Слайд 1Научно-практическая конференция
«Новое поколение»
Роль пословиц и поговорок
в жизни
современного человека
Работу выполнил: ученик 4 «Б» класса
Щербаков Андрей
Руководитель:
Михайлова Н.Н
учитель начальных классов
Слайд 3
Тема: Роль пословиц и поговорок в жизни
современного человека.
Предмет исследования:
пословицы и поговорки как жанр фольклора.
Цель исследования:
определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, стимулирование интереса к данному жанру фольклора.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование,
опрос учеников и взрослых по теме.
3. Сделать выводы.
Приготовить презентацию работы.
4. Составить свой сборник пословиц и
поговорок для младшеклассников.
Слайд 4Обзор литературы, информации из Интернета.
Пословицы и поговорки в жизни
современного человека.
XXI век – век новых современных технологий.
От предков - неоценимый дар. Это устное
народное творчество – фольклор.
Составители сборников:
И.М.Снегирёв
Ф.И. Буслаев
А.Н.Афанасьев
С.И. Ожегов
В.И.Даль
Слайд 6
Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.
Пословица – это
- целое законченное предложение
с моралью, глубоким смыслом и
выводом;
- это заповедь, которой должны
следовать все;
- это коротенькая притча (учит,
наставляет);
- может состоять из двух частей.
Слайд 7Поговорка
- меткое красноречивое выражение (словосочетание);
- не составляет законченного
высказывания
- не содержит поучений и выводов;
- она как реплика, которую можно заменить другим словом или высказыванием;
- не делима на части, содержит иронию.
Слайд 8Пословицы
Ученье – свет, а неученье – тьма.
(Призывает учиться,
чтобы быть умным).
Слайд 9
Красна птица пером, а человек – умом.
(О животных судят по
внешности,
а о человеке по уму).
Слайд 10
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
(Не делай
несколько дел сразу, не получишь хороших результатов).
Слайд 11Семь раз отмерь, один раз отрежь.
(Призывает не торопиться, обдумывать)
Слайд 12Поговорки
- Семеро одного не ждут.
(Группа людей не должна ждать
опаздывающего).
- Цыплят по осени считают.
(О результатах работы надо судить
только по её окончании).
- После дождичка в четверг. (То есть никогда).
- Как с гуся вода.
(Ничего не делается, всё сходит благополучно)
Слайд 13О труде
Хорош садовник – хорош и крыжовник.
(Будешь хорошо ухаживать –
вырастет и урожай хороший)
Слайд 14Маленькое дело лучше большого безделья.
(Лучше сделать немного, чем совсем ничего)
Слайд 15Терпение и труд всё перетрут.
(Не опускай руки, терпеливо иди к
цели)
Слайд 16О Родине
- Где родился, там и пригодился.
(Человеку лучше жить и
работать в родных местах)
- С родной земли умри – не сходи.
(Защищай Родину до конца)
- Родина –мать, умей за неё постоять.
(Свою Родину защищай как мать)
Слайд 17Об учении и уме
- Кто думает, тот всегда додумается.
(Если будешь
думать – придёт и решение)
- Грамоте учиться – всегда пригодиться.
(Грамотный человек найдёт примененье своим знаниям).
- Ум хорошо, а два лучше.
(При выработке решения полезно знать мнение и других людей).
- Есть терпение, будет и умение.
(Научишься, если будешь терпелив).
Слайд 18Поговорки создают яркие портреты людей:
- Метил в ворону, а попал
в корову.
(О неумелом)
- Смотрит в книгу, а видит фигу.
(О рассеянности, невнимательности)
Слайд 19- У него денег куры не клюют.
( О богатом)
- Гол,
как осиновый кол. (О бедном)
Слайд 20 Идёт, словно пава. (о походке)
- Ходит именинником.
- Сердце петухом запело.
(о душевном состоянии)
- Козлом прыгает
Слайд 21
- Волосы на себе рвёт. - На стенку лезет. (Испытывает переживание,
страх).
- Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).
- Душа – потёмки. (О скрытном человеке).
Слайд 22- В голове ума палата. (Об умном человеке).
- В голове реденько засеяно. (О глупом).
Слайд 23Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время, потому
что
- мы их до сих пор употребляем;
- они – украшение нашей речи;
- содержат в себе ответы
на большинство злободневных
вопросов современности;
- содержат в себе мудрость;
- поднимают настроение, вызывают улыбку;
- прославляют или осуждают;
- предостерегают;
- отражают разные стороны жизни;
- развивают чувство познания к красоты русского языка;
- развивают нравственные качества личности;
- они интересны, так как кратко выражают суть;
- благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в трудной ситуации или как не надо делать;
- дают оценку явлений действительности.
Слайд 29
Выводы
И ученики, и взрослые знают
пословицы
( некоторые ученики знают даже больше
взрослых);
- Большинство употребляют их в жизни;
- Все взрослые, без исключения, сказали, что
пословицы и поговорки нужны в жизни, в них
мудрость (особенно нужны детям – они их учат, говорят им, как
поступать);
- Распространёнными являются:
(Без труда не вынешь рыбку из пруда.
7 раз отмерь, один отрежь).
(С кем поведёшься, от того и наберёшься).
Слайд 30 провели классный час
- Беседа из истории пословиц и поговорок.
-
Виды пословиц и поговорок.
- Игры на тему.
Слайд 32Вывод
- Всем ученикам было интересно узнать о русском фольклоре;
- Все сказали, что пословицы в современной жизни любимы и нужны
Слайд 37Заключение
Цели и задачи исследования достигнуты.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте помнить их, друзья!