Презентация, доклад на тему Сравнительный анализ стихотворений Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Содержание

Квинт Гора́ций Флакк ( 8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) —древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики.Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, на юго-востоке Италии. Так как Гораций был сыном

Слайд 1Тема: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (сопоставительный анализ стихотворений-завещаний Горация, Г.Р.Державина А.С

Пушкина)
Тема: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

(сопоставительный анализ стихотворений-завещаний Горация, Г.Р.Державина А.С Пушкина)

Слайд 2Квинт Гора́ций Флакк ( 8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) —древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на

эпоху гражданских войн конца республики.Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, на юго-востоке Италии. Так как Гораций был сыном вольноотпущенника, то дома он воспитывался в республиканском стиле.

Стихотворение «Памятник» Горация Флакка.

Квинт Гора́ций Флакк ( 8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) —древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики.Квинт Гораций Флакк

Слайд 3Отец отвез Горация в Рим для получения образования. Достигнув двадцати лет,

он отправился в Грецию, чтобы продолжить учиться. В это время в Греции после убийства Цезаря началась гражданская война. Гораций сражался в войсках Брута и после поражения республиканцев возвратился в Рим. Именно там Гораций, оставшийся без средств к существованию, стал писцом, обратился к литературе и начал писать стихи. Горация много читали не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.
Отец отвез Горация в Рим для получения образования. Достигнув двадцати лет, он отправился в Грецию, чтобы продолжить

Слайд 4 Самой известной среди всех од Горация стала ода «К Мельпомене».

В древнегреческой мифологии Мельпомена — одна из девяти муз, покровительница трагедии. Эта ода вошла в последнюю из трех книг сборника од под номером 30 и оказалась таким образом завершающей весь сборник, была своеобразным поэтическим итогом творчества поэта. В стихотворении Гораций славит поэзию, которая подарила ему вечную поэтическую жизнь.
Самой известной среди всех од Горация стала ода «К Мельпомене». В древнегреческой мифологии Мельпомена — одна

Слайд 5Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь,

ни Аквилон лихой Не разрушат его, не разрушат и ряд Нескончаемых лет - время бегущее. Нет, не весь я умру, лучшая часть меня Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем, доколь по Капитолию. Жрец верховный ведет деву безмолвную. Назван буду везде - там, где неистовый Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем Был у грубых селян. Встав из ничтожества, Первым я приобщил песню Эолии К италийским стихам, Славой заслуженной, Мельпомена, гордись и, благосклонная, Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.

«К Мельпомене»

*Песни Эолии- греческая лирика.
Город Дельфы был расположен у подножия горы Парнас, места обитания муз.
Пизоны- римская аристократическая фамилия, члены которой вели свой род от римского царя Наумы Помпилия
Авфид- река на родине Горация.

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не

Слайд 6В дальнейшем эта ода получила распространение во многих европейских странах, где

она была переведена на национальные языки. Так начала складываться традиция жанра поэтического «памятника». Не обошла ее и русская литература. Ведь трудно представить себе поэта, который не мечтал бы о поэтическом бессмертии, не пытался оценить свое творчество и определить, что в нем явилось самым значительным вкладом в развитие литературы собственного народа и народов мира.
В дальнейшем эта ода получила распространение во многих европейских странах, где она была переведена на национальные языки.

Слайд 7В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение

“Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. В оде «Памятник» Державин поставил себе заслугу за то, «что первый дерзнул о забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить,/ В сердечной простоте беседовать о Боге/ И истину царям с улыбкой говорить.»

Г.Р.Державин

В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды

Слайд 8Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения

поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства. Следует отметить, что эта мысль является продолжением горацианского образа. Сопоставим эти строки:
 
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
(Гораций. «К Мельпомене»)
 
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
(Державин. «Памятник»)
Оба автора отмечают, что поэтический памятник необыкновенно прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы поэзии оказываются даже могущественнее законов природы . Этот «памятник» выше пирамид — традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее — он оказывается неподвластен времени. Эта тема бессмертия поэта получает свое развитие в следующей строфе, причем опять державинский образ сходен с горацианским: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон» (Гораций); «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить...» (Державин).

Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гимном поэзии.

Слайд 9Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни

вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит

Слайд 10Стихи Державина не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что

в них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение. В этом, наверное, и заключается поэтическое бессмертие.
Стихи Державина не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в них горит поэтический огонь, благодаря

Слайд 11Незадолго до того рокового дня, когда Пушкину нанесли смертельный удар, он

написал стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Ода Пушкина также связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Державин, Ломоносов). «Нерукотворный памятник», о котором говорится в первых строках – это поэзия. Она создана поэтом, подчиненным только «Веленью Божию». Слово «нерукотворный» сразу вводит понятия, освещенные религией: «душа в заветной лире», «прах», «тленье». Все другие выражения «любезен я народу», «чувства добрые», «восславил я свободу» – тоже несут в себе расширенное, светское и христианское содержание. Стих «К нему не зарастет народная тропа» обычно понимали так, будто бы народ потянется к памятнику, но памятник «нерукотворный», поэтому и тропа особенная, духовная. Пушкин метафорически сказал о том, что вечная память народа состоит в усвоении сотворенного поэтического слова.

А.С.Пушкин

Незадолго до того рокового дня, когда Пушкину нанесли смертельный удар, он написал стихотворение «Я памятник воздвиг себе

Слайд 12Стихотворения Пушкина и Державина наполнены разным идейным содержанием. Так, Державин представляет

себя в своем «Памятнике» как человека и поэта. Он - не только творец, но и придворный. Поэтому его будут чтить за то, что он искренне и правдиво смог беседовать с царями, «дерзнул в забавном русском слоге» - говорить о добродетелях власть имущих: «О добродетелях Фелицы возгласить». Кроме того, Державин ставит себе в заслугу смелость говорить о высших духовных ценностях, о боге.      Пушкин же в своем «Памятнике» позиционирует себя, в первую очередь, как поэта, а уже через это – как гражданина. Уже в первых строках он подчеркивает свою близость к народу – «К нему не зарастет народная тропа». Именно народная слава для него - самое ценное: «И долго буду тем любезен я народу…»      Больше всего Пушкин ценит в своем творчестве гуманизм («чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал») и свободолюбие, оппозицию существующему строю («в мой жестокий век восславил я Свободу»).      Таким образом, ценности Пушкина стоят на шаг дальше в плане личного и гражданского развития, чем ценности Державина. Если художник 18 века ценит свои художественные заслуги и близость к власти, то художник 19 века ставит на первое место нравственные и общественные заслуги своей поэзии, провозглашая идеал не только поэта, но и прогрессивного человека.
Стихотворения Пушкина и Державина наполнены разным идейным содержанием. Так, Державин представляет себя в своем «Памятнике» как человека

Слайд 13 Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся

выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

Exegi monumentumЯ памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.Нет, весь

Слайд 14На основе рассмотренных нами стихотворений, мы можем сделать вывод, что стихотворения

Горация и Державина – эта памятники себе, памятники совершенно определенным поэтам. А стихотворение Пушкина – это памятник «абстрактному» поэту, это ода о назначении поэта. Однако, все эти стихотворения показывают нам на то, как сложна роль поэта, и что для них очень важно, чтобы их читатели осознавали это и всегда чтили этот высокий труд.
На основе рассмотренных нами стихотворений, мы можем сделать вывод, что стихотворения Горация и Державина – эта памятники

Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть