Презентация, доклад на тему Традиции и новаторство в романтической поэме А.С.Пушкина Братья-разбойники

Содержание

«Чувства чистой совести достаточно для смерти.Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни.» Н.Тургенев, идеолог движения декабристов

Слайд 1«Традиции и новаторство в романтической поэме А.С.Пушкина «Братья-разбойники»
Учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №4 имени Ж.Макеевой Смольникова Т.В.
«Традиции и новаторство в романтической поэме А.С.Пушкина «Братья-разбойники»Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 имени Ж.Макеевой

Слайд 2«Чувства чистой совести достаточно для смерти.
Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни.»

Н.Тургенев, идеолог движения декабристов

«Чувства чистой совести достаточно для смерти.Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни.»  Н.Тургенев, идеолог движения

Слайд 3Свободолюбивый
Гордый
Мятежный, непокорный
Внутренне свободный
Цельный характер
Одинокий
Бунтарь
Не удовлетворён окружающей действительностью
Странник. скиталец
Романтический герой

СвободолюбивыйГордыйМятежный, непокорныйВнутренне свободныйЦельный характерОдинокийБунтарьНе удовлетворён окружающей действительностьюСтранник. скиталецРомантический герой

Слайд 4
1817год-закончен лицей

1817год-закончен лицей

Слайд 6
Петербург(1817-20)

Петербург(1817-20)

Слайд 7
«Пушкина надобно сослать в Сибирь. Он наводнил Россию возмутительными стихами»

«Пушкина надобно сослать в Сибирь. Он наводнил Россию возмутительными стихами»

Слайд 8Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся

подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…

Перевод по службе(ссылка) на юг России 6 мая 1820 года Пушкин выехал из Петербурга

Погасло дневное светило;На море синее вечерний пал туман.Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан.Я вижу берег

Слайд 9Понятны ли вам слова «ветрило». «земля полуденная»?
Почему поэт так называет парус,

юг?
В каком состоянии находится лирический герой? Как передано оно в стихотворении?
Какова интонация стихотворения, как она создаётся?
Почему герой стихотворения стремится на «полуденный берег» с «волненьем и тоской»?
Как воспоминания подействовали на душу героя?
Каков образ родины в стихотворении?
Что из прошлого забыто, а что оставило след в памяти? Как это объясняет автор?
Как в стихотворении переосмыслен реальный факт биографии -ссылка на юг?
В чём причина такого переосмысления?

Индивидуальное задание: анализ стихотворения «Погасло дневное светило»

Понятны ли вам слова «ветрило». «земля полуденная»?Почему поэт так называет парус, юг?В каком состоянии находится лирический герой?

Слайд 13Призывы к борьбе, вольности: «Кинжал», «Узник»
Мотивы русской истории: «Песнь о вещем

Олеге»
Любовная лирика
Пейзажная лирика
Романтические поэмы: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»

Годы южной ссылки(1820-1824) созданы великолепные образцы романтической и политической лирики

Призывы к борьбе, вольности: «Кинжал», «Узник»Мотивы русской истории: «Песнь о вещем Олеге»Любовная лирикаПейзажная лирикаРомантические поэмы: «Кавказский пленник»,

Слайд 15«Когда Пушкин проезжал через Екатеринослав, из местной тюрьмы бежали два брата.

Тюрьма была переполнена бунтующими мужиками и другими арестантами. Чтобы их содержать, арестантов гоняли в город просить милостыню. Братья Засорины воспользовались этим и ,скованные вместе, в кандалах бросились в Днепр и ушли. Их побег наблюдал Пушкин со своим слугой Никитой. Кроме того, он не раз ходил в Кишинёвскую тюрьму и беседовал с арестантами.»
М. Басина «Жизнь Пушкина»

История создания поэмы «Братья-разбойники»

«Когда Пушкин проезжал через Екатеринослав, из местной тюрьмы бежали два брата. Тюрьма была переполнена бунтующими мужиками и

Слайд 161)Вступление: «Не стая воронов слетелась на груды тлеющих костей,

за Волгой, ночью, вкруг огней удалых шайка собиралась»
2)Основная часть: монолог-исповедь старшего брата: «Нас было двое: брат и я»-рассказ от первого лица делает исповедь лирически взволнованной, эмоционально приподнятой

Композиция поэмы

1)Вступление: «Не стая воронов слетелась на груды тлеющих костей,

Слайд 171)Детство: «…жизнь была не в радость»
2)»Мы жили в горе, средь забот…наскучила

нам эта доля»
3. «в товарищи себе мы взяли булатный нож да тёмну ночь, забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь»
4) «Всё наше, всё себе берём!»
5) «поймали нас…и стража отвела в острог»
6) «Я уцелел, он изнемог»
7) «…но молодость своё взяла»
8) «Душа рвалась к лесам и воле»
9) «Оковы камнем разбиваем»
10) «Но бедный брат…над хладным телом я остался
11) «Влачусь угрюмый, одинокий, окаменел мой дух жестокий и в сердце жалость умерла, но иногда щажу морщины…я помню…»


Сюжет поэмы

1)Детство: «…жизнь была не в радость»2)»Мы жили в горе, средь забот…наскучила нам эта доля»3. «в товарищи себе

Слайд 18Свободолюбивый
Гордый
Мятежный, непокорный
Внутренне свободный
Цельный характер
Одинокий
Бунтарь
Не удовлетворён окружающей действительностью
Странник. скиталец
Романтический герой

СвободолюбивыйГордыйМятежный, непокорныйВнутренне свободныйЦельный характерОдинокийБунтарьНе удовлетворён окружающей действительностьюСтранник. скиталецРомантический герой

Слайд 19Кто и почему избран автором в герои?
Как автор мотивирует тот факт,

что братья стали разбойниками?
Какими они изображены?
Соблюдается ли в авторском изображении канон романтического героя?

Герои поэмы

Кто и почему избран автором в герои?Как автор мотивирует тот факт, что братья стали разбойниками?Какими они изображены?Соблюдается

Слайд 201)Герои-крестьяне ,представители простого народа
2)Их недовольство действительностью носит социальный характер
3)Бунт героев- форма

борьбы против несправедливости жизни
4)Герои –сильные, свободолюбивые, неспособные только говорить или мечтать о свободе. Они способны только действовать
5)Герои –разбойники .Их ремесло страшное и жестокое. Но человеческая совесть в них не убита годами разбоя

Сделаем выводы о характерах романтической поэмы

1)Герои-крестьяне ,представители простого народа2)Их недовольство действительностью носит социальный характер3)Бунт героев- форма борьбы против несправедливости жизни4)Герои –сильные, свободолюбивые,

Слайд 211)Где разворачиваются события?
2)Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего?
3)Найдите в поэме

элементы фольклорной поэтики
4)Найдите элементы, характерные для романтической поэмы

Местный колорит поэмы

1)Где разворачиваются события?2)Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего?3)Найдите в поэме элементы фольклорной поэтики4)Найдите элементы, характерные для

Слайд 221.Назовите художественный приём:
Не стая воронов слетелась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью,

вкруг огней
Удалых шайка собиралась
2.Найдите контекстуальный синоним в 1 строфе: «удалых шайка»- …

Наблюдения: язык поэмы выполните задания

1.Назовите художественный приём:Не стая воронов слетеласьНа груды тлеющих костей,За Волгой, ночью, вкруг огнейУдалых шайка собиралась2.Найдите контекстуальный синоним

Слайд 233.Найдите фольклорные(постоянные) эпитеты во 2,3,4 строфах
4.Выпишите архаизмы, славянизмы. Какова их роль

в стилистике поэмы?
5.Определите приём: «и сны зловещие летают над их преступной головой»
6.Определите приём: «…кого убийство веселит , как юношу любви свиданье»

Продолжим наблюдения

3.Найдите фольклорные(постоянные) эпитеты во 2,3,4 строфах4.Выпишите архаизмы, славянизмы. Какова их роль в стилистике поэмы?5.Определите приём: «и сны

Слайд 241. Отрицательный параллелизм
2. «страшное семейство»
3. земля сырая, булатный нож, тёмная ночь,

месяц ясный, красные девушки
4. стяжание, хладный, младость, глас, жребий, стража, недуг, смрадный., грёзы, алкала, взор, влачусь
5.метафора
6.сравнение

Проверьте свои ответы

1. Отрицательный параллелизм2. «страшное семейство»3. земля сырая, булатный нож, тёмная ночь, месяц ясный, красные девушки4. стяжание, хладный,

Слайд 251)Поэма- выражение свободолюбивых идеалов своего времени была напечатана в журнале «Полярная

звезда» Северного общества декабристов
2)Проблемы –социальные. Разбойники- явление типическое, одна из форм борьбы крестьян с социальной несправедливостью
3)Конфликт: человек-общество
4)Проблемы моральные, нравственные

Тематика и проблематика поэмы

1)Поэма- выражение свободолюбивых идеалов своего времени была напечатана в журнале «Полярная звезда» Северного общества декабристов2)Проблемы –социальные. Разбойники-

Слайд 26Традиции и новаторство поэмы

Традиции и новаторство поэмы

Слайд 27Разбирая архивы после смерти А.Пушкина В.А. Жуковский обнаружил неизвестные ранее заключительные

строки. Почему эти строки не были опубликованы с общим текстом поэмы? Меняется ли восприятие поэмы?
Меняется ли ваше отношение к героям?

Творческий практикум

Разбирая архивы после смерти А.Пушкина В.А. Жуковский обнаружил неизвестные ранее заключительные строки. Почему эти строки не были

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть