Презентация, доклад по литературе на тему Литературные искания сторонников революционного движения

Русская литература конца XIX — начала XX в. сложилась в неполные три десятилетия (1890—1910-е гг.), но пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Молодое поколение авторов было кровно связано с русской классической литературой, однако по

Слайд 1Литературные искания сторонников революционного движения

Литературные искания сторонников революционного движения

Слайд 2Русская литература конца XIX — начала XX в. сложилась в неполные

три десятилетия (1890—1910-е гг.), но пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Молодое поколение авторов было кровно связано с русской классической литературой, однако по ряду объективных причин проложило свой путь в искусстве.
Русская литература конца XIX — начала XX в. сложилась в неполные три десятилетия (1890—1910-е гг.), но пришла

Слайд 3В результате октябрьских событий 1917 г. жизнь и культура России претерпели

трагический катаклизм. Интеллигенция в большинстве своем не приняла революцию и вольно или невольно уехала за границу. Изучение творчества эмигрантов надолго оказалось под строжайшим запретом.
В результате октябрьских событий 1917 г. жизнь и культура России претерпели трагический катаклизм. Интеллигенция в большинстве своем

Слайд 4Первую попытку принципиально осмыслить художественное новаторство рубежа веков предприняли деятели Русского

зарубежья.
Н. А. Оцуп ввел в 1933 г. многие понятия и термины, широко признанные в наше время. Эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого (т. е. XIX столетие) он уподобил завоеваниям Данте, Петрарки, Боккаччо и назвал отечественным ≪золотым веком≫. Последовавшие за ним ≪как бы стиснутые в три десятилетия явления именовал ≪серебряным веком≫.
Оцуп установил сходство и различие двух пластов поэтической культуры. Они были сближены ≪чувством особенной, трагической ответственности за общую судьбу≫. Но смелые провидения ≪золотого века≫ сменились в период ≪все и всех поглотившей революции≫ ≪сознательным анализом ≫, сделавшим творчество ≪более — в человеческий рост≫, ≪ближе к автору≫.

Н. А. Оцуп

Первую попытку принципиально осмыслить художественное новаторство рубежа веков предприняли деятели Русского зарубежья.Н. А. Оцуп ввел в 1933

Слайд 5 В столь образном сопоставлении немало прозорливого. Прежде всего — влияние революционных

потрясений на литературу. Оно, разумеется, было совсем не прямым, а весьма своеобразным.
В кризисную эпоху значительно ослабела вера в возможную гармонию. Вот почему ≪сознательному анализу≫ (Н. Оцуп) заново подвергались вечные проблемы: смысла жизни и духовности людей, культуры и стихии, искусства и творчества... Классические традиции развивались в новых условиях разрушительных процессов.
 В столь образном сопоставлении немало прозорливого. Прежде всего — влияние революционных потрясений на литературу. Оно, разумеется, было

Слайд 6Напряженным вниманием к обыденному течению дней и способностью уловить в его

глубинах светлое начало обладали художники Серебряного века.
И. Анненский очень точно определил истоки такого поиска. ≪Старым мастерам≫, считал он, было присуще чувство ≪гармонии между элементарной человеческой душой и природой≫. А в своей современности выделил противоположное: ≪Здесь, напротив, мелькает „я", которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нем, „я" — замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования...≫

И. Анненский

Напряженным вниманием к обыденному течению дней и способностью уловить в его глубинах светлое начало обладали художники Серебряного

Слайд 7Так и было в литературе рубежа веков. Ее создатели мучительно переживали

стихию измельчения, расточения жизни.
Самые мрачные картины просветлял, однако, ≪творящий дух≫. Путь к подлинному бытию лежал через самоуглубление художника. В сокровенных сферах индивидуального мировосприятия росла вера в нетленные ценности жизни.
Так и было в литературе рубежа веков. Ее создатели мучительно переживали стихию измельчения, расточения жизни.Самые мрачные картины

Слайд 8Творческое преображение действительности еще более зримо проступало в поэзии начала века.


И. Анненский пришел к верному наблюдению: ≪Границы между реальным и фантастическим для поэта не только уменьшились, но местами стали вовсе прозрачными. Истина и желания нередко сливают для него свои цвета≫. В раздумьях многих талантливых художников эпохи находим сходные мысли.
Творческое преображение действительности еще более зримо проступало в поэзии начала века. И. Анненский пришел к верному наблюдению:

Слайд 9В начале XX в. возникло и совершенно иное направление литературы. Оно

было связано с конкретными задачами социальной борьбы. Такую позицию отстаивала группа ≪пролетарских поэтов≫. Среди них были интеллигенты, рабочие и вчерашние крестьяне. Внимание авторов революционных песен, пропагандистских стихов было обращено к тяжелому положению трудящихся масс, их стихийному протесту и организованному движению.
Произведения такой идейной ориентации содержали немало реальных фактов, верных наблюдений, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения. Однако сколько-нибудь значительных художественных достижений здесь не было. Главенствовало притяжение к политическим конфликтам, социальной сущности человека, а развитие личности подменялось идеологической подготовкой к участию в классовых боях.

В. Александровский

В начале XX в. возникло и совершенно иное направление литературы. Оно было связано с конкретными задачами социальной

Слайд 10Путь к искусству лежал через постижение многоплановых отношений людей, духовной атмосферы

времени. И там, где конкретные явления как-то увязывались с этими проблемами, рождалось живое слово, яркий образ.
Для художников начала века преодоление всеобщего разобщения и дисгармонии восходило к духовному возрождению человека и человечества.
Путь к искусству лежал через постижение многоплановых отношений людей, духовной атмосферы времени. И там, где конкретные явления

Слайд 11Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть