Презентация, доклад на тему Цикл уроков по роману А. С. Пушкина Дубровский (6 класс)

Содержание

История романаА.С. Пушкин работал над романом с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года, но не дописал до конца. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя

Слайд 1Роман «Дубровский»
(история создания)
Александр Сергеевич Пушкин

Роман  «Дубровский»(история создания)Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 2История романа
А.С. Пушкин работал над романом с 21 октября 1832 по

6 февраля 1833 года, но не дописал до конца.
Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».
История романаА.С. Пушкин работал над романом с 21 октября 1832 по  6 февраля 1833 года, но

Слайд 3Сообщение П.В. Нащокина
П. Нащокин Пушкину написал «об одном небогатом

дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других».
Сообщение П.В. Нащокина  П. Нащокин Пушкину написал «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел

Слайд 4Другие источники…
Псков
Болдино
Перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и

Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков.
Другие источники…ПсковБолдиноПеред началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских

Слайд 5Теория литературы
Роман (фр. Roman – повествование) –
большое

повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Теория литературыРоман (фр. Roman – повествование) – большое         повествовательное

Слайд 6 Словарь эпохи
Помещик
Дворянин
Крепостной

Чиновник
Поместье
Имение
Купчая
Деспотизм
Тщеславие
Словарь эпохи  Помещик  Дворянин Крепостной  Чиновник  Поместье  Имение

Слайд 7Дворянские усадьбы

Дворянские усадьбы

Слайд 8Дворянские усадьбы

Дворянские усадьбы

Слайд 9Изображение русского
барства в романе
«Дубровский»

Изображение русского  барства в романе   «Дубровский»

Слайд 10Характеристика Троекурова
Старинный русский барин
«Имел большой вес в губерниях, где находилось его

имение»
«Богатство, знатный род и связи»
«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; …чиновники трепетали при его имени»
Характеристика ТроекуроваСтаринный русский барин«Имел большой вес в губерниях, где находилось его имение»«Богатство, знатный род и связи»«Соседи рады

Слайд 11Характеристика Троекурова
Необразованный
Избалованный
Физически силён
Строгий хозяин

Характеристика ТроекуроваНеобразованныйИзбалованныйФизически силёнСтрогий хозяин

Слайд 12Забавы влиятельного барина

Забавы влиятельного барина

Слайд 13Троекуров и Дубровский
«Некогда они были товарищами по службе»
«Будучи ровесниками, рождённые

в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели».
Троекуров и Дубровский«Некогда они были товарищами по службе» «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они

Слайд 14Случай на псарне
Почему оскорбился Дубровский?

Случай на псарнеПочему оскорбился Дубровский?

Слайд 15Действия и поступки Троекурова после исчезновения Дубровского:
1.«велел точас его догнать и

воротить непременно»,
2.«вторично послал» за соседом.
3.Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского».
4.«Без него скучал».
Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.
Действия и поступки Троекурова после исчезновения Дубровского:1.«велел точас его догнать и воротить непременно», 2.«вторично послал» за соседом.

Слайд 16Примирение невозможно…
Обида…
На Кистенёвку!..
Какое обстоятельство сделало
примирение приятелей невозможным?

Примирение невозможно…Обида…На Кистенёвку!..Какое обстоятельство сделалопримирение приятелей невозможным?

Слайд 17Способ мести
Договорились…
Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил

незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.
Способ мести Договорились…Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего

Слайд 18Характеристика Шабашкина
Что даёт понять фамилия этого чиновника?

Каков Шабашкин внешне?

В чём особенности

его поведения?
Характеристика ШабашкинаЧто даёт понять фамилия этого чиновника?Каков Шабашкин внешне?В чём особенности его поведения?

Слайд 19Общение с Троекуровым
- Как общается Троекуров с
Шабашкиным?

- Как действует Шабашкин,
выполняя

желание Троекурова?
Общение с Троекуровым- Как общается Троекуров с Шабашкиным?- Как действует Шабашкин,выполняя желание Троекурова?

Слайд 20 Письмо из суда…
Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что

кто-то может посягнуть на его законную собственность.

Что чувствует Дубровский, получив письмо из суда?

Письмо из суда…Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную

Слайд 21Суд
и его последствия
( главы II)

Суд и его последствия( главы II)

Слайд 22Задание: выбрать наиболее удачное заглавие II-й главы.
«Отравленное торжество»
2. «Сумасшествие Дубровского»
3. «Неправедный

суд»
4. «Суд»
Задание: выбрать наиболее удачное заглавие II-й главы.«Отравленное торжество»2. «Сумасшествие Дубровского»3. «Неправедный суд»4. «Суд»

Слайд 23В суде…
Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло.
На Дубровского

«никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке».
В суде…Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло.На Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя

Слайд 24После оглашения решения суда…
«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к

Троекурову», «Троекуров вышел… сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.

Как ведут себя чиновники после оглашения приговора?

После оглашения решения суда…«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел… сопровождаемый всем судом».

Слайд 25Отравленное торжество
Троекуров понял, что зашёл слишком далеко. В нём заговорила

совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров вовсе не хотел этого.

Почему судьи не получили от
Троекурова ожидаемой
благодарности?
Зачем Троекурову нужен был суд?

Отравленное торжество Троекуров понял, что зашёл слишком далеко. В нём заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась

Слайд 26Глава III
"Отец и сын"

Глава III

Слайд 27Состояние Дубровского после суда
«Здоровье было плохо», «силы ослабевали».
«Был не в состоянии

думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».
Состояние Дубровского после суда«Здоровье было плохо», «силы ослабевали».«Был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».

Слайд 28Жизнь сына в Петербурге
Владимир «был привезён в Петербург на восьмом году

своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».
Жизнь сына в ПетербургеВладимир «был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе

Слайд 29Отношения между отцом и сыном
Владимир «лишился матери с малолетства», к отцу

был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».
Отношения между отцом и сыномВладимир «лишился матери с малолетства», к отцу был «романтически привязан и тем более

Слайд 30Отношения между отцом и сыном
Как воспринял Владимир извести о болезни отца?

Отношения между отцом и сыномКак воспринял Владимир извести о болезни отца?

Слайд 31Помещики и их крепостные

Помещики и их крепостные

Слайд 32Холопы

Холопы

Слайд 34Встреча
Владимир «с жаром обнял отца своего». «Радость произвела в больном слишком

сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его». Старику стало хуже. «Владимир поражён был его состоянием».

Как встретились отец и сын?

ВстречаВладимир «с жаром обнял отца своего». «Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под

Слайд 35Смерть А. Г. Дубровского
(IV глава)
Где стол был яств,
Там гроб стоит.

Г.Р.Державин
Смерть А. Г. Дубровского(IV глава) Где стол был яств,Там гроб стоит.

Слайд 36Потеря имения
Чего никак не мог понять молодой Дубровский

по приезде домой?

Владимир не мог разобраться, что
произошло на самом деле и какую роль
во всём этом играл Троекуров.

Потеря именияЧего никак не мог понять молодой Дубровский

Слайд 37Смятение Троекурова
«Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание

мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала… Победа не радовала его сердца».
«Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить…».
« В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и «возвратить ему его достояние».

Какие чувства испытал Троекуров, узнав,
что он хозяин Кистенёвки?
Что побудило его помириться с Дубровским?

Смятение Троекурова«Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть

Слайд 38Троекуров во дворе Дубровских
«Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина» .


Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича: лицо «стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора».

Почему Владимир велел
прогнать Троекурова?
Как отнеслись к этому
крепостные Дубровских?
Как чувствует себя
Троекурова?

Троекуров во дворе Дубровских«Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина» . Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича:

Слайд 39Смерть старого Дубровского
Эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит».

Г. Р. Державин

Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского.
Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое: вот так проходит жизнь, её радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти.

Смерть старого ДубровскогоЭпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит».

Слайд 40Похороны отца
(V глава)

Похороны отца(V глава)

Слайд 41Похороны старика Дубровского
Какими предстали в этом
эпизоде перед читателями
Владимир и крепостные?

Похороны старика ДубровскогоКакими предстали в этомэпизоде перед читателями Владимир и крепостные?

Слайд 42Владимир в Кистенёвской роще
*Какие чувства испытывает герой после похорон отца? *Соответствует

ли природа
душевному состоянию героя?

Владимир пытается «заглушить душевную скорбь», он «шёл не разбирая дороги», «он ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее… являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия». «Долго сидел он неподвижно…, взирая на тихое течение ручья».
Душевному состоянию героя соответствует состояние природы.

Владимир в Кистенёвской роще*Какие чувства испытывает   герой после похорон отца? *Соответствует ли природа  душевному

Слайд 43Приезд приказных чиновников

Приезд приказных чиновников

Слайд 44Передача имения
Исправник при виде Дубровского всё же волнуется, он прекрасно понимает,

что отбирают имение незаконно.

И тем не менее, чувствуя за собой покровительство Троекурова, знает, что хозяин положения он.

Как ведут себя приказные приехавшие отнимать имение?

Передача именияИсправник при виде Дубровского всё же волнуется, он прекрасно понимает, что отбирают имение незаконно.И тем не

Слайд 45Поведение Шабашкина
Сначала Шабашкин «стоял подбочась и гордо взирал около себя».
Когда

толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь.
После он «тихонько отпер двери… и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление».

Как ведёт себя Шабашкин
в начале и конце сцены?

Поведение ШабашкинаСначала Шабашкин «стоял подбочась и гордо взирал около себя». Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на

Слайд 46Возмущение крестьян
Крестьяне сначала возражали исправнику, потом «поднялся ропот» в рядах крестьян,

потом дворовые закричали: «Ребята! Долой их!... Вязать!» - и едва не схватили чиновников.
Возмущение крестьянКрестьяне сначала возражали исправнику, потом «поднялся ропот» в рядах крестьян, потом дворовые закричали: «Ребята! Долой их!...

Слайд 47Реакция Дубровского
Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, вразумляет их, обещает просить милости у

государя. Дубровский по существу спасает чиновников от расправы, поступает благородно. Он с презрением наблюдает за униженно благодарящим его Шабашкиным.
Реакция ДубровскогоВладимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, вразумляет их, обещает просить милости у государя. Дубровский по существу спасает чиновников

Слайд 48Пожар в Кистенёвке
(VI глава)

Пожар в Кистенёвке(VI глава)

Слайд 49Прощание с родным гнездом
Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику

смерти отца, человеку, разорившему семью.

Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.

Какие чувства испытывает
Владимир в своём в доме ,где
хозяйничают чужие люди?

Прощание с родным гнездомЕго мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью.Он с

Слайд 50Мысль сжечь дом
Владимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его

ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он.
Разбирая бумаги, Владимир зачитался перепиской отца и матери, «погрузясь душою в мир семейственного счастья…» Эти письма были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.
Мысль сжечь домВладимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же

Слайд 51Архип – кузнец и Владимир
Понял ли Владимир, что хотел сделать кузнец?

Хотел ли Дубровский смерти приказных?
Как выполняет Архип приказание хозяина?
Архип – кузнец и ВладимирПонял ли Владимир, что хотел сделать кузнец?  Хотел ли Дубровский смерти приказных?

Слайд 52Поведение Архипа во время пожара
Архип «со злобной улыбкой» взирал на пожар,

ему не жаль было «окаянных» подьячих. Но он спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать «Божию тварь», с точки зрения Архипа – грех.
Поведение Архипа во время пожараАрхип «со злобной улыбкой» взирал на пожар, ему не жаль было «окаянных» подьячих.

Слайд 53Работа с иллюстрациями
Рассмотрите иллюстрации художников Б.Кустодиева и Б.Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского».
Опишите

оба рисунка, сопоставьте их и ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются эти изображения? 2) Какое чувство вызывает каждый из рисунков?
Работа с иллюстрациямиРассмотрите иллюстрации художников Б.Кустодиева и Б.Шмаринова  «Пожар усадьбы Дубровского».Опишите оба рисунка, сопоставьте их и

Слайд 54Б. Кустодиев
Б. Шмаринов

Б. Кустодиев Б. Шмаринов

Слайд 55Б.Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.
На переднем

плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа-кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся
где-то в стороне.

Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б.Кустодиева.
Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.

Б.Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира

Слайд 56Благородный разбойник
(VII глава)

Благородный разбойник(VII глава)

Слайд 57Лишён всего…
Что произошло после расправы
с приказными с Дубровским и
его

крепостными?
Лишён всего…Что произошло после расправы с приказными с Дубровским и его крепостными?

Слайд 58Представление о разбойниках
Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников,

почту, помещичьи дома, предавали их огню.
«Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Все были уверены, что это Дубровский. Остаётся загадкой, почему разбойники не трогали дом Троекурова.

Какое представление о разбойниках и их предводителе
сложилось в округе?

Представление о разбойникахРазбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавали их огню.

Слайд 59Предводитель разбойников
Что же привело Дубровского на путь разбоя?
Почему крестьяне

ушли за Дубровским?

Дубровским двигало чувство мести за несправедливость и жестокость, с какой он был лишён всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но они были искренне преданы своему барину. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после всего, что случилось. Владимир назначил местом встречи Кистенёвскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Так образовалась шайка разбойников.

Предводитель разбойниковЧто же привело Дубровского на путь разбоя?  Почему крестьяне ушли за Дубровским?Дубровским двигало чувство мести

Слайд 60Учитель
(VIII глава)

Учитель(VIII глава)

Слайд 61Задание: выбрать наиболее удачное заглавие VIII-й главы.
«Одна из главных забав покровского

помещика»
2. «Дефорж в медвежьей комнате»
3. «Наедине с медведем»
4. «Храбрый учитель»
Задание: выбрать наиболее удачное заглавие VIII-й главы.«Одна из главных забав покровского помещика»2. «Дефорж в медвежьей комнате»3. «Наедине

Слайд 62Появление Дефоржа
Троекурову учитель понравился «своей приятной наружностью и простым обращением». Однако

он в свойственной ему грубой манере сделал новому учителю внушение, которое Маша перевела на французский, смягчив бестактные выражения отца.

Как отнёсся Троекуров к появлению Дефоржа?

Появление ДефоржаТроекурову учитель понравился «своей приятной наружностью и простым обращением». Однако он в свойственной ему грубой манере

Слайд 63Поражён…
Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и «учитель был для неё

род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною».

Маша явно поразила Дефоржа. Его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши: она не заметила «ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса».

Как отнеслась к появлению
Дефоржа Маша?
Какое впечатление произвела
на Дефоржа Маша?

Поражён…Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и «учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга

Слайд 64«Благородные увеселения» Троекурова
Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей

на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Ещё одной забавой было впрячь в телегу медвдей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пускать их «скакать на волю Божью».

Но «лучшею шуткой» считалось у Троекурова втолкнуть гостя-новичка
в комнату с привязанным медведем.

«Благородные увеселения» ТроекуроваТроекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил

Слайд 65Отец и дочь
«Любил её (дочь) до безумия…»
Из-за своего своенравного характера Троекуров

неровно относился к Маше, то «стараясь угождать малейшим её прихотям, то, пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением». Маша «привыкла скрывать от него свои мысли и чувства», не доверяла отцу, так как не знала, чего от него ожидать.
Отец и дочь«Любил её (дочь) до безумия…»Из-за своего своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, то «стараясь

Слайд 66Марья Кирилловна
Маше было семнадцать лет, «красота её была в полном цвете».

«Она не имела подруг и выросла в уединении», много читала.
Марья КирилловнаМаше было семнадцать лет, «красота её была в полном цвете». «Она не имела подруг и выросла

Слайд 67Шутка с Дефоржем
Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате»: застрелил

медведя. Кирила Петрович был «изумлён развязкою своей шутки», оценил учителя: «Каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил! И «с той минуты он Дефоржа полюбил».

Воображение Маши было поражено: «она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее»

Каким предстал в сцене Дефорж?
Как оценил учителя Троекуров?

Какое впечатление произвёл
Дефорж на Машу?

Шутка с ДефоржемДефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате»: застрелил медведя. Кирила Петрович был «изумлён развязкою

Слайд 68Обед в Покровском
(IX глава)

Обед в Покровском(IX глава)

Слайд 69Пересказ от лица Троекурова
Троекуров очень самоуверен: ведь даже обедню (церковную

службу) не начинают без него. Кирила Петрович до в хорошем расположении духа, он не подозревает, что Дубровский, которого он знал ещё ребёнком, сидит с ним за одним столом.
Пересказ от лица Троекурова Троекуров очень самоуверен: ведь даже обедню (церковную службу) не начинают без него. Кирила

Слайд 70Пересказ от лица Марьи Кириловны
Маша молча наблюдает за происходящим за обедом.

Она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на неё сильное впечатление.
Пересказ от лица Марьи КириловныМаша молча наблюдает за происходящим за обедом. Она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о

Слайд 71Пересказ от лица Дефоржа
Дубровский-Дефорж остался неузнанным, хотя приметы его были названы

исправником. Он сидит на конце стола, делая «нравственные замечания» Саше. Разговор за обедом, длившимся около трёх часов, всё время крутился вокруг него. Дубровский сохранил самообладание, ничем не выдал волнения и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего, о чём идёт речь за столом (ведь он «француз»).
Пересказ от лица ДефоржаДубровский-Дефорж остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола,

Слайд 72Подробности о неправедном суде
За обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову: «Не я

ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистенёвкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему». То есть Спицын прямо признаётся в лжесвидетельстве; значит, он один из виновников разорения и смерти отца Дубровского.
Подробности о неправедном судеЗа обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову: «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по

Слайд 73Рассказ помещицы Глобовой
Почему Глобова не боялась Дубровского, а
Спицын дрожал

уже при его имени?
Рассказ помещицы ГлобовойПочему Глобова не боялась Дубровского, а  Спицын дрожал уже при его имени?

Слайд 74«Я Дубровский»
- Что узнал Дубровский о неправедном суде?

Почему открывается Спицину?

«Я Дубровский»- Что узнал Дубровский о неправедном суде? Почему открывается Спицину?

Слайд 75Маша Троекурова и
Владимир Дубровский
(XI – XIV главы)

Маша Троекурова иВладимир Дубровский(XI – XIV главы)

Слайд 76Как Дубровский стал Дефоржем?
Какие требования предъявлялись во времена Пушкина

к учителям-иностранцам?
Почему жена смотрителя ругает своего мужа, который
не сказал ей, что молодой военный – Дубровский?
Как Дубровский стал Дефоржем?Какие требования предъявлялись во времена Пушкина

Слайд 77Отношение к «учителю»
«Все любили молодого учителя: Кирила Петрович – за его

смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость».

Как отнеслись к «учителю» в доме Троекуровых?

Отношение к «учителю»«Все любили молодого учителя: Кирила Петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна

Слайд 78Отказ от мести
«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ,

что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства.»
Отказ от мести «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с

Слайд 79Первое свидание Маши и Владимира

Первое свидание Маши и Владимира

Слайд 80Второе свидание Маши и Владимира

Второе свидание Маши и Владимира

Слайд 81Князь Верейский
Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём

свою неизгладимую печать

Княжеское достоинство,
две звезды и 3000 душ
родового имения
сближали двух помещиков

Не понравились
псарный двор,
старинный сад, пруд,
правильные аллеи

Князь ВерейскийИзлишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печатьКняжеское достоинство,две звезды и

Слайд 82Изменение отношения Маши к Дубровск ому
Вскрикнула
Стояла неподвижно
Плакала молча

Прошептала

Зарыдала

Испугалась своих чувств:
она – аристократка, он - беден

Изменение отношения Маши к Дубровск ому Вскрикнула Стояла неподвижно Плакала молча Прошептала Зарыдала    Испугалась

Слайд 83Желание избежать брака с князем Верейским
«Он (Верейский) о любви не хлопотал,

довольный её безмолвным согласием».
«Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слёзы тебе не помогут». (Троекуров)

Желание избежать брака  с князем Верейским«Он (Верейский) о любви не хлопотал, довольный её безмолвным согласием». «Я

Слайд 84Характеристика героев
решительна, упряма, независима, горда, самолюбива
упрям, самолюбив, независим, горд


благороден, честен, способен на любовь

горд, самовлюблен, подлый

Характеристика героев решительна, упряма, независима, горда, самолюбива упрям, самолюбив, независим, горд благороден, честен, способен на любовь горд,

Слайд 85Два мальчика
(глава XVII)

Два мальчика(глава XVII)

Слайд 86Художественная деталь
Деталь в художественном произведении – это выразительная подробность,
в романе

Пушкина её значение оказывается решающим для развязки романа.
Эта деталь - кольцо.
Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи. Но в тайну Маши и Дубровского оказываются вовлечены другие люди, а значит, тайное становится явным.
Художественная детальДеталь в художественном произведении – это выразительная подробность, в романе Пушкина её значение оказывается решающим для

Слайд 87Работа с текстом
Выделить эпизоды XVII главы:
1.Маша поручает брату опустить кольцо в

дупло.

2.Борьба Саши и Мити за кольцо.

3.Митя попадает в плен.

4.Троекуров допрашивает Сашу.

5.Исправник и Троекуров допрашивают Митю.

6.Митя бежит в Кистенёвскую рощу.

Работа с текстомВыделить эпизоды XVII главы:1.Маша поручает брату опустить кольцо в дупло.2.Борьба Саши и Мити за кольцо.3.Митя

Слайд 88История с кольцом

История с кольцом

Слайд 89Сын Троекурова - Саша
Каким предстал в истории с кольцом Саша?

Сын Троекурова - СашаКаким предстал в истории с кольцом Саша?

Слайд 90Дворовый мальчик Дубровского
Каким предстал в истории с кольцом и во время

допроса
дворовый мальчик Дубровских?
Дворовый мальчик ДубровскогоКаким предстал в истории с кольцом и во время допроса

Слайд 91Молодая жена
(главы XVIII)

Молодая жена(главы XVIII)

Слайд 92Подготовка к свадьбе
Кирила Петрович опять ходит взад и вперёд по зале,

«громче обыкновенного насвистывая свою песню», что это означает «необыкновенное волнение мыслей». Весь дом в движении: слуги бегают, девки суетятся, на дворе толпится народ.

И только Маша молча и уже почти покорно ожидает своей участи. Лишь во время благословения она в отчаянии падает к ногам отца, но уже ни о чём не просит. Её почти несут в карету.

Подготовка к свадьбеКирила Петрович опять ходит взад и вперёд по зале, «громче обыкновенного насвистывая свою песню», что

Слайд 93Отказ от помощи
Жизнь её уже «навеки окована», «невозвратимые слова» произнесены

священником, она обвенчана. Слишком поздно, ничего не исправить. Маша проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.
Отказ от помощи Жизнь её уже «навеки окована», «невозвратимые слова» произнесены священником, она обвенчана. Слишком поздно, ничего

Слайд 94Задание: выбрать наиболее удачное заглавие XVIII-й главы.
«Свадьба»
2. «Окована навеки»
3. «Невозвратимые

слова»
Задание: выбрать наиболее удачное заглавие XVIII-й главы.«Свадьба»2. «Окована навеки» 3. «Невозвратимые слова»

Слайд 95Венчание

Венчание

Слайд 96Нападение на свадебный поезд

Нападение на свадебный поезд

Слайд 97Последний бой
(глава XIX)

Последний бой(глава XIX)

Слайд 98Будни лагеря Дубровского
«На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под

себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного…»

«В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога…»

Будни лагеря Дубровского«На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в

Слайд 99Последний бой
Он не очень доверяет своим сообщникам, не надеется, что они

смогут провести «остальную жизнь в честных трудах и в изобилии… Все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».
Последний бойОн не очень доверяет своим сообщникам, не надеется, что они смогут провести «остальную жизнь в честных

Слайд 100Автор и его герой
Владимир Дубровский представлен Пушкиным благородным защитником прав личности,

защитником справедливости, человеком чести, независимым, отважным человеком, способным глубоко чувствовать. Тон, которым Пушкин пишет о Владимире Дубровском, всегда полон сочувствия, никогда не бывает ироничным.
Автор и его геройВладимир Дубровский представлен Пушкиным благородным защитником прав личности, защитником справедливости, человеком чести, независимым, отважным

Слайд 101Идея романа
Идея произведения в том, что главные человеческие ценности - честь,

справедливость, верность данному слову.
Носитель этой идеи -
Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова.
В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.
Идея романаИдея произведения в том, что главные человеческие ценности - честь, справедливость, верность данному слову. Носитель этой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть