Слайд 1«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи.
Слайд 2«Серебряный век» русской поэзии
«Серебренный век» - сложное
культурное явление,
проявившееся в
русской
философской мысли, разных
видах искусства, но прежде
всего в литературе, а точнее – в
поэзии, т.к.именно она с ее
мгновенностью мироощущения,
быстротой, силой и яркостью
воплощения смогла стать
выразителем настроений эпохи.
Слайд 3«Серебренный век» впервые название предложено философом Н. Бердяевым, но за русской
поэзией модернизма оно закрепилось после появления в свет статью Николая Оцупа «Серебренный век» русской поэзии»,а окончательно вошло в оборот после опубликования написанных уже в 60-е гг.воспоминаний издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского, озаглавленных «На Парнасе «Серебряного века».
Слайд 4 Термин « Серебряный век» возник по аналогии с
выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своим корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.
Понятие «Серебряный век» прежде всего связан с символизмом.
Слайд 5Символизм – выражение идей посредством символов; поэзии намеков, иносказаний. Бальмонт, Брюсов,
Анненский, Сологуб, Белый, Блок и др. Именно символисты способствовали утверждению Пушкина национального поэта, открыли знание Достоевского для русской культуры.
Слайд 6Вместе с тем впервые в русской литературе провозгласили субъектом истории человеческую
личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи.
От символизма отошли новые течения: акмеизм и футуризм.
Слайд 7
Акмеизм – высшая степень чего-либо. Возник на
отрицании мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Акмеисты провозгласили высокую самоценность земного, реального мира.
Слайд 8
Они хотели воспеть
земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов.
Слайд 9 Футуризм – будущее. Объявляя классику и всю предшествующую литературу как
нечто отжившее и не соответствующее современности, футуристы выдвинули идею искусства, способную реально словом преобразовывать мир. Они добивались обновления поэтического языка. Вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм поэзии, делали ставку на лозунговость творчества.
Слайд 10Лирика А.А.Блока
Первым литературным увлечением Александра
Александровича Блока стала поэзия В.Жуковского. Стихотворение 1898 – 1900 гг., объединенные в цикле «Ante lucem» («До света»), отвечали традициям романтической поэзии XIX в. Русский романтизм оказал влияние на формирование эстетики символизма, которая вскоре заняла лидирующее место в поэзии Блока. Желание пересоздать реальный мир, удивить ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – эти черты романтизма нашли свое выражение в символисткой поэзии Блока.
Слайд 11
Символистская поэзия
Блока представлена циклом
«Стихи о Прекрасной Даме», в
состав которого вошли
стихотворения 1901 – 1902 гг.
тогда же в сознании Блока
сформировалась эстетическая
концепция, отвечающая
принципам символизма. Стихи,
как записал он в дневнике, - это
молитвы, а поэт – это апостол,
слагающий их в «божественном
экстазе».
Слайд 12 Свою лирику Блок разделил на три
тома, в которых были отражены три этапа становления личности поэта, его путь от созерцателя, символистского мистика к человеку, причастному к общественным движениям современности. Он назвал этот путь трилогией вочеловечения.
Во второй том вошли стихотворения трагических для России 1904 – 1908 гг. в 1904 – 1905 гг. появились стихи Блока, в которых символистское восприятие действительности ассоциировалось с мертвенностью. В третий том вошли стихотворения 1907 – 1916 гг., циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы».
Слайд 13
Духовным учителем Блока-символиста является
поэт и философ Вл.Соловьев. его учение основывается на поиске Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты.
«Блок создал цельную всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Блока, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное иное количество оттенков, толкований..
Слайд 14 Заря, звезда, солнце, белый цвет – все
это синонимы Прекрасной Дамы. Белый – значит посвятивший себя Вечной Женственности. Размыкание кругов – порыв к Ней.
Слайд 15 Ветер – знак ее приближения. Утро, весна
– время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука торжество злого начала. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически.
Приведен далеко не полный «словарь» символов Блока. Он весь упрощен, но ориентироваться в поэзии Блока он поможет