Презентация, доклад на тему Слово о полку Игореве (уроки 2 - 4)

Содержание

Домашнее заданиеПодготовить сообщение об истории открытия «Слова...», выразительное чтение наизусть фрагмента в переводе или на древнерусском языке. Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору):Каким вы представляете себе автора «Слова...»?Чем отличается «Слово...» от русских

Слайд 1 Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
Система

уроков литературы в 9 классе.
Урок 2.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской

Слайд 2Домашнее задание
Подготовить сообщение об истории открытия «Слова...», выразительное чтение наизусть фрагмента

в переводе или на древнерусском языке.
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору):
Каким вы представляете себе автора «Слова...»?
Чем отличается «Слово...» от русских былин и летописей?
Индивидуальные задания.
Составить лексические и историко-культурные комментарии к трём частям перевода «Слова...» (по группам):
1 группа: буй тур; кличет Див; Сурож, Корсунъ, болван тмутороканский; яруги; червлёный стяг с хоругвью белой; гзак, Кончак; Стрибожъи внуки; шишаки земель аварских; внук Даждъ-бога; недостало русичам вина; Карна, Желя; дань берут по белке со двора; поганый Кобяк; кащеево седло.
2 группа: опутали в путины; Тмутороканъ; девы готские, время Бусово, месть Шаруканъя; татраны, топчаки, олъберы, и ревуги; под самым Римовым; по ногате, по резани на круг; дверь Дуная заперев на ключ; бремена; салтаны; хинова; деремела, ятвяги; князь Ингварь, ляшская сталь; с Дудуток до Немиги; Хорсу бег пересягнутъ.
3 группа: Овлур; гоголь; Стугна; мы его опутаем девицей; по Боричеву, к Пирогощей Богородице.
4 группа: Составьте список географических названий «Слова...».
2. Подготовить комментирование иллюстраций к «Слову...», музыковедческий комментарий к арии князя Игоря («Ни сна, ни отдыха...») и плачу Ярославны из оперы А. П. Бородина.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее заданиеПодготовить сообщение об истории открытия «Слова...», выразительное чтение наизусть фрагмента в переводе или на древнерусском языке.

Слайд 3■ Основное содержание урока. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении (в переводе Н. А. Заболоцкого). Переводы «Слова...».
■ Основные виды деятельности. Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев.
Планируемые результаты:
■ Личностные: воспитание уважения к Родине, её истории, древнерусской литературе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
■ Метапредметные: развитие умений использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе.
■ Предметные: осознание роли изучения древнерусской литературы для развития личности; воспитание читателя, готового участвовать в обсуждении прочитанного, составлять устные и письменные высказывания.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

■	Основное содержание урока. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия «Слова о полку Игореве».

Слайд 4Цели уроков:
Познакомиться с исторической основой памятника.
Изучить сюжет произведения и его образную

систему.
Понять идейное содержание произведения.
Познакомиться с композицией «Слова».
Проанализировать памятник с точки зрения его художественного своеобразия.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Цели уроков:Познакомиться с исторической основой памятника.Изучить сюжет произведения и его образную систему.Понять идейное содержание произведения.Познакомиться с композицией

Слайд 5Домашнее задание на этот урок.
Подготовить план и пересказ статьи учебника «О

древнерусской литературе».
Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого).
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета (4 человека).
Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Слова…»: трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал, скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного ду-ха; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание на этот урок.Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку

Слайд 6Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
Вступительная беседа:
— Когда начинается

словесное искусство Древней Руси? Вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Приведите примеры высокой духовности древнерусской литературы.
— Какие исторические события отражала древнерусская литература? Почему в ней не было места художественному вымыслу?
— Вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя». Почему героями литературы Древней Руси были князья, бояре, воеводы, высшее духовенство?
— Поясните «соблюдение этикета» как черту древнерусской литературы.
— Вопросы 2 и 4 из раздела учебника «Проверьте себя». Назовите основные жанры древнерусской литературы, их главные черты и иерархию

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.Вступительная беседа:— Когда начинается словесное искусство Древней Руси? Вопрос 1

Слайд 7Практическая работа. Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы» (по статье учебника):
Учитель литературы:

Муллаянова А. Р.
Практическая работа.  Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы» (по статье учебника):Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 8История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства. По ходу просмотра

видеосюжета ответьте на вопросы:

Где было найдено «Слово о полку Игореве»?
В Спасо-Ярославском монастыре
В состав какой книги входила рукопись?
Книги «Хронограф письменная»
Когда впервые упоминается рукопись?
В 1709 году
Кто нашёл рукопись?
Граф Мусин-Пушкин

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

История нахождения «Слова» (1 мин.)

История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства.  По ходу просмотра видеосюжета ответьте на вопросы:Где было

Слайд 9Сообщения о Мусине - Пушкине и о проблеме авторства «Слова...». 1. История

нахождения «Слова о полку Игореве»

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А. И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Сообщения о Мусине - Пушкине и о проблеме авторства «Слова...». 1. История нахождения «Слова о полку Игореве»Известный

Слайд 102. Первое издание «Слова о полку Игореве»
В начале же 90-х гг.

по поручению А. И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.
В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

2. Первое издание «Слова о полку Игореве»В начале же 90-х гг. по поручению А. И. Мусина-Пушкина для

Слайд 113. Проблема авторства «Слова…»
Вопрос об авторе слова возник сразу, как только

произведение увидело свет. Кто он был: дружинник, князь, сам Игорь или это мистификация, и оно было написано Мусиным-Пушкиным?
Послушайте гипотезы об авторе «Слова» и запишите, какие были предположения и каковы черты автора произведения.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

3. Проблема авторства «Слова…»Вопрос об авторе слова возник сразу, как только произведение увидело свет. Кто он был:

Слайд 12Запись основных положений материала:
1. Слово — один из ведущих жанров древнерусской литературы.
2. «Слово

о полку Игореве» было создано, когда процесс феодального дробления и вражда княжеств на Руси достигли наибольшей силы.
3. «Слово...» написано вскоре после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году и призывает русские земли к единению перед лицом внешних врагов.
4. Автор «Слова...» выражает мнение всего русского народа и занимает независимую патриотическую позицию.
5. Художественная система «Слова...» связана с фольклором.
6. «Слово...» найдено в конце XVIII века собирателем древностей А. И. Мусиным-Пушкиным.
7. «Слово...» было переведено с древнерусского языка многочисленными писателями, поэтами и литературоведами.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Запись основных положений материала:1.	Слово — один из ведущих жанров древнерусской литературы.2.	«Слово о полку Игореве» было создано, когда

Слайд 13Историческая основа памятника, его сюжет ( 1. 50). Взаимоотношения с половцами.(1.39)

Фрагменты поэмы в актёрском исполнении

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Историческая основа памятника, его сюжет ( 1. 50). Взаимоотношения с половцами.(1.39)  Фрагменты поэмы в актёрском исполненииУчитель

Слайд 141. Игорь (2.39)
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Послушайте исторические комментарии о героях

произведения и запишите основные факты их биографии
1. Игорь (2.39)Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Послушайте исторические комментарии о героях произведения и запишите основные факты их

Слайд 152. Всеволод (1.14)
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Послушайте исторические комментарии о героях

произведения и запишите основные факты их биографии
2. Всеволод (1.14)Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Послушайте исторические комментарии о героях произведения и запишите основные факты их

Слайд 163. Святослав Киевский (2.03)
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Послушайте исторические комментарии о

героях произведения и запишите основные факты их биографии
3. Святослав Киевский (2.03)Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Послушайте исторические комментарии о героях произведения и запишите основные факты

Слайд 174. Кончак (1.38)
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Послушайте исторические комментарии о героях

произведения и запишите основные факты их биографии
4. Кончак (1.38)Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Послушайте исторические комментарии о героях произведения и запишите основные факты их

Слайд 185. Ярославна (0.20)
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Послушайте исторические комментарии о героях

произведения и запишите основные факты их биографии
5. Ярославна (0.20)Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Послушайте исторические комментарии о героях произведения и запишите основные факты их

Слайд 19

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Сюжет произведения и композиция

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Сюжет произведения и композиция

Слайд 20Вступление к поэме (2.39) послушайте вступление к произведению и ответьте на вопросы:
Какова

повесть, которую собирается рассказывать автор?
Чем его манера повествования отличается от манеры Бояна?
Чем прославился вещий Боян?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Вступление к поэме (2.39) послушайте вступление к произведению и ответьте на вопросы:Какова повесть, которую собирается рассказывать автор?Чем

Слайд 21Сообщения о переводах «Слова...» и истории создания перевода Н. А. Заболоцкого.
Чтение

письма Н. А. Заболоцкого Н. Л. Степанову от 20 июня 1945 года (Караганда).

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Сообщения о переводах «Слова...» и истории создания перевода Н. А. Заболоцкого.Чтение письма Н. А. Заболоцкого Н. Л.

Слайд 22Групповая работа:
Группа 1. Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» (в переводе

Н. А. Заболоцкого) с начала до слов «Сами князям славу рокотали». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал. Какие события истории Древней Руси отражены во фрагменте? Какую манеру избирает автор «Слова...» для своего повествования?
Группа 2. Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» (в переводе Д. С. Лихачёва) со слов «Начнём же, братья, повесть эту...» до слов «стоят стяги в Путивле!». Составьте лексические и историко- культурные комментарии к словам и выражениям: скрепил уж силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного духа; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса. Какое предзнаменование увидел Игорь, собираясь в поход? Почему оно не остановило княжеское войско?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Групповая работа:Группа 1. Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» (в переводе Н. А. Заболоцкого) с начала до

Слайд 23СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ Дословный перевод Д.С. Лихачева
Пристало ли нам, братья,
начать старыми

словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнётся же песнь эта
по былям нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Ибо Боян вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времён усобицы.
Тогда напускал десять соколов
на стаю лебедей,
и какую лебедь настигали -
та первой и пела песнь
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю
пред полками касожскими,
прекраcному Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов
на стаю лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал,
а они уже сами князьям славу рокотали.
Начнём же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце своё мужеством,
исполнившись ратного духа,
навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.

Тогда Игорь взглянул
на светлое солнце
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь дружине своей:
"Братья и дружина!
Лучше убитым быть,
чем плененным быть;
так сядем, братья,
на борзых коней
да посмотрим на синий Дон".
Страсть князю ум охватила,
и желание отведать Дон Великий
заслонило ему предзнаменование.
"Хочу, сказал, копье преломить
на границе поля Половецкого,
с вами, русичи, хочу либо голову сложить,
либо шлемом испить из Дона".

О Боян, соловей старого времени!
Вот бы ты походы эти воспел,
скача, соловей, по мысленному древу,
летая умом под облаками,
свивая славу обоих половин этого времени,
рыща по тропе Трояна
через поля на горы.
Так бы пришлось внуку Велеса
воспеть тогда песнь Игорю:
"Не буря соколов занесла
через поля широкие -
стаи галок несутся
к Дону Великому".
Или так запел бы ты,
вещий Боян, Велесов внук:
"Кони ржут за Сулой -
звенит слава в Киеве.
Трубы трубят в Новгороде,
стоят стяги в Путивле!"

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ Дословный перевод Д.С. ЛихачеваПристало ли нам, братья,начать старыми словамипечальные повести о походе Игоревом,Игоря

Слайд 24Групповая работа:
Группа 3. Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» (в переводе

Н. А. Заболоцкого) с начала до слов «Сами князям славу рокотали». Чем отличается фрагмент в переводе Заболоцкого от древнерусского текста и перевода Д. С. Лихачёва? Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент вступления к «Слову...». Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Группа 4. Прочитайте выразительно фрагмент «Слова...» (в переводе Н. А. Заболоцкого) со слов «Мы же по иному замышленью...» до слов «Во Путивле стяги бранные стоят». В чём отличие древнерусского текста и переводов? Прослушайте и оцените фрагмент в актёрском исполнении.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Групповая работа:Группа 3. Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» (в переводе Н. А. Заболоцкого) с начала до

Слайд 25Практическая работа «Переводы «Слова о полку Игореве»
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Сравните

фрагменты переводов «Слова...», включённые в практикум «Читаем, думаем, спо­рим... ».

Практическая работа «Переводы «Слова о полку Игореве»Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Сравните фрагменты переводов «Слова...», включённые в практикум

Слайд 26

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 27Композиция (построение), авторская идея памятника (7.58).
Сколько, по-вашему, частей в «Слове…»?
Озаглавьте эти

части и запишите авторскую идею:
Вступление.
Основная часть:
затмение,
первая битва,
вторая битва,
сон Святослава,
золотое слово Святослава,
плач Русской земли,
плач Ярославны,
побег из плена.
Заключение.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Композиция (построение), авторская идея памятника (7.58).Сколько, по-вашему, частей в «Слове…»?Озаглавьте эти части и запишите авторскую идею:Вступление.Основная часть:затмение,

Слайд 28Содержание «Слова о полку Игореве». Запишите НА ВЫБОР: 1) кратко сюжет «Слова...», 2)

цепь отражённых в нём событий, 3) таблицу, содержащую подробности сюжета:

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Содержание «Слова о полку Игореве». Запишите НА ВЫБОР: 1) кратко сюжет «Слова...»,  2) цепь отражённых в

Слайд 29Итоговые вопросы:
Каким вы представляете себе автора «Слова...»?
Чем отличается «Слово...» от русских

былин и летописей?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Итоговые вопросы:Каким вы представляете себе автора «Слова...»?Чем отличается «Слово...» от русских былин и летописей?Учитель литературы: Муллаянова А.

Слайд 30

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 31ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Урок 3.
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»Урок 3.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 32Домашнее задание
Письменно ответить на один из итоговых вопросов (по выбору):
Почему мысль

о единении русских земель актуальна в «Слове... »?
Чем сходны и чем различны образы Игоря и Всеволода?
Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Выучить «Вступление» или «Плач Ярославны».
Индивидуальное задание. Подготовить похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова...».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее заданиеПисьменно ответить на один из итоговых вопросов (по выбору):Почему мысль о единении русских земель актуальна в

Слайд 33■ Основное содержание урока. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской

женщины. Образ Русской земли. Золотое слово Святослава и основная идея произведения.
■ Основные виды деятельности. Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова...». Характеристика героев «Слова...». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций к «Слову...» и фрагментов из оперы «Князь Игорь».
Планируемые результаты:
■ Личностные: воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
■ Метапредметные: развитие умения организовывать учебное сотрудничество; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формулировать и аргументировать своё мнение.
■ Предметные: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, участвовать в обсуждении прочитанного; развитие умения сопоставлять «Слово...» с произведениями других искусств.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

■	Основное содержание урока. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Золотое слово

Слайд 34Поход начинается с затмения. Сама природа как бы предупреждает Игоря о

том, что поход его не будет счастливым. Но ум князя также находится в затмении, его амбиции вступили в столкновение с доводами рассудка, и он решает идти дальше.

Затмение

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Поход начинается с затмения. Сама природа как бы предупреждает Игоря о том, что поход его не будет

Слайд 35Первая битва
В произведении не описывается первая битва, так как для идейного

содержания произведения она не играет большой роли. Мы только узнаём, что русичи взяли богатую добычу.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Первая битваВ произведении не описывается первая битва, так как для идейного содержания произведения она не играет большой

Слайд 36Буй Тур Всеволод
А вот вторая битва описывается со всеми подробностями, так

как она закончилась плачевно для Игоря и его войска. Особенно ярко автор «Слова» показывает образ Всеволода. «Куда ты, буй-тур, поскачешь, повсюду лежат поганые половецкие головы». Всеволод выглядит в этой сцене как былинный богатырь.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Буй Тур ВсеволодА вот вторая битва описывается со всеми подробностями, так как она закончилась плачевно для Игоря

Слайд 37Как описываются половцы?
Какие щиты у русичей? О чём говорит эта цветовая

гамма?
Как описывается Всеволод? Какие эпитеты даёт ему автор? Какой приём при его описании использует?
Как он ведёт себя в бою?
Что он забыл?
Каким образом автор «Слова» хочет показать исключительность этой битвы?
Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему?
Каковы для Руси последствия поражения Игоря?
Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?
Куда действие переносится во второй части?

Прослушайте эпизод «Вторая битва» (2.41) и ответьте на вопросы:

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Как описываются половцы?Какие щиты у русичей? О чём говорит эта цветовая гамма?Как описывается Всеволод? Какие эпитеты даёт

Слайд 38Золотое Слово Святослава
Перед вами – князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец

и государственный деятель.
Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?
Как он относится к случившемуся?
“И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…” В чем суть его?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Золотое Слово СвятославаПеред вами – князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель. Как он узнал

Слайд 39Плач Ярославны
Плач Ярославны – вершина художественного мастерства автора «Слова». Ярославна, в

традициях фольклорной поэзии, обращается к Солнцу, Ветру, Днепру с просьбой, чтобы они помогли её мужу и его воинам. Этот образ очень поэтичен. С него начинается галерея необыкновенно преданных, любящих образов русских женщин.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Плач ЯрославныПлач Ярославны – вершина художественного мастерства автора «Слова». Ярославна, в традициях фольклорной поэзии, обращается к Солнцу,

Слайд 40Анализ сцены «Плач Ярославны»
Послушайте плач Ярославны на древнерусском (2.32) и русском

(1.58) языках.
На какие три композиционные части он делится?
Какие строчки звучат рефреном?
Какие языковые средства использует автор?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Анализ сцены «Плач Ярославны»Послушайте плач Ярославны на древнерусском (2.32) и русском (1.58) языках.На какие три композиционные части

Слайд 41Выводы (записать в тетрадь):
Итак, композиция “Слова…” строго продумана. Сначала изображено событие,

взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

Каков этот путь?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Выводы (записать в тетрадь):Итак, композиция “Слова…” строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины

Слайд 42Групповая работа
Образы русских князей.
Группа 1. Часть первая. Поход Игоря.
Выразительно прочитайте

фрагменты части первой (по выбору). Озвучьте свои лексические и историко-культурные комментарии, составленные дома: буй тур; кличет Див; Сурож, Корсунъ, болван тмутороканский; яруги; червлёный стяг с хоругвью белой; гзак, Кончак; Стрибожъи внуки; шишаки земель аварских; внук Даждъ-бога; недостало русичам вина; Карна, Желя; дань берут по белке со двора; поганый Кобяк; кащеево седло. Почему Игорь пренебрёг тревожными предзнаменованиями и отправился в поход? Почему он потерпел поражение? Какие князья были главными в походе Игоря? Какими изображены русские князья? В чём сходство «Слова...» с древнерусской воинской повестью и фольклором?
Группа 2. Часть вторая. Сон Святослава. Золотое слово Святослава.
Выразительно прочитайте фрагменты части второй (по выбору учителя). Озвучьте свои лексические и историко-культурные комментарии, составленные дома: опутали в путины; Тмутороканъ; девы готские, время Бусово, месть Шаруканъя; татраны, топчаки, олъберы, и ревуги; под самым Римовым; по ногате, по резани на круг; дверь Дуная заперев на ключ; бремена; салтаны; хинова; деремела, ятвяги; князь Ингварь, ляшская сталь; с Дудуток до Немиги; Хорсу бег пересягнутъ. Какие образы-символы есть в сне Святослава? Какую характеристику автор даёт Святославу и князьям? Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Какие метафоры использованы для изображения русских князей? Прослушайте фрагменты части второй в актёрском исполнении. Вопросы 2—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ярославна как идеальный образ русской женщины
Группа 3. Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря из плена.
Прочитайте выразительно фрагменты части третьей (по выбору). Озвучьте свои лексические и историко-культурные комментарии, составленные дома: Овлур; гоголь; Стугна; мы его опутаем девицей; по Боричеву, к Пирогощей Богородице. Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Какие черты Ярославны присущи образу древнерусской женщины? Почему она обращается за помощью к силам природы? Прослушайте фрагменты части третьей в актёрском исполнении. Ответьте на вопросы 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Образ Русской земли
Группа 4. Образ Русской земли.
Прочитайте выразительно фрагменты «Слова...», в которых изображается Русская земля (по выбору). Природа сочувствует людскому горю во время войны или мешает воинам? Каким изображён в «Слове...» русский народ? Составьте список географических названий «Слова...» и охарактеризуйте его художественное пространство. В чём различие образов Русской земли и Половецкой степи? Как в «Слове...» отразилась история Руси и патриотическая позиция автора? Чем мысль автора о единении русских земель созвучна нашему времени?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Групповая работаОбразы русских князей.Группа 1. Часть первая. Поход Игоря. Выразительно прочитайте фрагменты части первой (по выбору). Озвучьте

Слайд 43
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
"Слово о полку Игореве" в искусстве

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 44Васнецов «После побоища Игоря Святославовича»
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Васнецов «После побоища Игоря Святославовича»Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 45
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 46Иллюстрации Фаворского
В 1950 году В. А. Фаворский закончил цикл иллюстраций к

"Слову о полку Игореве". Чтобы лучше передать дух эпического произведения, художник гравировал иллюстрации на деревянных досках. Сам Фаворский говорил ,что стремился выразить внутреннюю жизнь персонажей памятника древнерусской литературы через взаимоотношение с природой.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Иллюстрации ФаворскогоВ 1950 году В. А. Фаворский закончил цикл иллюстраций к

Слайд 47Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Затмение
Плач русской земли
Золотое слово Святослава

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.ЗатмениеПлач русской землиЗолотое слово Святослава

Слайд 48Обсуждение иллюстраций к «Слову...».
«Слово о полку Игореве» в гравюрах Владимира Андреевича

Фаворского (4.05)

«Слово о полку Игореве» на иллюстрациях Николая Константиновича Рериха (1.24)

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

«Слово о полку Игореве» в искусстве (0.55)

Какие сцены «Слова…» иллюстрирует Н. Рерих?
Почему именно эти сцены?
Какие тона он выбирает для своих картин?
Почему он не изображает саму битву?
В чём, по-вашему, особенность его художественной манеры?

Обсуждение иллюстраций к «Слову...». «Слово о полку Игореве» в гравюрах Владимира Андреевича Фаворского (4.05)«Слово о полку Игореве»

Слайд 49Обсуждение фрагментов оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Выполнение заданий из

раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Фрагменты оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».
«Слово» Бородин (2.17).
«Слово в искусстве» - Бородин (2.11).
Князь Игорь. Бородин. Дуэт Игоря (6.58). Чего не понимает Кончак? Как он относится к Игорю? Соответствует это историческим реалиям?
Князь Игорь. Бородин. Опера. Ария Игоря. О чём ария Игоря? Какие слова проходят рефреном через всё произведение? Какова тональность всей арии?


Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Обсуждение фрагментов оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».  Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие

Слайд 50“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это

произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”.
“Слово о полку Игореве”… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
“Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.
Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ “Слова…”

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы

Слайд 51Обобщающая беседа:
Почему в центре «Слова...» находится золотое слово Святослава?
Как образ Ярославны

отражает отношение к женщине в Древней Руси?
Почему главным образом «Слова...» стал образ Русской земли?
Как в «Слове...» соединились черты воинской повести и фольклора?
Итоговые вопросы:
Почему мысль о единении русских земель актуальна в «Слове... »?
Чем сходны и чем различны образы Игоря и Всеволода?
Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Обобщающая беседа:Почему в центре «Слова...» находится золотое слово Святослава?Как образ Ярославны отражает отношение к женщине в Древней

Слайд 52

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 53ОБРАЗ АВТОРА И ПОЭТИКА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Урок 4
Учитель литературы: Муллаянова

А. Р.
ОБРАЗ АВТОРА И ПОЭТИКА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»Урок 4Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Слайд 54Домашнее задание
Письменно ответить на один из проблемных вопросов ИЛИ выполнить задание

1 из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору).
Составить таблицу «Периодизация русской литературы XVIII века».
Индивидуальные задания. Выполнить задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».
Групповое задание. Выполнить коллективный учебный проект.
Проект. Электронная презентация «Классицизм в изобразительном искусстве».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее заданиеПисьменно ответить на один из проблемных вопросов ИЛИ выполнить задание 1 из раздела учебника «Творческое задание»

Слайд 55Основное содержание урока. Образ автора. Авторская позиция и язык «Слова...». Соединение

языческой и христианской образности.
Основные виды деятельности. Конспектирование лекции учителя. Устный и письменный анализ фрагмента в формате ЕГЭ. Выводы об особенностях тематики, проблематики и художественного мира «Слова...».
Планируемые результаты:
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение наследия древнерусской литературы и творческую деятельность.
Метапредметные: развитие ИКТ-компетенции и умения записывать основные положения лекции учителя, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач.
Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Образ автора. Авторская позиция и язык «Слова...». Соединение языческой и христианской образности.Основные виды деятельности.

Слайд 56Образ автора. Авторская позиция в «Слове о полку Игореве»
Основным источником представлений

об авторе «Слова...» является его текст. Ни в произведениях древнерусской литературы, ни в других документах нет сведений об авторе.
Д. С. Лихачёв исследовал образ автора и пришёл к следующим выводам:
Автор «Слова...» был внимательным читателем и прекрасно знал текст «Повести временных лет», выбрав из неё описания событий прошлого.
Близость образов «Слова...» к устной народной поэтике свидетельствует о широком художественном кругозоре автора.
Автор использует исторические песни, летописи и устный эпос, пытаясь найти причины княжеских усобиц.
Автор «Слова...» не историк и не летописец, но его отношение «к событиям современности в высшей степени исторично».
Автор хорошо знает политическую обстановку своего времени, точность в изображении незначительных реалий; подтверждает, что «Слово...» писалось вскоре после похода Игоря Святославича в 1185 году.
Автор «Слова...» принадлежит к феодальным верхам, он образован, знает военное дело, политические и родовые связи князей и княжеств.
Автор отразил в «Слове...» интересы народных масс, объективно описывая причины, приведшие Русь к феодальной раздробленности.
Автор осуждает безрассудность похода: он был не продуман, закончился поражением, вызвал волну набегов половцев на Русь. Но автору симпатичны Игорь, его брат Всеволод, всё «гнездо» потомков Олега Святославича (он назван Гориславичем за то, что принёс на Русь горе).
Существует множество гипотез об авторстве «Слова...». По мнению Д. С. Лихачёва, «автор „Слова" мог быть приближённым Игоря Святославича: он ему сочувствует. Он мог быть и приближённым Святослава Киевского: он сочувствует и ему. <...> Он мог быть дружинником: дружинными понятиями он пользуется постоянно. Он, несомненно, был книжно образованным человеком, и по своему социальному положению он вряд ли принадлежал к эксплуатируемым классам населения. <...> Автор „Слова" занимал свою независимую от правящей верхушки феодального общества патриотическую позицию. Ему были чужды местные интересы феодальных верхов и были близки интересы широких слоёв трудового населения Руси — единых повсюду и повсюду стремившихся к единству Руси».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Образ автора. Авторская позиция в «Слове о полку Игореве»Основным источником представлений об авторе «Слова...» является его текст.

Слайд 57Соединение языческой и христианской образности
Практическая работа.
Д. С. Лихачёв пишет, что

автор упоминает в «Слове...» языческих богов, но нельзя утверждать, что верит в них. Языческие божества в «Слове...» — символы природы, художественные образы. Одушевление природы — это не отражение религиозных представлений автора, а образы художественной системы «Слова...». Он одушевляет природу поэтически, потому что поэзия ещё связана для него с языческими, дофеодальными корнями. Сам автор — христианин: Игорю помогает бежать из плена Бог, Игорь едет к Богородице Пирогощей и т. д.
Заполните цитатную таблицу, вписав в неё примеры языческой и христианской образности из «Слова...» (в переводе Н. А. Заболоцкого):

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Соединение языческой и христианской образностиПрактическая работа. Д. С. Лихачёв пишет, что автор упоминает в «Слове...» языческих богов,

Слайд 58Аналитическая беседа:
— Почему нельзя судить о языке «Слова...» по современному переводу?

Найдите в «Слове...» примеры метафор, сравнений, олицетворений, образов-символов, гипербол, рефренов, анафор и объясните их роль.
— Вопрос 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова».
Ответы на вопросы викторины № 1 из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Аналитическая беседа:— Почему нельзя судить о языке «Слова...» по современному переводу?— Найдите в «Слове...» примеры метафор, сравнений,

Слайд 59Итоговые вопросы:
■ Какими чертами обладает в «Слове...» образ автора?
■ Почему в «Слове...» присутствуют

и языческие, и христианские образы?
■ Каковы особенности языка «Слова...»?
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос (комментирование положений статьи Д. С. Лихачёва «Золотое слово русской литературы»):
1. Чем привлекательны образы русских князей в «Слове...»?
2. Какие лучшие черты русской женщины отражены в образе Ярославны?
3. Каким предстаёт в «Слове...» образ Русской земли?
4. Каковы способы выражения авторской позиции в «Слове...»?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Итоговые вопросы:■	Какими чертами обладает в «Слове...» образ автора?■	Почему в «Слове...» присутствуют и языческие, и христианские образы?■	Каковы особенности

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть