка подарила любовь
Слайд 18Берлин
В Берлине Гофман работает много и быстро. Откладывая перо,
он пишет музыкальные произведения: появляется его романтическая опера «Ундина», которую ценил сам Людвиг ван Бетховен. Гофман становится популярным не только в Германии, но и за рубежом.
Слайд 20Гофманиада
Мультфильм поставлен по мотивам трёх сказок Гофмана («Крошка Цахес»Мультфильм
поставлен по мотивам трёх сказок Гофмана («Крошка Цахес», «Золотой горшок»Мультфильм поставлен по мотивам трёх сказок Гофмана («Крошка Цахес», «Золотой горшок» и «Песочный человек»), главным героем является сам Гофман. В частности, в мультфильме проводятся параллели между воображаемым миром его произведений и его деятельностью в обыденной жизни в качестве государственного служащего, информация о которой была почерпнута из его писем и дневников. Это еще раз доказывает то, что творчество Гофмана является важным в современной литературе.
Слайд 21
Произведения
*Сборник «Фантазии в
манере Калло» содержит
-Очерк «Жак Калло»
-Новелла
-«Крайслериана»
-Новелла «Дон Жуан»
-«Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца»
-«Магнетизер»
-Повесть «Золотой горшок»
-«Приключение в новогоднюю ночь»
*«Принцесса Бландина»
*Роман «Эликсиры сатаны»
*Сказка «Щелкунчик и
мышиный король»
*Сборник «Ночные этюды» содержит
-«Песочный человек»
-«Обет»
-«Игнац Деннер»
-«Церковь иезуитов»
-«Майорат»
-«Пустой дом»
-«Санктус»
-«Каменное сердце»
Слайд 22Новелла «Необыкновенные страдания директора театра»
«Счастье игрока»
Сборник «Серапионовы братья»
«Фалунские рудники
«Дож и догаресса»
«Мастер
Мартин-Бончар и его подмастерье»
Новелла «Мадмуацель де Скюдери»
«Принцесса Брамбилла» (Роман «Житейское возвращение кота Мурра»
«Ошибки»
«Тайны»
«Двойники»
Роман «Повелитель блох»
Новелла «Угловое окно»
«Зловещий гость
Опера «Ундина»
Повесть «Крошка Цахес»
Слайд 23Экранизация сказки Э. Т. А. Гофмана и балета П. И. Чайковского
«Щелкунчик»
«По ту сторону экрана»
Слайд 24«Щелкунчик» (англ. The Nutcracker) — американский музыкальный фильм 1993 года
Слайд 25нет мрачного начала сказки Гофмана
Нет трагических подтекстов музыки Чайковского
Мари и
Щелкунчик остаются детьми до конца балета.
Мари не превращается во сне в балерину и не танцует с принцем, но остается зачарованной зрительницей прекрасных танцев Феи Драже с кавалером и ее придворных Марципана, Кофе, Чая, Имбиря.
Мари и ее спутник, маленький племянник Дроссельмейера, вылетают из сказочного королевства сладостей на саночках, которые управляются оленьей упряжкой. Олени увозят детей к звездам.
Слайд 26Режиссер - Эмиль Ардолино
Хореограф - Дж. Баланчин
Роли исполняют:
Мари - Джессика Линн Коэн
Дроссельмайер - Барт Робинсон Кук
Племянник Дроссельмайера - Маколэй Калкин
Слайд 27Режиссер: Эрик Тилль.
Год выхода: 2007
Жанр: фэнтези
Описание: Вторая Мировая война. Двенадцатилетняя Клара
отправляется на поиски отца в лагерь военнопленных. Она, ее мать и два брата давным-давно не получали от него весточки. Добрые новости приносит волшебный незнакомец Дроссельмайер, который становится другом Клары и помогает ей поверить в то, что чудеса случаются.
Секрет Щелкунчика
Слайд 28Действие происходит в годы мировой войны
Семья состоит из матери , двух
мальчиков и девочки
Волшебный незнакомец Дроссельмейер
Имя главной героини Клара
Замена туфельки на куколку ,в которую превращается под чарами дяди Дрозда упавшая на розу слезинка Клары ,тоскующей от разлуки с отцом
Щелкунчик переживает двойной колдовство (деревянная игрушка и петух)
Особенности:
Слайд 29Порой наша недостижимая мечта бывает ближе , чем нам кажется
Слайд 30«Щелкунчик и Крысиный Король» — новогодний фильм в формате 3D, снятый
Андреем Кончаловским с участием Эль Фэннинг, Натана Лейна, Фрэнсис де ла Тур и Джона Туртурро. Премьера фильма в США состоялась 24 ноября 2010 года, в России — 1 января 2011 года
Щелкунчик и Крысиный Король
Слайд 31 Сюжет
Вена, 1920-е годы. Девятилетняя
Мэри живет в доме, который полон прекрасных вещей и одиночества. Брат Макс , неутомимый проказник, донимает ее, а родители, хотя и горячо ее любят, слишком заняты, чтобы уделять ей достаточно внимания. Накануне Рождества к ней приходит любимый дядюшка Альберт и дарит деревянную куклу — Щелкунчика. Воображение Мэри оживляет куклу, и переносит их в мир детских грез, чудес и приключений…
Слайд 32Творческое переосмысление:
Действие сказки переносится в начало следующего века
Основное внимание уделено борьбе
игрушек с крысиным королем
Мыши из оригинальной сказки были заменены на крыс, поскольку они, по мнению режиссёра, являются метафорой фашизма, зла, тоталитаризма
любимый дядюшка Альберт
Гестапо в сказочном королевстве , вампокрысы ,мать , кусающая свое дитя за шею – это персонажи сказки
Слайд 35 «Щелкунчик – это классическая сказка, в которой добро борется со
злом, сюжет, вошедший в легендарную классику детской литературы.
«Мы использовали этот сюжет в качестве основы для нового рассказа, который, в дополнение к классической сказке, включает в себя ряд новых увлекательных моментов». При этом он обращается к тем же вечным ценностям: идеалам любви, отваги и благожелательного отношения к другим.
Кончаловский о фильме:
Слайд 37C книжных страниц на большой экран
Адаптации Бориса Степанцева и Татьяны
Ильиной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в одноименных анимационных мультфильмах.
Слайд 38
В мультфильме Татьяны Ильиной история Принца-Щелкунчика и Маши — это история верности и мужества, волшебства
и удачи, сказочных превращений и человеческих чувств. Капризный черствый Принц превращен в уродливую куклу, и лишь чистое любящее сердце маленькой девочки способно освободить его от злых чар. Принц и Маша становятся настоящими друзьями и вместе преодолевают злобные козни Мышильды и её племянника — Мышиного Короля.
Слайд 39В интерпретации Т.Ильиной классический гофмановский сюжет из мистического стал более романтичным,
добрым, позитивным, и это сделало его замечательной рождественской сказкой для семейного просмотра. Этот полнометражный, невероятно зрелищный мультик стал самым грандиозным в истории мультипликации российско-германским проектом. Безудержная фантазия, яркие волнующие образы, фантастические краски и прекрасная музыка делают эту добрую рождественскую сказку настоящим шедевром мировой мультипликации!
Слайд 40«Тысяча препятствий ждет того, кто хочет стать человеком... Поверь и не
бойся!» -свою идею и замысел Татьяна Ильина сделала слоганом своего анимационного мультфильма
Слайд 41Сюжет фильма Бориса Степанцева также отличается как от оригинальной сказки Э.
Т. А. Гофмана, так и от либретто балета П. И. Чайковского. В частности, в нём изменена личность главной героини, отсутствуют хозяева дома, обозначен мотив социального неравенства . Это и делает данную экранизацию запоминающейся и отличной от других.
Слайд 42Помимо музыки из балета«Щелкунчик» в мультфильме использован «Русский танец» (в сцене
танца с метлой), тема Ротбарта из «Лебединого озера» и тема злой феи Карабос из «Спящей красавицы».
Мультфильм имеет две награды:
1974 — VII ВКФ, Баку — Поощрительный диплом за оригинальное художественное решение;
1974 — МФ детских и юношеских фильмов в Хихиконе (Испания) — Первая премия «Пелайя дель оро»
Слайд 43 Каждый режиссер, пропустив сказку через себя, показывает нам свое восприятие
произведения, вносит в нее свои мысли, тем самым обогащая ее, дает нам взглянуть на новеллу с разных сторон и вынести еще больше нравственных уроков, захватывающих незабываемых эмоций.