Презентация, доклад на тему Третье занятие спецкурса Смысловое чтение (6 класс)

Содержание

ПовторениеЧто называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письмен­ными.)Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повество­вание,

Слайд 1«Смысловое чтение»
3 занятие по курсу

«Смысловое чтение»3 занятие по курсу

Слайд 2Повторение
Что называется текстом?
(Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой,

общей мыслью.)
Какими могут быть тексты по форме?
(Устными и письмен­ными.)
Как различаются тексты по виду речи?
(Монологические и диалогические.)
На какие типы речи делятся тексты?
(Описание, повество­вание, рассуждение.)
ПовторениеЧто называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)Какими могут быть тексты по

Слайд 3Каковы особенности каждого типа речи?
Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фик­сирует образы,

предметы, которые мы можем описать.
Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их вре­менной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно ме­няются.
Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.
Каковы особенности каждого типа речи?Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фик­сирует образы, предметы, которые мы можем описать.Повествование — рассказ

Слайд 4При затруднениях с определением стиля и типа речи надо
во-первых, представить, где

бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице,
во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким- нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания.
Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.
При затруднениях с определением стиля и типа речи надово-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст:

Слайд 5Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи.
Разговорный стиль — неофициальность, преобладание

устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
Научный стиль —официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специальной лексики.
Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех средств языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)
Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование

Слайд 6Классификация текстов

Классификация текстов

Слайд 7Классификация текстов
по типу

Классификация текстов по типу

Слайд 8Импрессионистические описания рассказывают об объектах с субъективной точки зрения.
Технические описания стремятся

к объективному взгляду на объект. Технические описания часто прибегают к несплошной форме текста – диаграммам, иллюстрациям. Например: карта, каталог, расписание движения поездов.

Типы текста. Описание

Импрессионистические описания рассказывают об объектах с субъективной точки зрения.Технические описания стремятся к объективному взгляду на объект. Технические

Слайд 9Описание
Импрессионистические
Технические

ОписаниеИмпрессионистическиеТехнические

Слайд 10Художественные повествовательные тексты представляют собой субъективный рассказ о событиях.
Отчеты стремятся

к объективному взгляду на события, которые могут быть проверены другими наблюдателями.
Журналистские новости сообщают о событиях и их участниках так, чтобы дать возможность читателю сформировать собственную точку зрения.

Типы текста. Повествование

Художественные повествовательные тексты представляют собой субъективный рассказ о событиях. Отчеты стремятся к объективному взгляду на события, которые

Слайд 11Художественные
Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования – знаменитый рассказ

Цезаря:
«Пришёл, увидел, победил».
Художественные Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил».

Слайд 12Отчет

Отчет

Слайд 13Журналистские новости

Журналистские новости

Слайд 14Тексты, направленные преимущественно на убеждение читателя.
Тексты, аргументировано разъясняющие читателю мнение автора.


Отзыв – это рассуждение о том, как идеи одного автора соотносятся с идеями другого автора.
Научное рассуждение – форма описания связей между утверждениями, при которой читатель получает возможность реконструировать логику автора для того, чтобы самостоятельно установить истинность или ложность авторских утверждений и их связей.

Типы текста. Рассуждение

Тексты, направленные преимущественно на убеждение читателя.Тексты, аргументировано разъясняющие читателю мнение автора. Отзыв – это рассуждение о том,

Слайд 15Убеждение читателя

Убеждение читателя

Слайд 16Мнение автора

Мнение автора

Слайд 17Отзыв

Отзыв

Слайд 18Научное рассуждение
Реферат
Сообщение
Дипломная работа
Диссертация

Экзаменационная работа
Научное рассуждение  Реферат  Сообщение  Дипломная работа  Диссертация  Экзаменационная работа

Слайд 19Тип текста, который дает законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его

элементов. Ключевой тип вопросов к этому типу текстов – как (Х связано с Y)?
Эссе –толкование понятий дается с точки зрения автора.
Определение – объясняет связь термина или названия с другими понятиями.
Объяснение – раскрывает эту связь в более развернутой, аналитической форме.
Резюме – синтетическое толкование, призванное выразить содержание текста в сжатом виде.
Протокол – краткое выражение содержания презентации или собрания.
Комментарий к тексту – аналитико-синтетическая форма толкования значений текста – как художественного, так и любого другого.

Типы текста. Толкование

Тип текста, который дает законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его элементов. Ключевой тип вопросов к этому

Слайд 20Тип текста, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос

«что делать?».
Например: правило, устав, законодательный акт – инструкции, требующие определенного поведения, основанного на анонимном авторитете общественного мнения или властных структур.
Примеры житейских инструкций: кулинарные рецепты, диаграммы, инструкции, описывающие, как оказывать первую помощь, или руководства для пользователей любых приборов.

Типы текста. Инструкция

Тип текста, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос «что делать?». Например: правило, устав, законодательный

Слайд 21Направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели.
Например, переписка по

поводу встречи – деловой или частной (электронная переписка, письма, телефонные звонки).

Типы текста. Переговорный текст

Направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели. Например, переписка по поводу встречи – деловой или частной

Слайд 22Классификация текстов
по формату

Классификация текстов по формату

Слайд 23Сплошные тексты
Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в

свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками, которые помогают читателю разобраться в иерархической организации текста, в частности – указывают на завершенность каждой части текста.
Поиск информации в таком тексте часто облегчен такими деталями, как размер и форма шрифтов (курсив, жирный шрифт и пр.).
Существует группа указаний на тип связи информационных элементов текста. Так, последовательность элементов может быть подчеркнута с помощью нумерации или числительных (первый, второй и пр.). Логические связи выделены с помощью слов-указателей: поэтому, за это, с тех пор как…
Опора на формальные указатели текста – важный навык эффективных читателей.
Сплошные тексты Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в

Слайд 24Содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на

эти связи (например, названия осей графика).
Например: списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги.

Несплошные тексты

Содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика).

Слайд 25Соединяют черты сплошных и несплошных текстов.
Вербальные и невербальные (например, графические)

элементы смешанных текстов дополняют друг друга.
Современные авторы все чаще используют смешанную форму презентации своих идей; сегодняшние журналы и веб-страницы по большей части состоят из текстов смешанной формы.

Смешанные тексты

Соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга.

Слайд 26Несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и

является связным и законченным (могут быть соединены тексты, авторы которых выражают взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения).
Например: рекламные листы нескольких туристических компаний могут давать туристам указания сходные или противоречащие друг другу. Части составного текста могут иметь единый формат (например, два сплошных текста), а могут и различаться по формату.

Составные тексты

Несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным (могут быть

Слайд 28Литература
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к

мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова – М., 2011.
Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009. М., 2010.
Международная научная конференция «Чтение в образовании и культуре». Доклады и тезисы / Сост. д-р пед.наук, проф. Ю.П. Мелентьева; канд. филол. наук Т.С. Маркарова // Под ред. акад. РАН и РАО В. А. Лекторского, науч. ред., 2011. – 222 с.
Литература Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть