Презентация, доклад на тему Тема правды жизни и собственной судьбы в творчестве К. Д. Воробьева

Презентация на тему Тема правды жизни и собственной судьбы в творчестве К. Д. Воробьева, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 27 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Тема правды жизни и собственной судьбы в творчестве  К. Д. ВоробьеваМКОУ «Любостанская СОШ»Кононова Ангелина11
Текст слайда:

Тема правды жизни и собственной судьбы в творчестве К. Д. Воробьева

МКОУ «Любостанская СОШ»
Кононова Ангелина
11 класс
Руководитель Карачевцева Е.Ф


Слайд 2
ВведениеБогат талантами Курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения
Текст слайда:

Введение

Богат талантами Курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты курской земли: Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие- многие другие.
Мне захотелось подробнее узнать о писателях нашей курской земли: кто эти люди, о чём они пишут.
Трудно переоценить роль краеведческих материалов в процессе воспитания подрастающего поколения. Знакомство с творчеством выдающихся земляков способствует формированию чувства «малой Родины», от которого произрастает все самое доброе и великое в человеке.
И в своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве нашего земляка, чья юность пришлась на военные годы, писателя Константина Дмитриевича Воробьева, который родился в соседнем Медвенском районе в селе Нижний Реутец.


Слайд 3
Дом Константина Воробьева в селе Нижний Реутец
Текст слайда:

Дом Константина Воробьева в селе Нижний Реутец


Слайд 4
Творчество писателя включено в школьную программу. Желание глубже познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова обусловило
Текст слайда:

Творчество писателя включено в школьную программу. Желание глубже познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова обусловило актуальность данной работы.
Исследовательская работа своевременна,
потому что время показало, что
произведения востребованы, именно
потому, что они правдивы, потому
что в них отражены общечеловеческие
проблемы, волнующие людей всегда.


Слайд 5
Гипотеза: Можно предположить, что изучение творчества писателя-земляка, прославившего свою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма у
Текст слайда:

Гипотеза: Можно предположить, что изучение творчества писателя-земляка, прославившего свою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма у одноклассников, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.


Слайд 6
Проблема: Мои ровесники знают и читают произведения классиков русской и зарубежной литературы, но крайне важно знать и
Текст слайда:

Проблема: Мои ровесники знают и читают произведения классиков русской и зарубежной литературы, но крайне важно знать и читать произведения писателей – земляков: Е. И. Носова, К. Д. Воробьева и др., которые писали о Великой Отечественной войне кровавую правду, то, что сами пережили. Но не только о страданиях и муках поведали нам они. Неизмеримо выше всего были для них мужество, стойкость и достоинство Человека.
Среди молодежи нашего района был проведен опрос: «Знакомы ли Вы с творчеством писателя Константина Дмитриевича Воробьева?»


Слайд 7
Объект исследования: жизнь и творчество Константина Дмитриевича Воробьева.Предмет исследования: произведения данного писателя о Великой Отечественной войне.
Текст слайда:

Объект исследования: жизнь и творчество Константина Дмитриевича Воробьева.
Предмет исследования: произведения данного писателя о Великой Отечественной войне.


Слайд 8
Цель исследования: выявить истинные ценности военной прозы писателя, приводившей к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте,
Текст слайда:

Цель исследования: выявить истинные ценности военной прозы писателя, приводившей к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте, в которой был показан совершенно новый, непривычный облик войны, без романтики («окопная» правда»), в которой исследование человеческой души, мужание характера ведется с бескомпромиссной правдивостью.


Слайд 9
Задачи исследования: главной задачей я считаю познакомиться с основными произведениями автора, с его жизненной позицией, вызвать интерес
Текст слайда:

Задачи исследования: главной задачей я считаю познакомиться с основными произведениями автора, с его жизненной позицией, вызвать интерес к личности писателя и вовлечь одноклассников в размышление над «лейтенантской прозой». Всё это поможет расширить наши представления о войне и роли родного края в творчестве писателя - курянина.


Слайд 10
Практическая значимость: данный материал позволяет расширить представление о писателе К. Д. Воробьеве, его творчестве и будет использован
Текст слайда:

Практическая значимость: данный материал позволяет расширить представление о писателе К. Д. Воробьеве, его творчестве и будет использован на уроках литературы.
Методы исследования: изучение литературы, посещение музея на родине писателя - курянина, в селе Нижний Реутец Медвенского района, исследование и анализ творчества писателя.


Слайд 11
Дом музей К.Д.Воробьева
Текст слайда:

Дом музей К.Д.Воробьева


Слайд 12
Биография и творческий путь  К. Д. ВоробьеваКонстантин Дмитриевич Воробьев родился 24 сентября 1919года в селе Нижний
Текст слайда:

Биография и творческий путь К. Д. Воробьева

Константин Дмитриевич Воробьев родился 24 сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области, что не далеко от моего села Любостань. Детство его пришлось на годы, когда с ошибками, противоречиями, перегибами рождалась новая Советская власть. Мальчику из бедной крестьянской семьи нелегко было встать на ноги не только по причинам материальным, но и потому, что каждый день надо было решать, как жить, какой мерой мерить дела и поступки людей.
После окончания семилетки уехал в Москву. Работал грузчиком, автокарщиком, учился в вечерней школе. Во время службы в армии участвовал в освободительных походах в Западную Украину и Западную Белоруссию. В 1939 году в армейской газете печатает свои первые рассказы .Работал литсотрудником многотиражной газеты военной академии имени Фрунзе. С начала войны направляется курсантом в Кремлевское военное училище имени Верховного Совета СССР, которое оканчивает по ускоренной программе, и в звании лейтенанта участвует в боях на центральном направлении под Москвой. Был контужен, попал в плен и находился в Ржевском, Каунасском, Саласпилсском, Шауляйском концлагерях. Чудом остался жив, 24 сентября 1942 года бежал из плена. Снова сражался с фашистами уже на литовской земле. Был командиром партизанской группы до самого освобождения Литвы от фашистских захватчиков.
Литва стала второй Родиной и его детей. И его книг. Первые произведения Воробьева появились в печати в 1954 году. В 1956 году в Вильнюсе вышла в свет книга рассказов «Подснежник», двумя годами позднее – «Седой тополь». В это же время в архиве одного из московских журналов лежала повесть-откровение, повесть-крик – «Это мы, Господи!..». Она увидит свет лишь в октябре 1986 года на страницах журнала «Наш современник».


Слайд 13
Литва. Дом, в котором проживал Константин Воробьев
Текст слайда:

Литва. Дом, в котором проживал Константин Воробьев


Слайд 14
Доверительность прозы Константина Воробьева В критике неоднократно отмечалось, что проза Воробьева во многом автобиографична. Назывались и особенности
Текст слайда:

Доверительность прозы Константина Воробьева

В критике неоднократно отмечалось, что проза Воробьева во многом автобиографична. Назывались и особенности автобиографической прозы: сосредоточенность на одном центральном характере, к которому, как верно подметил И. Дедков, писатель был всегда очень пристрастен, не давал ему «полную свободу», ибо «слишком полно жил» в этом своем «сквозном» герое, будь он мальчишка-сирота Алеша Ястребов («Сказание о моем ровеснике»), или Алешин «двойник» Санька («Тетка Егориха»), или другой Алеша Ястребов - молодой лейтенант из повести «Убиты под Москвой», или умудренный жизненным опытом писатель Константин Останков («Почем в Ракитном радости» и архитектор Родион Сыромуков «…И всему роду твоему»).
Мне бы хотелось выделить еще и такую отличительную примету «автобиографической» прозы Константина Воробьева, как ее открытую доверительность к читателю. То есть автор и мысли не допускает быть непонятым, поэтому без объяснительно-исповедальных предисловий рассказывает о каждом жизненном эпизоде как о неповторимо-сокровенном, незаменимом отрезке судьбы, рассказывает сдержанно, целомудренно-строго, но с такой полнотой, когда отпадают невольные предположения о недосказанности, непроясненности.
Автобиографический герой Константина Воробьева не только обостренно чувствует беду и горе других, но и воспринимает эти напасти как свои собственные; вероятно, в этом и скрыто обаяние его доверительности, особенности лирического начала.


Слайд 15
Родной край – вдохновение для творческой работы.Есть у Константина Воробьева небольшой рассказ «Первое письмо» о трогательной дружбе
Текст слайда:

Родной край – вдохновение для творческой работы.

Есть у Константина Воробьева небольшой рассказ «Первое письмо» о трогательной дружбе взрослого и ребенка. Рассказ – из числа «рядовых», но там есть весьма примечательные слова в финале. Получив от своего маленького друга письмецо, лирический герой-рассказчик говорит: «Я долго и трудно искал редкие слова, чтобы достойно ответить Трофимычу на его первое в жизни письмо».
Каждое произведение Воробьева – это всегда отыскивание тех редких и единственных слов, которые воспринимаются и как достойный ответ писателя читателям, и как память о тех, кому посвящены произведения, - о людях, прошедших через труднейшие жизненные испытания, но сумевших сберечь душевную зоркость, совестливость, добросердечие, нравственную чистоту. У этих слов есть и свой четкий определенный исток: страна детства, родная курская земля, где это детство прошло, - недаром коренной курянин Евгений Носов утверждает, что у Воробьева «не только пропрядывают отдельные слова нашего южного говора, но и сама образная система, сопутствующая действию полифония звуков, запахов, пейзажные фоны и фенологические приметы во многих его вещах тоже наши, лесостепные, южнорусские!»
И хотя вся литературная жизнь Константина Дмитриевича прошла на литовской земле, с которой он породнился еще в годы войны, а с лесостепным курским краем писатель распрощался, как и многие его герои, совсем юным, его изобразительная палитра – прав Е. Носов – с теми очевидными «южнорусскими» приметами, что присущи художникам орловско-курско-воронежского региона, от И. Тургенева, Н. Лескова до М. Пришвина, А. Платонова, и самого Е. Носова.


Слайд 16
Пейзажные зарисовки с южностепными приметами встречаются у Воробьева, пожалуй, во всех произведениях, не говоря уже о тех,
Текст слайда:

Пейзажные зарисовки с южностепными приметами встречаются у Воробьева, пожалуй, во всех произведениях, не говоря уже о тех, события в которых непосредственно происходят на курской земле («Сказание о моем ровеснике», «Почем в Ракитном радости», «Тетка Егориха»), и они имеют тому оправдание. Сам писатель определял это чуть иронически: желанием думать «красиво и картинно», что «всегда вычеркивалось редактором из моих ранних рассказов», замечал он. Но желание так думать, надо полагать, явилось следствием неизбывности детского поэтического видения – вот откуда и «церковное сияние» сторожевой вышки, и «лампадно-рубиновый свет» поплавков, и потемки, «пахнувшие яблоками и укропом».


Слайд 17
Книги, вместившие судьбу  …Нам свои боевые Не носить ордена,Вам все это, живые, Нам – отрада одна:Что
Текст слайда:

Книги, вместившие судьбу

…Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам все это, живые,
Нам – отрада одна:
Что не даром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать,
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Эта кара страшна.
(А.Твардовский)
Эти строки Александра Трифоновича Твардовского, вынесенные в эпиграф, Константин Воробьев предпослал одному из лучших своих произведений – повести «Убиты под Москвой», воскрешающей события начального, самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Строки эти с полным основанием могли быть поставлены эпиграфом вообще ко всему творческому наследию ушедшего из жизни в расцвете сил писателя. И не только потому, что тема войны, так или иначе отражена во многих его произведениях, буквально пронизывает творчество прозаика. Важнее другое. Пафос стихотворения Твардовского, весь его трагический накал, вся открыто выплеснувшаяся человеческая скорбь и боль глубоко родственны самой сути трагического таланта Константина Воробьева. Таланта жестокого, бескомпромиссного и очень честного.
О чем бы ни писал Воробьев – о войне ли, о фашистских концентрационных лагерях, о нелегких тридцатых годах, о днях сегодняшних, какие бы тайники души человеческой ни исследовал, он не слукавит, не уйдет в сторону. Он говорит с читателем, как бы глядя прямо ему в глаза. Как художник –реалист он исповедует одну религию – правду. А правда часто трагична.


Слайд 18
Несмотря на то, что Константин Дмитриевич является автором более 30 рассказов, очерков десяти повестей, широкому читателю он
Текст слайда:

Несмотря на то, что Константин Дмитриевич является автором более 30 рассказов, очерков десяти повестей, широкому читателю он известен как автор двух произведений – пронзительно правдивых повестей о войне «Крик» и «Убиты под Москвой». Произведения эти, безусловно, очень многое значат в художественном наследии Константина Воробьева (да и во всей советской прозе о Великой Отечественной войне), но несправедливо забывать и другие его вещи, в которых исследование человеческой души, мужание характера ведется с не меньшей зоркостью и бескомпромиссной правдивостью.


Слайд 19
Примечательно, что произведения Константина Воробьева, непосредственно рассказывающие о войне (в первую очередь повести «Крик» и «Убиты под
Текст слайда:

Примечательно, что произведения Константина Воробьева, непосредственно рассказывающие о войне (в первую очередь повести «Крик» и «Убиты под Москвой»), стали едва ли не первыми из всей нашей «военной прозы», в которых память не ограничивалась только полем брани, а захватывала «территорию» предвоенных лет, тянула свою нить из самого детства, - об этом обстоятельно говорит в статье «Без праздника и хлеб горек» И. Рогощенков, точно подметивший, что прошлое у героев Константина Воробьева «не вспоминается, а присутствует».
Это «присутствие» создает атмосферу полноты, неразрывности жизни, нравственного «равноправия» на различных временных отрезках. Не случайно, что герой повести «Убиты под Москвой» Алексей Ястребов, уже переживший несколько мгновений смертельной опасности, на пределе сил вступает в единоборство с вражеским танком, «снова болезненно-остро ощутив присутствие тут своего детства, забыв все слова, нажитые без деда Матвея….» - здесь сокрыта глубинная мысль о единстве прошлого с настоящим как главном определителе человеческого поведения; здесь же и обоснование «правды жестов и искренности поступков», которых всегда стремился достигнуть Константин Воробьев.


Слайд 20
В разговоре о творчестве Воробьева, может сложиться впечатление, что писатель брезгует, что ли, изображать отрицательные жизненные явления
Текст слайда:

В разговоре о творчестве Воробьева, может сложиться впечатление, что писатель брезгует, что ли, изображать отрицательные жизненные явления и типы. Это, разумеется, не так. В каждом произведении Воробьева обитают, как и в жизни, отнюдь не только положительно-прекрасные люди. Писатель создал, можно сказать, целую галерею характеров из числа самодовольных ничтожеств, мелких трусливых приспособленцев, духовных и нравственных уродов – потребителей и паразитов жизни. Это к одному из таких «ублюдков» обращается герой повести «Почем в Ракитном радости» - писатель Константин Останков: «Вставай и защищайся, гад! Бить буду!»
И все-таки Константин Воробьев отдавал предпочтительное внимание людям сильным, душевно и физически красивым, волевым, творящим добро и справедливость, готовым всегда дать бой любому, поправшему человеческое достоинство. Надо ли доказывать, что нужда в таких гордых и мужественных героях никогда не иссякнет?!
Итогом ко всему вышесказанному, на мой взгляд, может послужить статья еще одного нашего земляка, Евгения Носова «Он любил эту землю»


Слайд 21
Окончание жизненного и творческого пути писателяПри жизни талантливый литератор не был увенчан лаврами. Константина Дмитриевича никогда не
Текст слайда:

Окончание жизненного и творческого пути писателя

При жизни талантливый литератор не был увенчан лаврами. Константина Дмитриевича никогда не баловали премиями. Но последней, присужденной ему посмертно лауреатом Нобелевской премии А.И. Солженицыным, он был бы рад, так как безмерно уважал писателя, преклонялся перед его талантом и мужеством. И есть, наверное, высшая справедливость в том, что Александр Исаевич назвал Воробьева одним "из наиболее значительных художников слова второй половины XX века".
Вот только осуществить свою мечту и переехать в Россию на постоянное жительство писателю так и не удалось. Сначала мешало то, что был в плену, потом болезнь. Но свое последнее упокоение он нашел в родной земле на Мемориале павших. Перенесение его останков на курскую землю состоялось в 1995 году.


Слайд 22
Когда стоишь у могилы писателя, будто слышишь его слова:
Текст слайда:

Когда стоишь у могилы писателя,
будто слышишь его слова: "Если
писатель лжет перед своей совестью
и не желает видеть горе и беды народа,
трагедию его называет исторической
неизбежностью - он ничто, какими бы
наградами не ублажало его правительство.
Придет время, и для всех это станет
очевидным и понятным. Тогда, кроме
позора, такого писателя ничего не
ждет. Я не знаю, будут ли меня читать
потом, но я знаю, что на мою могилу
никто не плюнет".


Слайд 23
На Родине Константина Дмитриевича в Курской области, в память о выдающемся земляке, имеются следующие объекты
Текст слайда:

На Родине Константина Дмитриевича в Курской области, в память о выдающемся земляке, имеются следующие объекты


Слайд 24
3 октября 2009 года в Курске, в сквере у Курской государственной филармонии, открыт памятник К. Д. ВоробьёвуИмя
Текст слайда:

3 октября 2009 года в Курске, в сквере у Курской государственной филармонии, открыт памятник К. Д. Воробьёву

Имя Константина Воробьёва носит средняя школа № 35 города Курска

Имя Константина Воробьёва носит библиотека, расположенная по адресу ул. 50 лет Октября, 15 «а»

В честь писателя названа одна из улиц Северо-Западного микрорайона города Курска

На его родине, в селе Нижний Реутец, в родительском доме, открыт музей писателя


Слайд 25
Жизнь и смерть. Родина и чужбина. Свобода и рабство. Гуманизм и жестокость. Порядочность и подлость. В произведениях
Текст слайда:

Жизнь и смерть. Родина и чужбина. Свобода и рабство. Гуманизм и жестокость. Порядочность и подлость. В произведениях Константина Дмитриевича эти полюса находятся в непримиримом противоборстве. В постоянном столкновении друг с другом. И из этого жесточайшего столкновения высекается искра неугасимой веры писателя в Человека, не потерявшего себя ни в трагических обстоятельствах войны, ни в сложных житейских перипетиях мирной жизни, глубоко убежденного в том,
Что недаром боролись
Мы за Родину – мать…
И как бы ни старалась смерть, уверен писатель, она не способна убить вечно обновляющуюся жизнь. В его книгах разные герои, разные имена. А судьба одна - нелегкая и непростая, но прямая и честная. Как и у самого Константина Воробьева, сумевшего сказать в литературе свое, мужественное и честное, всей жизнью выстраданное слово.


Слайд 26
К.Д.Воробьев прожил достойную, жизнь, сделав многое для развития литературы. Мне бы очень хотелось, чтобы добрая слава о
Текст слайда:

К.Д.Воробьев прожил достойную, жизнь, сделав многое для развития литературы. Мне бы очень хотелось, чтобы добрая слава о Константине Дмитриевиче не кончалась в грядущих веках!

Изучив творчество Константина
Воробьева, я сделала выводы:
познакомилась с писателем-земляком,
изучила его творчество, задумалась
о прозе в современном мире и о том
влиянии, которое она может
оказывать на формирование
взглядов читателя, повысила навыки
в исследовательской деятельности.


Слайд 27
Спасибо за внимание!
Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть