Презентация, доклад на тему Конспект Развитие литературы 1950-1980-х годов

Содержание

1. Развитие литературы 1950-1980-х годов

Слайд 1Тема урока
1. Развитие литературы 1950-1980-х годов
2. Литература периода «оттепели»

Тема урока 1. Развитие литературы 1950-1980-х годов2. Литература периода «оттепели»

Слайд 2
1. Развитие литературы 1950-1980-х годов


1. Развитие литературы 1950-1980-х годов

Слайд 5Исследователи, обращавшиеся к русской литературе 60-80-х годов XX века, отмечают, что

в ней обозначилось тяготение писателей к образованию эстетических общностей с художественным сцеплением между рассказами, повестями, романами в рамках военной, деревенской, городской прозы. Из отмеченной "триады" городская проза - наиболее значительное белое пятно на карте истории литературы данного периода. Сердцевину этого уникального художественного явления, обозначенного в диссертации как городская проза, составляет творчество Ю.Трифонова, А.Битова, В.Маканина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха.
Исследователи, обращавшиеся к русской литературе 60-80-х годов XX века, отмечают, что в ней обозначилось тяготение писателей к образованию эстетических

Слайд 6В работе выясняются "статус" и критерии, позволяющие выделить городскую прозу в историко-литературном процессе

70-80-х годов XX века.
С точки зрения развития и взаимодействия творческих индивидуальностей Ю.Трифонова, А.Битова, В.Маканина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха городская проза - эстетическая общность писателей. В контексте историко-литературного процесса городская проза - одна из тенденций развития. В плане связей, сцеплений между текстами писателей городская проза - художественно организованная система.
Разумеется, речь идёт не об отдельных параметрах - характеристиках описываемого явления, а взаимосвязанных и взаимодействующих компонентах единого целого.

В работе выясняются

Слайд 7Так, городская проза как эстетическая общность писателей прежде всего реализуется в

творческих принципах моделирования действительности в свете идеала, сформировавшегося в ценностном русле урбанистической культуры. Избирательность Ю.Трифонова, А.Битова, В.Маканина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха глубоко концептуальна. Своеобразный контрапункт художественных миров, создаваемых писателями, - большой город и процессы, в нем происходящие.

В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине.

Так, городская проза как эстетическая общность писателей прежде всего реализуется в творческих принципах моделирования действительности в свете

Слайд 8Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы

сталинизма. В 1957–1962 гг. проводились «встречи» руководителей партии с деятелями культуры и искусства, на которых звучали крайне резкие оценки.
Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы. Необходимо назвать фильмы Т. Абуладзе. Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский), «Юность» (редактор В. П. Катаев).
Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы сталинизма. В 1957–1962 гг. проводились «встречи»

Слайд 9Во второй половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения.

В 1965 г. были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович и др.
Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. Астафьева, Б. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.
Еще одной специфической чертой культуры 1960– 1970-х была так называемая «магнитофонная революция».
Во второй половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. В 1965 г. были осуждены за

Слайд 10Признанными лидерами были барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич и

др. Появляются и закрепляются элементы особой, молодежной поп-культуры.
С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».
В 1970-1980-е гг. среди писателей можно выделить Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, Н. Коржавина, А. Галича, режиссеров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Германа, Т. Абуладзе, С. Параджанова, братьев Михалковых и др.
Признанными лидерами были барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич и др. Появляются и закрепляются элементы особой,

Слайд 11Московские повести и роман "Пушкинский дом" знаменовали обращение авторов к чеховскому типу героя-неудачника. Однако А.Битов

произвел "сращение" реалистических принципов изображения личности с постмодернистскими. Что касается Ю.Трифонова, то в "Обмене", "Предварительных итогах" обозначилась попытка соединения чеховского типа героя с прустовскими поисками утраченного времени, позднее целенаправленно реализованная в романе "Время и место", "Исчезновение". Особая роль принадлежит творчеству Л.Петрушевской - именно она увидела в современной жизни и ввела в художественную практику образы "униженных и оскорблённых" 70-80-х годов XX века.
Московские повести и роман

Слайд 12 60-е годы.
На 60-е годы приходится возникновение такой своеобразной ветви искусства сцены,

которая получила название театр Вампилова. Интересное оригинальное дарование Александра Вампилова, воплощенное чаще всего в форму комедии, драмы или мелодрамы, привело на сцену героев и конфликты, не подмеченные ранее другими драматургами. Решения этих конфликтов художником неожиданно. Действие, начавшись как водевиль, может, по воле автора, превратиться в драматическую ситуацию, исход которой будет зависеть от характера персонажей. Вампилов не ищет типического героя и не ставит его в типические обстоятельства.
 60-е годы.На 60-е годы приходится возникновение такой своеобразной ветви искусства сцены, которая получила название театр Вампилова. Интересное

Слайд 1370-е годы.
70-е годы стали рождением нового жанра, который вначале называли производственной

драмой. Для пьес этого направления было характерно обращение к личности руководителя, к вопросам совершенствования экономики и системы управления. Конфликт в социологической драме развивается между новым и старым. Вследствие этого сюжет строится по одной композиционной схеме: на какой-либо производственный участок (бригада, цех, завод, организация) приходит человек, чаще всего со стороны, и начинает устанавливать свои порядки, которые он считает лучшими. Из-за этого между ним и старожилами коллектива возникает конфликт, который и составляет основу пьесы.
70-е годы.70-е годы стали рождением нового жанра, который вначале называли производственной драмой. Для пьес этого направления было

Слайд 14Начало 70-х годов было ознаменовано попытками строить драму свободно, возвратив сценическому

времени возможность свободно переноситься из настоящего в прошлое, если это необходимо для смысла. Одним из первых драматических произведений, где художественное время то возвращается назад, то снова соответствует нашим дням стала пьеса К. Симонова "Четвертый". Герой пьесы - американский летчик, участник гражданской войны в Испании, активный борец против фашизма. Послевоенная Америка, охваченная психозом "холодной войны" уродует душу этого человека, по природе и неплохого, но слабовольного. Богатство и успех, которых он может лишиться, если сохранит верность идеалам молодости, отравляют его сознание.
Начало 70-х годов было ознаменовано попытками строить драму свободно, возвратив сценическому времени возможность свободно переноситься из настоящего

Слайд 15Герою становится известно о готовящейся провокации. И ему предстоит нелегкий выбор:

промолчать и сохранить свое благополучие или разоблачить преступников. Рано или поздно решать приходится каждому.
Герою становится известно о готовящейся провокации. И ему предстоит нелегкий выбор: промолчать и сохранить свое благополучие или

Слайд 16И городская проза, наряду с чеховской концепцией дезориентированного миропредставления, обрела и "слабые кости"

бренного маленького человека. И, конечно, с отмеченных позиций уникальное значение имеет творчество В.Пьецуха. Таким образом, на основе целостности, структурности, органичности городская проза образует саморазвивающуюся по законам художественной вероятности и необходимости систему.
И городская проза, наряду с чеховской концепцией дезориентированного миропредставления, обрела и

Слайд 1780-е годы.
В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма. Философскими

называются пьесы наиболее емкие и глубокие по художественному смыслу. В данном случае имеется в виду, что авторы этих драм раскрывают решающие, основные вопросы человеческого бытия, стремятся создать целостное представление о мире. Философская драма тяготеет к ярко выраженной условности: ее герои не являют собой саморазвивающиеся характеры, а выступают как выразители идей автора, сюжет и само разрешение конфликта подчинены движению определенной философской концепции.
80-е годы.В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма. Философскими называются пьесы наиболее емкие и глубокие

Слайд 18Наиболее яркими произведениями философской драмы являются пьесы "Беседы с Сократом" и

"Она в отсутствии любви и смерти" Э. Радзинского и "Ящерица" А. Володина.
Наиболее яркими произведениями философской драмы являются пьесы

Слайд 192. Литература периода «оттепели»

2. Литература периода «оттепели»

Слайд 26Ю.Трифонов

Ю.Трифонов

Слайд 27Константин Симонов

Константин Симонов

Слайд 28ЭДВАРД РАДЗИНСКИЙ

ЭДВАРД РАДЗИНСКИЙ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть