Слайд 1Презентация
Декаденты—индивидуалисты
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г, Павлодар
Слайд 3Декаде́нтство, также декаданс (фр. décadent — упадочный) — направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin
de siecle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и иморализмом.
Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века.
Слайд 7
Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить
искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи.
Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.
Слайд 10Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к
повседневной жизни (taedium vitae), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм («Там, внизу», «Скорбь Сатаны»), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.
Слайд 12
Декадентство — явление сложное и противоречивое, которое имеет источником усталость от лицемерной
викторианской морали, кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности.
Отказ искусства от политической и гражданских тем художники - декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества.
Слайд 15Постоянными темами декадентства являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся
духовных идеалов и ценностей.
Слайд 18Валерий Брюсов — родоначальник русского символизма.
Слайд 19Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века
был В. Я. Брюсов
(1873- 1924).
Слайд 21Сложный в общении, по - своему относящийся ко многим явлениям в
искусстве,
В. Брюсов — один из основоположников
модернистской
поэзии в России.
Слайд 23В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты», основным
автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии».
Это была первая коллективная декларация модернизма в России.
Слайд 25
По мысли В. Брюсова, символизм должен стать «поэзией оттенков», выражающей
«тонкие, едва
уловимые
настроения».
Слайд 27
К концу 90-х годов XIX века В. Брюсов становится одним
из
наиболее
ярких поэтов
символистской ориентации.
Слайд 28 В 1900 году вышел поэтический сборник «Третья стража», в котором
осмысливается современность через углубление в историю и мифологию.
Слайд 29В поэтическом сборнике «Граду и миру» (1903) отразились впечатления и размышления,
вызванные от поездки по Италии и Франции, где произошло знакомство В. Брюсова с культурой эпохи Возрождения.
Слайд 31
Сборник «Граду и миру» был построен по принципу единого композиционного целого
(что стало важным для практики поэтов - символистов вообще), отличался жанрово - тематическим разнообразием.
А. Блок восторженно отозвался о книге, отметив, что в ней «есть преемничество от Пушкина — и по прямой линии».
Слайд 33В лирике В. Я. Брюсова выделяются две ведущие темы: историко -
мифологическая и тема города.
Поэт - символист В. Брюсов воспринимает современный мир как «позорно - мелочный, неправый, некрасивый».
Объединяя прошлое,
настоящее и будущее,
В. Брюсов пытается
найти связующую нить истории.
Слайд 35Хрестоматийным стихотворением является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана
сильная, незаурядная личность, ассирийский царь - завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон.
На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах.
Слайд 38Пафос стихотворения «Ассаргадон» — утверждение необыкновенной личности, склонной к гордому уединению,
так как «исчерпал до дна тебя, земная слава!»
Слайд 39Лирический герой, царь Ассаргадон — полководец, способный с помощью своего ума,
силы, энергии влиять на ход истории, на движение времени:
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре…
Слайд 40Герой царь Ассаргадон «упоен величьем» своих побед, не знает поражений, военных
неудач, но одинок:
И вот стою один, величьем упоен…
Слайд 41Характеризуя царя Ассаргадона как человека чрезмерно возгордившегося, забывшего о простых людях,
мечтающего о подвигах как о детской забаве, поэт В. Брюсов раскрывает трагическую сущность сильной личности.
Слайд 42 Стихотворение «Ассаргадон» написано в форме сонета. В первых двух строфах
автор утверждает власть Ассаргадона, описывая его сокрушительные победы над целыми народами, странами, городами.
Последние две строфы сонета — неутешительный итог разрушительных походов царя - полководца.
Слайд 44Пафос большинства поэтических произведений В. Я. Брюсова на историческую тематику («Ассаргадон»,
«Антоний», «Александр Великий» и др.) — утверждение сильной личности, деяния которой часто приводят не к созиданию и прогрессу, а разрушают саму основу человеческого общежития.
Слайд 46Движение истории В. Я. Брюсов представлял как смену культурных эпох, происходящую
под воздействием внутреннего разложения старого мира и под натиском нецивилизованных племен, варваров, призванных уничтожить прошлое.
Слайд 47 В. Я. Брюсова волнуют высокие темпы развития цивилизации, всеобщая механизация,
расцвет городов и в связи с этим утрата человеком нравственных ценностей, моральных ориентиров.
Современный город с бурно развивающейся промышленностью, с заменой ручного труда машинным производством вызывает опасения поэта:
Улица была — как буря.
Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый Рок.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
Слайд 49«Стальной», «кирпичный», «стеклянный», с «железными жилами» город властвует над людьми, являясь
средоточением порока:
злобы, нищеты, разврата.
Слайд 51В поэтическом мире Валерия Брюсова город, совмещая в себе все ужасы
цивилизации, сам становится собственным палачом и наносит себе непоправимый вред:
Коварный змей с волшебным взглядом!
В порыве ярости слепой
Ты нож, с своим смертельным ядом,
Сам подымаешь над собой. («Городу»)
Слайд 52Притягивая человека эфемерным величием, масштабностью (Ты — чарователь неустанный, / Ты
— не слабеющий магнит…), город является также и центром существующей науки и индустрии:
Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках… («Сумерки»)
Слайд 54Двойственное отношение поэта к городу заставляет В. Брюсова искать пути выхода
из создавшегося положения.
Слайд 55И здесь художнику на помощь приходит сильная личность, которая вмешается в
процесс механизации жизни, бросит вызов порочности современной цивилизации, все преодолеет, и жизнь вновь наполнится энергией борьбы, устремится к обновлению, станет способной к изменению мира, вызовет прогресс мировой науки, искусства, индустрии. И в итоге произойдет расцвет цивилизации, которая достигнет небывалых вершин:
Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, — затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали. («Кинжал»)
Слайд 57В брюсовской поэзии урбанистическая тема перекликается с поиском яркой, сильной личности,
способной не только к перерождению и собственному возрождению, но и к изменению современной цивилизации, к преодолению мнимых, пустых взаимоотношений мира с искусством.
Слайд 59В последние годы жизни В. Брюсов занимается переводами, пишет статьи, посвященные
теории стихосложения, изучению творчества
А. Пушкина, русской литературы.
Слайд 60В своем творчестве В. Я. Брюсов соединил строгие заветы классической литературы
с поиском новых поэтических средств.
Слайд 61О собственном месте в литературе поэт говорил следующее: «Я хочу, чтобы
в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут».
Слайд 63Творчество поэта К. Д. Бальмонта условно принято делить на три неравномерных
и неравноценных периода.
Слайд 65Ранний К. Бальмонт - автор трех стихотворных сборников: "Под северным небом"
(1894), "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898).
Слайд 67Структура первых сборников - "Под северным небом", "В безбрежности" и "Тишина"
- весьма эклектична.
В ней совмещены традиции "чистой поэзии" семидесятых - восьмидесятых годов (особенно сильно влияние А. Фета) с мотивами "гражданской скорби" в духе Плещеева и Надсона.
Слайд 70По точному определению А. Измайлова, лирический герой раннего К. Бальмонта -
"кроткий и смирный юноша, проникнутый самыми благонамеренными и умеренными чувствами".
Слайд 71Первые сборники К. Бальмонта - это предтечи русского символизма.
Поэтический стиль
К. Бальмонта намного точнее можно определить словом импрессионизм.
Слайд 72Поэта - импрессиониста К. Бальмонта привлекает не столько предмет изображения, сколько
его личное ощущение данного предмета. Мимолетное впечатление, вмещенное в личное переживание, становится единственно доступной формой отношения к миру для художника.
Слайд 73К. Бальмонт определил это следующим образом: "Великий принцип личности" - в
"отъединении, уединенности, отделеньи от общего".
Слайд 75В этом смысл знаменитой поэтической декларации К. Бальмонта:
Я не знаю мудрости,
годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Слайд 77Второй этап творчество поэта К. Бальмонта, обозначенный
также тремя сборниками - "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903) и "Только любовь" (1903) - время творческого взлета Бальмонта, - характеризует его как центральную фигуру нового, декадентского движения.
Слайд 80Из теоретической программы русского декадентства К. Бальмонт воспринял главное - отношение
к жизни и искусству.
"Принцип личности" заключается, по Бальмонту, не в соотношении личного с общим, но в "отделеньи от общего".
Слайд 81Суть и назначение искусства, по К. Бальмонту, - в "наслаждении созерцания",
благодаря которому за "очевидной внешностью" раскрывается "незримая жизнь" и мир становится "фантасмагорией, созданной вами".
Слайд 83В статье 1900 года "Элементарные слова о символической поэзии" К. Бальмонт
решает проблему искусства таким образом:
"Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты - всегда мыслители. Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего; символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь - из окна... Один еще в рабстве у материи, другой ушел в сферу идеальности".
Слайд 86К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» говорит о
триединстве декаданса, символизма и импрессионизма, называя их «психологической лирикой», которая меняется «в составных частях, но всегда единая в своей сущности.
Слайд 87Три течения - декаданс, символизм и импрессионизм - то идут параллельно,
то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении, и между ними нет того различия, какое существует между водами реки и водами океана».
Он характеризует декадента как утонченного художника, «гибнущего в силу своей утонченности», существующего на смене двух периодов: «одного законченного, другого ещё не народившегося».
Потому декаденты развенчивают все старое, отжившее, ищут новые формы, новые смыслы, но не могут их найти, так как взросли на старой почве.
Слайд 90Новой (символической) поэзии, которую К. Бальмонт определяет как "психологическую лирику", преемственно
связанную с импрессионизмом, чужды "дидактические задачи".
Она "говорит
исполненным намеков
и недомолвок нежным
голосом сирены или
глухим голосом сибиллы,
вызывающим предчувствие".
Слайд 93В поэзии должны свободно и органически сливаться "два содержания: скрытая отвлеченность
и очевидная красота". Несмотря на присутствие в нем утаенного смысла, который надлежит разгадать, символическое произведение
заключает в себе еще и
"непосредственное
конкретное содержание",
"богатое оттенками".
И "всегда законченное
само по себе", существующее самостоятельно.
Слайд 96
Излагая свое понимание "символической поэзии", К. Бальмонт видел в ней прежде
всего поиски "новых сочетаний мыслей, красок и звуков", а в самой характеристике ее оставался, в общем, в пределах поэтики импрессионизма: символическая поэзия "говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, - более, чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления".
Слайд 98Общие установки поэзии были реализованы в трех лучших книгах Бальмонта –
"Горящие здания", "Будем как солнце" и
"Только любовь".
Слайд 105Федор Сологуб - известный русский писатель, поэт, публицист и драматург.
Он
творил на рубеже XIX - XX веков.
Был одним из крупнейших представителей символизма в своем поколении.
Слайд 106
Биография Федора Сологуба на протяжении трех лет связана с народным училищем
в этом небольшом городке.
Параллельно он пишет
стихи и роман, который
позже получил название
"Тяжелые сны".
Слайд 107В 1884 году выходит первая публикация молодого писателя Ф. Сологуба. Биография
автора началась с басни "Лисица и еж", которая увидела свет в журнале для детей под названием "Весна".
Под произведением Ф. Сологуб подписался как
"Те-рников".
Слайд 108Федор Кузьмич Сологуб стихи символистского направления начал публиковать с 1882 г., романы
– с 1886 г.
Художественная практика Ф. Сологуба претворила собственно символистскую поэтику.
Слайд 110Ф. Сологуб – один из значительных русских символистов. Его сборники: «Стихи»
(1896), «Тяжелые сны» (1896), «Пламенный круг» (1908), «Соборный благовест» (1921), «Чародейная чаша» (1922), «Костер дорожный» (1922) открывают внутренний мир личности, которая отъединена от мира, не верит в целесообразность истории, видит нелепость и абсурдность всех человеческих целеполаганий и в то же время тонко чувствует многогранность жизни, верит в бессмертие души (иногда отрицает и это), ценит добрые, милосердные духовные движения человека к человеку, так как законы жизни грубы и жестоки.
Но, предчувствуя райские радости,
Пред которыми жизнь – только сон,
Отрекаюсь от призрачной сладости,
Отвергаю томленье времен.
Увяданье, страданье и тление, —
Мне суровый венец вы сплели.
Не свершится завет Воскресения
Никогда и нигде для земли.
Слайд 113Роман «Тяжёлые сны» был начат в Крестцах ещё в 1883 году. Крепкий
реализм «Тяжёлых снов», рисующий бытовые картины провинции, сочетается с призрачной, одурманивающей атмосферой полуснов, полуяви, наполненными эротическими грёзами и приступами страха. Роман писался долго и был окончен только в Петербурге в 1894 году.
Слайд 114В 1904 году вышли Третья и Четвёртая книги стихов, собравшие под
одной обложкой стихи рубежа веков.
«Собрание стихов 1897—1903» явилось своего рода рубежом между декадентством и последующим символизмом Ф. Сологуба, в котором утвердились символы Сологуба - поэта.
Слайд 115В декадентстве и символизме Ф. Сологуба не было резкого и дисгармоничного
нагромождения эстетических парадоксов или нарочитой таинственности, недосказанности.
Напротив, Ф. Сологуб
стремился к предельной
ясности и чёткости —
как в лирике,
так и в прозе.
Слайд 119Ф. Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского
содержания, «мировоззрения»:
«декадентство есть
наилучшее, быть может
единственное,
орудие сознательного символизма».
Слайд 120Сложным периодом в творчестве Ф. Сологуба явились 1902 — 1904 годы.
Одно за другим сменяются его вдохновения, и философские настроения, обогащая его лирику новыми образами,
символами, которые
затем будут неоднократно
вызываться в собственной
творческой системе.
Слайд 121«В самом стиле его писаний есть какое-то обаяние смерти, — писал Корней
Чуковский. — Эти застывшие, тихие, ровные строки, эта, как мы видели, беззвучность всех его слов — не здесь ли источник особенной сологубовской красоты, которую почуют все, кому дано чуять красоту?».
Слайд 123Лирике Ф. Сологуба свойственны скептицизм по отношению к земному устроению жизни,
меланхолия, сочетание мистики со стремлением к нерукотворной Красоте, понимание непреодолимости разрыва между вымыслом и реальностью, множественность «масок» героя, который то стремится к «сладкой» смерти, примиряющей противоречия жизни, то страшится ее.
Слайд 125Стихи Ф. Сологуба завораживающе музыкальны при органичном многообразии ритмов. Одной из
«масок» может быть и душа собаки:
Высока луна Господня.
Тяжко мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.
<…>
Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет на дороге
Чей-то след.
Никого нигде не будит
Быстрый шаг.
Жданный путник, кто ж он будет, —
Друг иль враг?
Слайд 127Ярко символ «смерти утешительной» выразился в рассказах Федора Сологуба, которые составили
вышедшую в сентябре 1904 года книгу «Жало смерти».
Главными героями книги были дети или подростки.
В отличие от «Теней», первой книги рассказов (1896), общее безумие отступает перед манящей, не столько ужасной, сколько действительно «утешительной» смертью.
Слайд 129В это же время у поэта происходит обращение к сатане, но
в нём видится не проклятье и отрицание Бога, а тождественная противоположность, необходимая и так же помогающая тем, кто в ней нуждается.
Философия Ф. Сологуба того времени наиболее полно была выражена им в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения», опубликованном в феврале 1906 года в журнале «Золотое руно».
Слайд 132
Последовательно исходя из своей философии,
Ф. Сологуб пишет мистерии «Литургия Мне»
(1906), «Томления к иным бытиям» (1907) и приходит к идее «театра одной воли» и своему заветному символу — «творимой легенде».
С богоборчеством того периода связан поэтический миф о Змии — «Змей небесный», «злой и мстительный Дракон» — так нарекается солнце, воплощающее зло и земные тяготы в цикле «Змий» и прозе 1902—1906 гг.
Слайд 134К середине 1900 - х годов литературный кружок, собиравшийся в доме
у писателя по воскресеньям ещё в середине 1890-х годов, стал одним из центров литературной жизни Петербурга. На воскресеньях у Сологуба велись разговоры исключительно литературные, вначале за столом, затем в хозяйском кабинете, где читались стихи, драмы, рассказы.
Среди посетителей «воскресений» Сологуба были
З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Минский,
А. Волынский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов,
С. Городецкий, А. Ремизов, К. Чуковский;
из Москвы приезжали Андрей Белый, Валерий Брюсов.
Слайд 137Постоянный участник поэтических вечеров Георгий Чулков вспоминал:
«Сологуб был важен, беседу вёл
внятно и мерно, чуть - чуть улыбаясь. Он любил точность и ясность и умел излагать свои мысли с убедительностью математической. Чем фантастичнее и загадочнее была его внутренняя жизнь, тем логичнее и строже он мыслил. Он в совершенстве владел техникой спора. Самые рискованные парадоксы он блестяще защищал, владея диалектикою, как опытный фехтовальщик шпагою».
Слайд 139
Ф. Сологуб создает собственный миф, выдуманную землю очарования сказки Ойле и
звезду Маир:
Звезда Маир сияет надо мною,
Звезда Маир,
И озарен прекрасною звездою
Далекий мир.
Земля Ойле плывет в волнах эфира,
Земля Ойле,
И ясен свет блистающий Маира
На той земле.
Река Лигой в стране любви и мира,
Река Лигой
Колеблет тихо ясный лик Маира
Своей волной.
Слайд 141Летом 1902 года был окончен роман
«Мелкий бес».
Слайд 142Роман вышел отдельным изданием, в марте 1907 года, книга получила не
только справедливое признание читателей и стала объектом разбора критиков, но и просто явилась одной из самых популярных книг России.
Слайд 143 В романе изображена душа зловещего учителя - садиста Ардальона Борисыча
Передонова на фоне тусклой бессмысленной жизни провинциального города.
«Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом, — описывается Передонов в романе. — Всё доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности, и радовали его. У него не было любимых предметов, как не было любимых людей, — и потому природа могла только в одну сторону действовать на его чувства, только угнетать их».
Слайд 145Ф. Сологуб сосредоточился на драматургии и новом романе — «Творимая легенда»
(«Навьи
чары»).
Слайд 146Осенью 1907 года Ф. Сологуб занялся подготовкой седьмой книги стихов (то
были переводы из Верлена), по выходу которой запланировал издание
восьмой книги стихов
«Пламенный круг»,
воплотившей весь
математический символизм
Ф. Сологуба.
Слайд 147Главным поэтическим сборником стал восьмой по счёту сборник «Пламенный круг», в
котором проявилось своеобразие Сологуба - поэта, строгого, уравновешенного, с какой - то скрытой иронией и тайной печалью:
Умереть или жить,
Расцвести ль, зазвенеть ли,
Завязать ли жемчужную нить,
Разорвать ли лазурные петли,
Всё равно – умереть или жить?
Слайд 149«Рождённый не в первый раз и уже не первый завершая круг
внешних преображений, я спокойно и просто открываю мою душу, —
пишет поэт во вступлении
к „Пламенному кругу“. —
Открываю, — хочу,
чтобы интимное стало
всемирным».
Слайд 150Утверждая связь всех своих исканий и переживаний, Ф. Сологуб последовательно определил
девять разделов книги.
Мотивы книги имеют как бы тройную природу, и развитие их идёт в трёх направлениях: по линии отображения реальности исторической ситуации, по философской и по поэтической линиям.
В «Личинах переживаний» поэт предстаёт в разных ипостасях — от нюрнбергского палача до собаки.
От поэтического и мифического переходит к «земному заточению», где нет молитв, нет спасению от «погибели чёрной».
Слайд 152Ф. Сологуб настойчиво пишет о смерти, психологически мотивируя и разрабатывая эту
линию «танато - поэзии»
(термин Ханзен-Лёве).
«О смерть! Я твой. Повсюду вижу
Одну тебя, – и ненавижу
Очарования земли…»
***
«Я душой умирающей
Жизни рад и не рад»
***
«…И вновь я выйду на свободу,
Под небом ясным умереть
И, умирая, на природу
Глазами ясными смотреть»
***
«…И тает жизнь его, как дым.
В тоске бездейственно - унылой
Живет он, бледный нелюдим,
И только ждет он смерти милой».
Слайд 154В смерти и ее призыве Ф. Сологуб видит высший смысл:
…Подруга-смерть,
не замедляй,
Разрушь порочную природу
И мне опять мою свободу
Для созидания отдай.
Слайд 155Ф. Сологуб производит странное впечатление своими образами - снами. Они и
связаны с жизнью и удалены от нее:
Ты не бойся, что темно.
Слушай, я тебе открою, —
Все невинно, все смешно,
Все божественной игрою
Рождено и суждено.
<…>
Вспомни, как тебя блаженно
Забавляли в жизни сны.
Все иное – неизменно,
Нет спасенья, нет вины,
Все легко и все забвенно…
Слайд 157Смерть в поэзии Ф. Сологуба – путь спасения от обмана жизни,
она – единственная реальность, которая не предаст человека, а ее близнецами являются сон и мечта.
А. Белый назвал Сологуба «певцом смерти» .
Слайд 158Стихотворение из сборника «Пламенный круг» под названием «Нюренбергский плач» современники отнесли
к разряду классических.
Художник для Ф. Сологуба
является единственным
существом,
«перекраивающим
реальный мир по своей воле».
Слайд 160Мир для Ф. Сологуба распадается на две несопрягаемые сферы: объективную и
субъективную; человек находится под тотальной властью Ананки - судьбы, тогда как история, напротив, является результатом «случайности».
Слайд 161Художник оказывается на границе этих сил и не может быть по
- настоящему свободен, поэтому он стремится выйти из объективного мира случайности и предопределенности и создать свой субъективный мир, который подчиняется только его собственной воле. Эта позиция рождает проблему соотношения автора и произведения.
«Я сам творец и сам свое творенье», – утверждает поэт.
Слайд 163Широкую известность Ф. Сологубу принес роман «Мелкий бес» (1907), прочитанный всей
образованной Россией.
Главные действующие лица – учитель Передонов, уездная барышня Людмила Рутилова и гимназист Саша Пыльников.
Но действительно действующим (но не живущим) героем является Недотыкомка, она может менять облик, превращаться в живое и неживое, дразнить и совращать Передонова.
Недотыкомка заставляет его убить приятеля, сводит с ума, лишает службы.
С одной стороны, все, что делает Передонов, делает он сам, а с другой – он лишь орудие Недотыкомки. На маскараде увидел Передонов Недотыкомку и поднес спичку к занавеске, Недотыкомка побежала огненной струей и сожгла весь дом.
Слайд 165Ф. Сологуб мастерски приоткрыл возможности духовных метаморфоз, «мелкой бесовщины», приводящих к
драматичным и кощунственным изменениям жизни.
«Мелкий бес» повествует о деградации личности, одержимой идеей жизненного успеха.
Давящая повседневность и символизация конкретного зла в человеке передана стилистически тонко, чему способствует искусное сопряжение сюжетных линий.
Слайд 167Трилогию «Навьи чары» (начало публикации 1907 г.), в переработанном виде названную «Творимая
легенда», сам Ф. Сологуб считал своим главным произведением.
Ф. Сологуб переосмысливает традиции Гоголя, Достоевского, Салтыкова - Щедрина, переклички с которыми обнаруживаются в его прозе.
Слайд 169 Действительный мир и мир иррационально - запредельный переходят друг в
друга в «Навьих чарах», создавая солипсическую картину мира.
Мистико - символистский план повествования включает и реально сатирические картины современного автору общества.
Слайд 171 А. Блок так писал о творчестве Ф. Сологуба: «Разгадка своеобычности
произведений Сологуба – не в одном языке. Скорее всего она коренится в его любимом приеме. <…> Этот хаос, исказивший гармонию, требует немедленного оформления, как жгучий металл, грозящий перелиться через край. Опытный мастер сейчас же направляет свои усилия на устройство этого хаоса. Задача показать читателю нечто чудовищно-нелепое, так, однако, чтобы его можно было рассматривать беспрепятственно, как животное в клетке. Животное это – человеческая пошлость, а клетка – прием стилизации, симметрии».
Слайд 173Ф. Сологуб создавал также рассказы и пьесы («Победа смерти», 1907).
Слайд 174В 1921 г. Ф. Сологуб просил разрешение на выезд за границу, но
получил отказ, за которым последовало самоубийство его жены, воспринятое им в трагически - эсхатологическом ключе.
Слайд 175
«Влияние Ф. Сологуба, – утверждал О. Мандельштам, – выразилось чисто отрицательно: доведя
до крайней простоты и совершенства путем высокого рационализма приемы старой русской лирики упадочного периода, включая Надсона, Апухтина и Голенищева-Кутузова, очистив эти приемы от мусорной эмоциональной примеси и окрасив их в цвет своеобразного эротического мифа, он сделал невозможными всякие попытки возвращения к прошлому и, кажется, фактически не имел подражателей. Органически сострадая банальности, нежно соболезнуя мертвенному слову, Сологуб создал культ мертвенных и отживших поэтических формул, вдохнув в них чудесную и последнюю жизнь. Ранние стихи Сологуба и «Пламенный круг» – циническая и жестокая расправа над поэтическим трафаретом, не соблазнительный пример, а грозное предостережение смельчаку, который впредь попробует писать подобные стихи».
Слайд 177
Ф. Сологуб расширил возможности русского стиха в передаче внутренней, глубоко потаенной
и сокровенной жизни, которая и оказывается, по Ф. Сологубу, высшей реальностью.
Заглянув в ее потаенные глубины, поэт обнаружил там страх и тяготение к небытию, жажду невоплощенной Красоты, которую стремился выразить в поэтических образах и мифопоэтических картинах Маир и Ойле.